Формирование критического мышления, как комплекс навыков и умений, которые формируются в ходе развития и обучения ребенка.
Гиззатова Галина Анатольевна - учитель начальных классов,
второй категории.
Формирование критического мышления, как комплекс навыков и умений, которые формируются в ходе развития и обучения ребенка.
Приоритетной задачей современной школы является не овладение учащимися определенным набором знаний, умений, навыков, а воспитание думающей, внутренне свободной личности, способной формировать, и аргументировано отстаивать собственную точку зрения, ставить перед собой цели и находить эффективные пути их достижения.
Оптимальным способом решения поставленной задачи является развитие у школьников критического мышления.
Критическое мышление предполагает умение видеть проблемы, готовность к нахождению нестандартных решений, умение подвергать рефлексии собственную интеллектуальную деятельность, анализировать свои действия и выявлять допущенные ошибки. Кроме того, данный тип мышления включает в себя готовность отказаться от своего решения в пользу более эффективного, открытость для новых идей, умение делать объективные выводы, что обусловливает понимание неоднозначности мира.
Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику, но и на представления собеседника.
Педагоги давно установили, что основной акцент в преподавании должен делаться не на усвоение учащимися излагаемой информации и механическое запоминание ими учебного материала, а на развитие мышления учащихся. Необходимо также обучать аналитически, рассматривать изучаемую сферу, что предполагает разложение, расчленение, исследование начал, элементарных принципов, в силу которых рассуждение принимает доказательный характер.
Формирование критического мышления учащихся в процессе обучения приобретает особенно большое значение не только в связи с новыми задачами, поставленными перед школой в современных условиях. В личностно ориентированной педагогике способы формирования критического мышления должны соответствовать развитию современного общества и усилению внимания к внутреннему миру личности.
Комбинируя методы и приемы развития критического мышления, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. Возможность комбинирования немаловажное значение и для самого педагога – он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами.
В своей работе, на большинстве уроков, применяю различные формы работы:
«Мозговой штурм» позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но и формирует нестандартное мышление.
Такая методика не ставит ребенка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.
«Корзина идей, понятий, имен...» - задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной теме.
Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме.
Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа).
Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
Все сведения кратко, в виде тезисов, записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны.
Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
«Верные – неверные утверждения» - дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты. На одном из следующих уроков возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие из утверждений были верными.
«Прогнозирование с помощью открытых вопросов»
Чтение текста по частям и постановка открытых вопросов: что будет с героями дальше? Почему так думаете? Как выглядели герои? Опишите дальнейшие события и т.д.
Вопросы: простые, уточняющие (Ты так считаешь? То есть ты сказал?), объясняющие (Почему?), творческие (в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза), оценочные (выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов) практические (Как поступили бы вы на месте героя? Где в обычной жизни?)
«Чтение с остановками» - данная стратегия удачно вписывается в уроки чтения. Она также используется и во внеклассной работе. Материалом для ее проведения служит повествовательный текст. В начале урока учащиеся по названию текста определяют, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.
Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
«Фишбоун» (рыбный скелет)
Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
«ЗХУ»
Заполнение таблицы: Знаю - Хочу узнать - Узнал
На первом этапе учащиеся восстанавливают собственные знания по теме урока, записываю интересующие их вопросы в таблицу. На протяжении изучения темы заполняется третья колонка - ответы на поставленные вопросы, новая информация по теме.
«Взаимоопрос» - чтение текста в парах по одной части. Роли ученика и учителя меняются. Учащиеся ставят вопросы по прочитанному друг другу. Вопросы записываются. Лучшие вопросы задаются классу.
«Верите ли вы, что...».
Класс делится на две команды. Одна команда высказывает фантазийные предположения, а другая анализирует их.
«Логическая цепочка» - после текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.
«Карусель» - групповая работа. Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы А3 с написанными на них вопросами, по одному на каждом. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь.
«Кубик»
Графическая организация материала. На гранях кубика дается задание. В группах учащиеся заполняют на развороте грани кубика. Опрос – выбрасывается кубик, ответ учащиеся дают на задание выпавшей грани.
Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
«Кластер» – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему (после прослушивания рассказа учителя, прочтения учебного текста, при подготовке к написанию сочинения и т.д.).
Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Используя в своей работе технологию критического мышления (как на протяжении всего урока, так и на определённых этапах урока) добилась следующих результатов:
•систематичное участие в различного рода интеллектуальных играх и конкурсах (школьных, районных, областных, республиканских и международных). «Ак бота», «Кенгуру – Математика для всех», «Русский медвежонок», «Лингвист», «ОЛИМПиЯ», «Золотое руно», «Пони», «Атамекен», «Кенгуру – лингвист», «ЧиП», «Отгадай – ка!» и других.
•победа (1 место) в международном лингвистическом конкурсе «Кенгуру – лингвист» 2014 год. – Лопуха Мария.
•лауреат (3 место) в областной интеллектуально-познавательной игре для младших школьников «Атамекен» 2014 год. – Дущенко Алёна.
•по итогам тестирования по проверке знаний по сборникам «Достык» - учащаяся 4 класса Дущенко Алёна показала «отличные» знания по русскому языку, математике и познанию мира.
• качество знаний учащихся по всем предметам по итогам 3 четверти 2015-2016 учебного года составляет:
- в 4 классе - 100%
- во 2 классе - 50%
• по итогам проверки техники чтения учащихся 2 – 4 классов, результаты, по сравнению с началом учебного года, выросли на 30%.
Таким образом, следует отметить, что критическое мышление не является врожденным, значит, на протяжении всех лет обучения в школе необходимо всесторонне развивать мышление учащихся (и умение пользоваться мыслительными операциями), учить их критически мыслить.
Для развития мышления огромное значение имеет обучение, ведь таким образом круг знаний и представлений ребенка значительно расширяется, новые понятия выстраиваются в стройную систему, школьник чаще применяет умозаключения.
Критическое мышление не только можно, но и нужно развивать на каждой ступени школы. Повышается успеваемость, уровень усвоения знаний, качество обучения, а самое главное – повышается мотивация ребят к учению!
В наше время очень важно развивать критическое мышление у детей – чтобы ребенок стал получать удовольствие от чтения книг, научился их анализировать и делать самостоятельные выводы, чтобы научился задавать умные вопросы и творчески находить на них ответы. Учение интересно тогда, когда оно приносит осязаемую радость от познания нового, от ощущения собственной причастности к открываемому в книге миру знаний. опираясь на эти методы обучения, ребенок, изучая историю, географию или литературу, не скажет потом, что это было не понятно, не нужно или не интересно. А учителя и родители будут уверены в том, что их дети знают предмет и умеют мыслить критически и творчески.
Научить детей мыслить критически – означает правильно задать вопросы, направить их внимание в правильное русло, учить, самостоятельно строить заключения и находить решение. Ученикам нравятся те виды учебной деятельности, которые дают им материал для раздумий, возможность обнаруживать инициативу и самостоятельность, нуждаются в умственном напряжении, изобретательности и творчестве.