ИНТЕГРАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫМ КУРСАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ.

Климаш О.Л.
(ГПОУ «Енакиевский металлургический техникум»)

ИНТЕГРАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫМ КУРСАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ.

В Информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования. Для современного этапа развития образования характерно широкое внедрение и использование современных средств информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания в условиях становления информационного общества.
ИКТ – это система технологий обучения, основанная на организации процесса обучения и усвоения знаний с применением средств информационных технологий и компьютерных коммуникаций.
Основная цель использования ИКТ -  повышение эффективности и качества процесса обучения за счет реализации возможностей ИКТ.
Основные задачи применения ИКТ в системе СПО:
- повышение качества подготовки специалистов;
- интеграция различных видов образовательной деятельности;
- адаптация ИКТ обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;
- разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучающихся;
- разработка информационных технологий дистанционного обучения;
- совершенствование программно-методического обеспечения;
- внедрение информационных технологий обучения в процесс специальной профессиональной подготовки специалистов.
Преимущества реализации образовательного потенциала ИКТ:
1. По отношению к учебной деятельности:
повышение мотивации процесса обучения;
активизация работы обучающихся на уроке.
2. По организации учебного процесса:
дифференциация и индивидуализация образования;
дополнительные возможности создания проблемных ситуаций;
систематизация процесса учебного поиска;
быстрая диагностика результативности процесса обучения.
3. По роли в развитии обучающихся:
осознание обучающимися назначения компьютерной техники;
показ современных средств познания;
повышение научного уровня представления материала;
возможность разного представления информации об одном и том же процессе (табличный, графический и т.п.).
4. По техническим возможностям:
дополнительные возможности наглядности;
расширение диапазона исследований;
сокращение времени на выполнение рутинных работ.
В преподавании специальных дисциплин информационно-коммуникативные технологии дают высокий эффект при использовании в разных направлениях: при подготовке к учебным занятиям; на всех этапах занятия; при организации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы; в ходе дистанционного обучения; в презентационной деятельности; в процессе участия в научно-исследовательской деятельности; при подготовке к конкурсам, конференциям, олимпиадам.
Одним из приоритетных направлений повышения эффективности профессионального обучения является совершенствование педагогического мастерства через внедрение современных педагогических технологий. Среди разнообразных технологий наиболее оптимальными, на мой взгляд, являются информационно - коммуникативные технологии, интерактивные, проектные и деятельностные.
Использование ИКТ в образовательном процессе имеет ряд преимуществ: расширяют возможности предъявления учебной информации; применение цвета, графики, звука позволяют воссоздать реальную обстановку деятельности; повышают мотивацию студентов к обучению; вовлекают студентов в образовательный процесс, способствуя раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности; позволяют качественно изменять контроль деятельности студентов, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.
Основной целью деятельности преподавателей является стимулирование и поддержание интереса студентов к освоению учебных дисциплин через применение ИКТ в образовательном процессе и подготовка высококвалифицированных специалистов.
Поэтому на занятиях по специальным дисциплинам преподавателями используются разнообразные мультимедийные ресурсы: электронные учебники, видео- и аудио энциклопедии; медиа уроки с использованием презентаций, выполненных в Power Point и флэш - анимацию; текстовые и графические редакторы; тематические Интернет-ресурсы; интерактивные тесты, доступные в Интернете.
Недостаточность иллюстративного материала по специальным дисциплинам в техникуме решается путем использования мультимедийного оборудования. Так, например преподавание дисциплин «Электронная техника», «Вычислительная техника», «Информационное обеспечение профессиональной деятельности», «Компьютерное моделирование» и всех междисциплинарных курсов сопровождается использованием на занятиях учебных электронных наглядных пособий и презентаций. В данных пособиях содержатся дидактические материалы- рисунки, схемы, определения и таблицы по дисциплине, предназначенные для демонстрации преподавателем на лекциях через мультимедиа-проектор.
Одно из положений педагогики говорит, что «действию можно научиться только посредством собственного действия». Таким образом, только приступив к практическим «действиям», студент может правильно оценить степень своей подготовленности к выполнению требуемой работы.
Активная работа студентов на занятиях вместо пассивного конспектирования получаемой информации без сомнения дает хорошие результаты. В этом тоже могут помочь приемы информационно- коммуникационных технологий.
Следовательно, внедрение ИКТ в образовательный процесс позволяет варьировать:
Способами предъявления материала, вызывающими у студентов активность различной модальности (зрительную, слуховую, моторную).
Формами предъявления материала (в виде текста, формул, рисунков, графиков, схем и т. д.).
Характером познавательных задач (одни задачи требовали практических действий студентов, другие различного уровня умственных операций).
Логическими схемами предъявляемого материала.
Связями между ключевыми понятиями.
Таким образом, использование ИКТ на занятиях специальных дисциплин опирается на множество разработанных методов, которые начинают работать одновременно - это и исследования, и проблемное обучение, и работа над проектами, и имитация каких-то действий. С помощью мультимедиа можно добиться глубокого понимания студентами изучаемого вопроса. Применение мультимедиа является одним из основных средств реализации принципа наглядности в обучении, создает необходимые условия для формирования материалистического мировоззрения при изучении техники, убеждая в познаваемости явлений и законов реальной  действительности.

Литература

Гавришина О.Н. Профессионально ориентированная информационная среда обучения / О.Н. Гавришина, Е.В. Филатова // Высшее образование в России. – 2011. – № 4. – С. 148–151.
Суворова, Н. Интерактивное обучение: Новые подходы / Н. Суворова. – М.: Роспедагентство, 2005. – 110 с.
Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: тезисы докладов 18-й Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 27–29 ноября 2012 г. / ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2012. 204 с.


Ќђ Заголовок 315