Рабочая программа по внеурочной деятельности Стильные штучки
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя школа №4 «Центр образования» г.Тутаев
Утверждаю
Директор МОУ СШ №4
«Центр образования» г.Тутаев
Гаврилова Р.Н.
Приказ №__________________
от «_____»____________2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
общекультурное направление
«Стильные штучки»
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Составитель:
Кадысева В.В.
Пояснительная записка
Программа «Стильные штучки» предназначена для организации внеурочной деятельности по общекультурному направлению и рассчитана на 4 года обучения(135часов): 1год- (33 занятия) ; 2-4 год по (34 занятия)
Содержание программы имеет национальный и исторический характер и направлено на достижение целей воспитания связанных с формированием и развитием гражданственности, трудолюбия, любви к Родине, семье, интереса к истории и декоративно-прикладному творчеству. Программа ориентирована на формирование традиционных, семейных ценностей, воспитание девочек, как хранительниц домашнего очага, рукодельниц.
Программа носит образовательный характер. Занятия по программе помогают привить уважение к труду, приобщиться к народной культуре, своим национальным корням. Происходит развитие творческой самостоятельности учащихся, фантазии, умение использовать имеющиеся знания и опыт в практической деятельности. Дети учатся правильно пользоваться различными инструментами, получают первоначальные умения при обработке материалов, изучать виды и свойства материалов, а также учиться нестандартно мыслить и фантазировать, уметь эстетично оформить поделку, бережно относиться к своему труду и труду товарища.
Актуальность программы заключается в том, что она отражает общую тенденцию к возрождению традиционного искусств по декоративно - прикладному творчеству, в частности, изготовления народной куклы и поделок, опираясь при этом на русскую традицию проведения досуга и воспитания девочек в семье. Через знакомство и приобщение детей к искусству народной куклы оказывается влияние на формирование их художественного вкуса, отвечающего национальной традиции, открывающего простор для последующего совершенствования и в других областях культуры. Программа позволяет осознать такие понятия, как народ, народное сознание.
Новизна программы в том, что программа состоит из 10 разделов, каждый из которых предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности по определенному направлению и тесно связана с календарными праздниками: с наступлением Нового года, Рождества, 23 февраля - Дня защитника Отечества, Международного женского дня - 8 марта. Программа позволяет реализовывать индивидуальные потребности детей: коммуникативные, познавательные, инструментальные (обучение конкретному ремеслу).
Обучение детей приёмам выполнения народной тряпичной куклы, шитья, работа с прикладными материалами (пуговицы, ткань, бумага, ленты, тесьма), аппликацией, вышиванием, работа с бумагой и бисером в единой образовательной программе позволяет придать её реализации комплексный характер:
– происходит обучение навыкам, полезным в будущей трудовой деятельности, а также способным пригодиться в обыденной, семейной жизни;
– постигается важная сторона истории, что необходимо для формирования гражданской позиции;
– вырабатываются эстетические ценности и идеалы, основанные на лучших традициях отечественной народной культуры и истории, которые содействуют возникновению бережного, уважительного отношения к культурному наследию;
– формируются и развиваются созидательные стороны в формировании личности.
Работа на занятиях трудоёмкая, кропотливая, требует длительной концентрации внимания и усидчивости, поэтому учитываются физические и психологические особенности детского возраста и применяются в программе здоровьесберегающие технологии.
Цель программы – создать условия для формирования эмоционально – отзывчивой, творчески активной личности, пробудить интерес к рукоделию на тематической и технологической основе изучения народного искусства и исторического материала.
Задачи:
Социализирующие личность обучающегося – преодоление всевозможных психологических барьеров, общение, активная, созидательная, общественно-одобряемая деятельность, развитие общего культурного уровня
Воспитывающие: формирование мировоззрения, трудовое, гражданское и эстетическое воспитание, создание комфортного психологического климата внутри коллектива, способствующего неформальному интересу к образовательному предмету и творческому общению учащихся
Обучающие: знакомство с историей праздников, с народными традициями, их место в жизни и в сфере современного декоративно-прикладного искусства, с эстетикой и смысловой нагрузкой народного творчества; обучение техническим навыкам и приемам выполнения тряпичных кукол, шитья, работы с прикладными материалами (пуговицы, ткань, бумага, ленты, тесьма), аппликацией, вышиванием, работы с бумагой и бисером
Развивающие: развить склонности и способности детей к художественному творчеству, дать возможность реализовать свой творческий потенциал
Программа строится с учетом основных методических принципов:
Гуманизация учебно-воспитательного процесса (создание условий для максимального раскрытия возможностей и способностей ребенка).
Дифференциация и индивидуализация обучения (учет психических и физических возможностей и способностей каждого ребенка).
Наглядности и доступности (комплексно использовать все методы обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка).
Сознательности и активности (понимание воспитанником того, что данные умения и знания пригодятся ему в жизни; проявление желания овладеть этими знаниями).
Программа по структуре составлена на 4 года обучения (135 учебных часа) по 1 часу в неделю.
Формы и методы обучения:
Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к более сложному. Программа основана на ручной деятельности. Как известно, ручной труд оказывает благоприятное влияние на развитие интеллекта, речи и психологических функций ребенка в целом. Формы занятий выбираются, исходя из возрастных и психологических особенностей воспитанников. В процессе практической деятельности основными формами являются индивидуальные и групповые занятия. Практическая часть преобладает, т.к. необходимо закрепить полученные знания, умения, навыки. При изучении теории с учетом возрастных особенностей целесообразно использовать методы рассказа, с элементами показа, беседы. Планируется применение игровых форм ведения занятия, которые также играют важную роль в развитии ребенка
По данной программе могут заниматься дети, не имеющие специальной подготовки и включится в любой этап работы, т.к. обучение начинается с самых азов: изучение инструментов, приспособлений и материалов, правил работы с ними, соблюдение техники безопасности, умение пользоваться иглой и нитью, различными видами тканей, изучение основных ручных швов и их применение в работе.
Методика проведения занятий предусматривает разнообразную практическую деятельность детей:
репродуктивная – после объяснения преподавателя повторить данное изделие;
творческая – самостоятельно изготовить изделие.
Деятельностный подход в обучении реализуется через игровые формы ведения занятия – что связано с более глубоким изучением исторического аспекта программы на этапе совершенствования мастерства.
Используются информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе (подготовка материалов к занятиям, компьютерные презентации и т.д.)
Используется технология коллективной деятельности и этнопедагогические методы образования: - передающие знания традиций и обычаев народа (народные праздники, игры, фольклор); - методы включения ребёнка в деятельность (игровую, обучение ремеслу);- методы, регулирующие поведение (социализация личности посредством фольклора – развитие отношения к себе, труду, окружающим, искусству).
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
1.Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни) приобретение школьниками знаний и способах самостоятельного поиска, усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия, культура труда, этики трудовых отношений.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом) развитие ценностных отношений школьника к знаниям, получение школьником опыта переживания и позитивного отношения(человек, семья, Отечество, труд, мир, культура).
3. Результаты третьего уровня (получение школьником опыта): разовьют образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности; расширят знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества; познакомятся с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов; смогут применить ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях; познакомятся с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов; научатся работать в коллективе; получат знания о дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища; научатся работать с информацией.
Личностные результаты
Понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире;
Положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
Положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни;
Уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
Чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания;
Метапредметные результаты
Адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленных целей и в решении задач;
Устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
Привычка к организованности, порядку, аккуратности;
Чувство сопричастности с культурой своего народа, знать историю календарных праздников: Нового года, Рождества, 23 февраля – День защитника Отечества, Международного женского дня - 8 марта и т.д;
Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими связи между объектами и процессами.
Предметные результаты
Самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
Создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи и воплощать этот образ в материале;
Понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности
Правильно освоить основные техники выполнения народной куклы, шитья, работу с прикладными материалами (пуговицы, ткань, бумага, ленты, тесьма), аппликацией, вышиванием, работу с бумагой и бисером
Научиться выбирать нужную ткань и материалы для изготовления различных поделок.
Педагогический контроль:
Цель контроля: побудить воспитанника к самосовершенствованию, воспитать умение оценивать свои достижения и видеть
перспективу развития.
Формы контроля:
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии: наблюдение за деятельностью ребенка, само- и взаимоконтроль.
Итоговый контроль: проводится в форме отчётной выставки детского творчества.
Учебно - тематическое планирование 1 год обучения
№
Название раздела
Общее
количество
часов
теория
практика
1
Вводное занятие. Экскурсия по мастерской.
1
0,75
0,25
2
Работа с тканью.
10
2
8
3
Работа с бумагой
1
0,25
0,75
4
Работа с бисером
2
0,25
1,75
5
Работа с тканью.
2
0,5
1,5
6
Работа с иглой
2
0,5
1,5
7
Работа с прикладными материалами
4
1
3
8
Аппликация
3
0,75
2,25
9
Вышивание
6
2,25
3,75
10
Отчётная выставка – ярмарка работ школьников
2
1
1
Всего:
33
8,75
24,25
Календарно - тематическое планирование
№
Название раздела
Общее
количество
часов
теория
практика
дата
1
Вводное занятие. Экскурсия по мастерской.
1
0,75
0,25
Сентябрь
Программа «Стильные штучки»
2
Работа с тканью
10
2.1
Знакомство с тканями
1
0,5
0,5
Сентябрь
2.2
Калужская узелковая кукла.
3
0,5
2,5
Сентябрь
сентябрь
октябрь
2.3
Мероприятие «Играем в куклы»
1
1
Октябрь
2.4
Кукла «Пеленашка»
3
0,5
2,5
Октябрь
октябрь
ноябрь
2.5
Куклы друзья. Нитяная кукла (девочка и мальчик)
2
0,5
1,5
Ноябрь
3
Работа с бумагой
1
3.1
Скоро новый год. Виды украшений. Снежинки
1
0,25
0,75
ноябрь
4
Работа с бисером
2
4.1
Новогодние игрушки. Изготовление украшений из бисера и стекляруса
1
0,25
0,75
декабрь
4.2
Игра «Встали в хоровод». Украшение ёлки
1
1
Декабрь
5
Работа с тканью.
2
5.1
Рождество. История. Кукла «Ангел»
2
0,5
1,5
декабрь
декабрь
6
Работа с иглой
2
6.1
Пришивание пуговиц
2
0,5
1,5
январь
январь
7
Работа с прикладными материалами (пуговицы, ткань, бумага, ленты, тесьма)
4
7.1
Подарок папе к 23 февраля
2
0,5
1,5
январь
февраль
7.2
Подарок маме к 8 марта. Творческая проект.
2
0,5
1,5
февраль
февраль
8
Аппликация
3
8.1
Виды и способы выполнения аппликации
1
0,25
0,75
Февраль
8.2
Термоаппликация
1
0,25
0,75
Март
8.3
Изготовление прихватки
1
0,25
0,75
Март
9
Вышивание
6
9.1
История. Материалы и инструменты. Выставка
1
1
Март
9.2
Виды швов
2
0,5
1,5
апрель
апрель
9.3
Способы перевода рисунка на ткань
1
0,25
0,75
Апрель
9.4
Изготовление закладки. Творческая проект.
2
0,5
1,5
апрель
май
10
Отчётная Выставка – ярмарка работ школьников
2
1
1
май
май
Всего:
33
8,75
24,25
Содержание программы 1 год
№ ур.
Тема урока
Опорные знания, умения
Практическая работа
Дата
1
1. Вводное занятие
Вводный инструктаж. Программа «Стильные штучки», задачи и структура. Правила безопасности труда на рабочих местах. Санитарно – гигиенические нормы.
Экскурсия по мастерской.
2. Работа с тканью
2.
2.1. Знакомство с тканями
Понятие о тканях. Разнообразие видов тканей по назначению. Демонстрация и сравнение различных инструментов для работы с тканью. ТБ. Организация рабочего места. Формирование первичных практических умений и навыков при подготовке тканей к работе. Положение рук, ткани. Специфика разрывания ткани. Работа с ножницами
Практическая работа Подготовка ткани к работе: разрывания ткани, оформление края (бахрома)
3
2.2. Калужская узелковая кукла.
Народная тряпичная кукла. История развития. Виды кукол. Приёмы выполнения народной тряпичной куклы. Выбор ткани для выполнения калужской узелковой куклы (кукла в кармашек – кукла для утирания слёз). ТБ
Изготовление калужской узелковой куклы из предложенной заготовки: оформление головы, завязывание узелков
4
Калужская узелковая кукла.
Особенности изготовление Калужской узелковой куклы
Изготовление калужской узелковой куклы рубахи, сарафана, завязывание узелков
5
Калужская узелковая кукла.
Изготовление Калужской узелковой куклы
Изготовление калужской узелковой куклы завязывание узелков, повязки на голову, платка, лент
6
2.3 Мероприятие «Играем в куклы»
Сказка и жизнь моей куклы. Придумать рассказ.
Рассказать о жизни куклы, придумать имя, познакомиться с подружками, поводить хоровод, попеть песни
7
2.4. Кукла «Пеленашка»
История куклы «Пеленашки». Используемые материалы. Последовательность изготовления. Усовершенствование приёмов, умений и навыков при работе с тканью, нитками, ножницами
Изготовление куклы «Пеленашки»: оформление столбика, завязывание узелков
8
Кукла «Пеленашка»
Последовательность изготовления. Усовершенствование приёмов, умений и навыков при работе с тканью, нитками, ножницами
Изготовление куклы «Пеленашки»: оформление рубахи, завязывание узелков и платка
9
Кукла «Пеленашка»
Усовершенствование приёмов, умений и навыков при работе с тканью, нитками, ножницами
Изготовление куклы «Пеленашки»: завязывание узелков, пеленание лентами
10
2.5. Куклы друзья. Нитяная кукла (девочка и мальчик)
История создания нитяных кукол. Виды кукол. Приёмы и особенности выполнения кукол из ниток. Виды используемых ниток. Кукла «девочка». ТБ.
Изготовление нитяных кукол. Приёмы наматывания ниток на трафарет, отработка приёма – завязывание узелков. Оформление кукол друзей (девочка)
11
Нитяная кукла (девочка и мальчик)
Приёмы и особенности выполнения куклы «мальчика» из ниток.
Изготовление нитяных кукол Приёмы наматыва ния ниток на трафарет, отработка приёма – завязывание узелков. Оформление кукол друзей (мальчик)
3. Работа с бумагой
12
3.1. Скоро новый год.
История новогодней игрушки. Виды украшений. Снежинки из бумаги. Рисунки. ТБ.
Выбрать размер и рисунок снежинки, выбрать материал из предлагаемых образцов. Нанести рисунок, вырезать. Рассказ: «Моя снежинка - это ».
4. Работа с бисером
13
4.1. Новогодние игрушки.
Изготовление украшений из бисера и стекляруса. История создания бисера и стекляруса. Виды бисера и стекляруса. Инструменты и приспособления. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. ТБ.
Техника выполнения. Зарисовка и работа по схемам. Выбор цвета. Работа с леской
Изготовление игрушки из стекляруса на декоративную ёлку техникой низание на нитку.
14
4.2. Игра «Встали в хоровод».
Украшение ёлки. Хоровод вокруг ёлки под музыку
Повесить игрушки на ёлку. Под музыку водим хоровод вокруг ёлки. Рассказываем стихи и рассказы к новому году
5. Работа с тканью
15
5.1. Рождество.
История рождества. Кукла «Ангел». История - «Ангел хранитель у каждого свой». Виды используемых материалов и инструментов. ТБ.
Изготовление куклы «Ангел»: оформление головы, туловища, завязывание узелков
16
Рождество.
Технология изготовления куклы «Ангел»
Изготовление куклы «Ангел»: оформление крыльев, завязывание узелков
6. Работа с иглой
17
6.1. Пришивание пуговиц
История пуговицы. Виды пуговиц и способы закрепления их на ткани. Материалы и инструменты. ТБ. Формирование первичных практических умений и навыков при работе с иглами и тканью. Положение рук. Правила работы с иголкой. Организация рабочего места. Технология пришивания пуговиц – 1 способ
Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка. Безопасные действия с иголкой. Пришивание одного видов пуговиц на образце ткани
18
Пришивание пуговиц
Технология пришивания пуговиц – 2 способ
Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка. Безопасные действия с иголкой. Пришивание одного видов пуговиц на образце ткани
7. Работа с прикладными материалами (пуговицы, ткань, бумага, ленты, тесьма)
19
7.1 Подарок папе к 23 февраля
История праздника «День защитника Отечества». Выбор тематических рисунков. Перевод рисунка по кальке. Подбор материала, способы крепления
Изготовление открытки в подарок папе ко «Дню защитника Отечества»
20
Подарок папе к 23 февраля
Оформление открытки
Оформление открытки
21
7.2 Подарок маме к 8 марта. Творческий проект.
История праздника «Международный женский день». Творческий проект. Выбор тематических рисунков. Подбор материала, способы крепления.
Творческий проект. Изготовление открытки в подарок маме, к «Международному женскому дню» 8 марта
22
Подарок маме к 8 марта
Оформление открытки
Оформление открытки
8. Аппликация
23
8.1 Аппликация
Что такое аппликация. Виды аппликации. Способы выполнения аппликации. Рисунки для изготовления шаблонов. Материалы и инструменты. ТБ.
Выполнить аппликацию- заплату на бумаге или на ткани
24
8.2 Термоаппли -кация
Особенности выполнения термоаппликации. Материалы и инструменты. ТБ при работе с утюгом.
Выполнить декоративную заплатку по способу термоаппликации
25
8.3 Изготовление прихватки
Что такое прихватка, область её применения, необходимость. Используемые материалы, оборудование, инструменты. ТБ при изготовлении прихватки.
Выполнить прихватку способом намётывания аппликации и пришивание петельки из тесьмы
9. Вышивание
26
9.1 Вышивание
История вышивания. История иголочки. Выставка вышитых работ. Материалы и инструменты.
Обсуждение вышитых работ
27
9.3. Виды швов
Шов “вперед иголку”, «через край»,
Упражнения в выполнении швов на образце
28
Виды швов
Украшающие швы