Мастер-класc «Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников»










Мастер-класc
учителя русского языка
Романенко Инны Викторовны

«Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников»



















Слайд 1. Какие технологии, методы обучения нужно использовать учителю в современной школе, чтобы сделать урок интересным, развивающим, воспитывающим? Как заинтересовать современного ученика уроком, вызвать в нем желание учиться? Большую помощь в этом оказывают инновационные технологии, как: информационно-коммуникационная, проектная, технология развивающего обучения. Велика роль интерактивной технологии в формировании личности ученика, в его развитии и воспитании.

Я использую игры как элемент любого урока, метод обучения русскому языку, как прием активизации учебного процесса и воспитании интереса к изучению предмета. Учебный процесс, сопровождаемый играми, характеризуется большой активностью, проявлением инициативы, смекалки детей, лучшим и более прочным запоминанием изученного материала. Игры дают богатый материал интеллектуального развития школьников, их умственных способностей, помогают учителю изменять формы работы на уроке, повышать трудоспособность и снимать усталость детей, формирует навык самостоятельно учиться.
Слайд 2. В основе игровых занятий – состязание во внимательности, изобретательности, находчивости. Используя ту или иную игру, я ставлю ее на службу преодоления определенных недостатков в усвоении того или иного материала, на заинтересованности учащихся к определенной теме.
Слайд 3. При изучении темы «Местоимение» (6 класс) ученикам предлагаю ряд морфологических, орфографических, синтаксических игр, занимательных вопросов.
Морфологические игры:
«Все о слове». Называется местоимение. Ученик рассказывает о слове все, что знает.
«Четвертое лишнее». Назвать лишнее слово, объяснить свой выбор.
«Сортировка слов». Данные слова рассортировать по частям речи.
Фонетические игры:
«Орфографический словарь». Объяснить правописание местоимений.
«Найди ошибку». Найти слово, в котором допущена ошибка, объяснить правильное написание слова.
Занимательные вопросы. 1. Какие три местоимения не имеют именительного падежа? 2. Какое местоимение можно считать самым хвастливым и самым скромным? 3. К каким местоимениям и когда прибавляется буква н?
Слайд 4 .В старших классах для развития у школьников творческого подхода к усвоению знаний применяю лингвистические задачи-игры. Ряд задач нацелен на «открытие» важных лингвистических понятий, таких, как: фонема, морфема, падеж и др. Эти игры не требуют специальных знаний для их решения. К ответу ведет путь строгого логического рассуждения, которое опирается в основном на приведенные в условии данные, а также на обычное владение русским языком. Задачи эти делятся на 1) фонетические, 2) графические, 3) морфологические, 4) синтаксические, 5) семантические, 6) задачи, совмещающие явления разных уровней.
Слайд 5. Игры используются на всех этапах урока: подведение к теме, работа по теме, обобщение темы, контроль знаний и умений учеников. Предлагаю игровые задания и на дом. Например, игра «Юный корреспондент». Задание: написать статью для газеты на тему «Жизнь дана на добрые дела».
На уроке развития речи на этапе «Работа по теме урока» использую развивающие игры:
«Фантазеры». Участникам игры предлагаются слова, которые нужно включить в высказывание: 1) чай, очки, газета; 2) обед, трамвай, библиотека; 3) друг, кино, мороженое; 4) теплоход, север, школьник.
«Дедушка вспоминает». Сейчас Николай Иванович старый человек и не работает. Но в молодые годы он сменил много профессий. Скажите, где и кем он мог работать: вокзал, магазин, кинотеатр, аэропорт, завод, фабрика, почта, больница, институт, министерство?
Ученики увлеченно создают иллюстрации к текстам, пишут рецензии, отзывы, сочиняют загадки-складки, редактируют творческие работы одноклассников, готовят театрализованные представления, соревнуются в игре «Словесный футбол», «Мотогонки».
На этапе «Контроль знаний и умений учащихся» - выполняют тесты, решают кроссворды, шарады, ребусы, играют в грамматический бой.
Слайд 6. В игре действуют только положительные эмоции. Ученики получают удовольствие, так как игра стимулирует учащихся к участию в занятии. В игре, с психологической точки зрения, происходит сглаживание внутренних противоречий личности, поэтому у учащихся в условиях игрового обучения обычно улучшается психологическое состояние.
Ученикам старших классов нравятся игры «Дари добро», «Попроси прощение», «Будь истинным другом» и др.
Например, игра «Дари добро». А теперь повернемся лицом друг к другу, улыбнемся друг другу, возьмемся за руки и пожелаем друг другу добра. Вы почувствовали, как изменился мир, как изменились мы, потому что, на чуточку, но добра в нас стало больше – мы готовы к свершению добрых дел.
Игра «Попроси прощение». Давайте вспомним: кому мы причинили зло? Кому не помогли, не подали руку помощи? О ком забыли? Кого обидели? Родителей? Родных? Друзей? Учителей? А попросили ли прощение? Ваши глаза говорят, что нет. Да, просить прощение нелегко, но надо. Так давайте сделаем это вместе. Мысленно
Игра позволяет создать между учителем и учеником и между учащимися класса особые отношения доверительности. Совместная деятельность укрепляет положение учителя как организатора учебного процесса и повышает его профессиональный авторитет, сплачивает класс, создает в нем дружеские и одновременно деловые отношения. В этих целях использую игру-соревнование (из серии «Деловые игры»), главная движущая сила которой – «спортивный интерес»: кто быстрее, точнее, оригинальнее выполнит какое-либо задание.
Слайд 7 Предлагаю ученикам проектную работу. Участники объединяются в группы по 3 человека. Вместе с учителем определяют тему, этапы работы, формулируют цели и задачи, выбирают формы и методы работы, изучают необходимый теоретический материал, проводят исследования, составляют презентацию проекта, готовят иллюстрации к текстам. Темы проектных работ: «Какова лексика наших дней», «Изменяется ли синтаксис сегодня?», «Настроние и цвет связаны?».

Игра позволяет заинтересовать не только способных учеников, но и неуспевающих, потерявших всякий интерес к учебе. Игры расшевеливают их, вызывают интерес к предмету, желание учиться, вырабатывается уверенность в своих силах, стремление к новому. Можно использовать всю игру как метод обучения или же какие-то ее элементы.
Слайд 8. Я предлагаю фрагмент урока-игры по теме "Лексика» «В стране Корнеград». Эта игра дидактическая, созданная на основе материала, посвящённого лексике изучаемого в 5 классе. Познание правил в такой игре облекается в иные формы, не похожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответа, расширение и закрепление имеющихся знаний.
Цель урока: Обеспечить в ходе урока условия для повторения и систематизации изученного по пройденной теме.
Формировать навык грамотного письма, умения на практике применять знания, полученные на уроках.
Воспитывать любознательность, самостоятельность. Прививать интерес к изучению языка.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: ситуативно-ролевая игра.
Оборудование: Мультимедийный проектор, магнитная доска, плакат, карточки.
Ход игры
- Сегодня, ребята, у нас у нас будет необычный урок. Мы совершим путешествие в город Корнеград. Слайд 9 Живут в нём морфемы. И попасть в этот город может только тот, кто правильно назовёт жителей этого города и сможет рассказать о них.
(Ученики дают определение окончания, приставки, суффикса, корня).
Учитель: Как вы думаете, почему этот город называется Корнеград?
(Предполагается ответ, что корень – главная значимая часть слова).
Учитель: Молодцы! Теперь мы можем отправиться в путь. Но что это? По электронной почте пришло письмо. Посмотрите, кому оно адресовано. (Написано: «Грамотеям»). Будем читать?
Слайд 10. Чтение письма жителей города Корнеград.
Дорогие грамотеи!
К нам в город пробрался мальчик Петя. Он наделал много бед в нашем городе, так как не знает ни одного правила. Помогите нам. Научите его грамотно писать.
Может, вы его знаете? Вот его приметы: его фамилия – однокоренное слово со словом «ошибаться», в ней – два суффикса: один суффикс такой же как в слове «пчёлка», а второй такой же как в слове «дядин». Окончание его фамилии такое же, как в слове «стул».
Жители города Корнеград
Задание 1. Определите фамилию мальчика. (Ошибкин)
Учитель: В городе Корнеград однокоренные слова и формы одного слова жили всегда раздельно, а Петя Ошибкин их смешал, считая, что они не отличаются друг от друга. А вы знаете, как отличить однокоренные слова и формы слова?
Слайд 11. Задание 2.Отделите однокоренные слова от формы слова, записав их в разные столбики.
Вода, водный, к воде, подводный, водица, за водой, по водному (пути), водник, водить.
Учитель: Есть ли среди предложенных слов такое, которое не является однокоренным? Почему?
(Предполагаемый ответ: слово «водить» имеет другое лексическое значение, нежели остальные слова).
Слайд 12. (На экране проецируется правильный ответ)
Учитель: Что обозначает термин «лексическое значение слова»? Для чего нужно определять лексическое значение слова при его написании? (Предполагаемый ответ: для того, чтобы не сделать ошибки в правописании слов с безударной гласной в корне слова).
Учитель: Петя Ошибкин этого не знал. И когда жители города попросили его объяснить правописание слов ХВСТЛИВЫЙ, ЛВИНА, МЛОДУШНЫЙ, УКРТИТЬ, СОЖЛЕНИЕ, он подобрал проверочные слова
Слайд 13 (задание спроецировано через мультимедийный проектор):
хвстливый - хвост
лвина - улов
млодушный - молодость
укртить - краткий
сожление – жить.
Правильно ли Петя справился с заданием?
Задание 3. Запишите слова, подобрав свои варианты проверочных слов.
Учитель: Ни одно путешествие в сказочный город не обходится без загадок. Нам тоже нужно отгадать загадки, но не только отгадать, но и правильно записать отгадки.
Костяная спинка,
Жёсткая щетинка
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит.
(Зубная щётка)
Пятёрка братьев неразлучна,
Им вместе никогда не скучно:
Они работают пером,
Пилою, ложкой топором.
(Пальцы)
Зубастая пила
В лес густой с утра пошла.
Весь лес обходила,
Ничего не спилила.
(Расчёска)
По пригоркам, по равнинам
Я веду свою машину.
Я люблю дорог простор.
А зовут меня
(Шофёр)
Не моторы, а гудят.
Не пилоты, а летят.
Не змеи, а жалят.
(Пчёлы)
В золотой клубочек
Спрятался дубочек.
(Жёлудь)
Он циркач такой лихой,
Чертит круг одной ногой!
А другой проткнул бумагу,
Уцепился и ни шагу.
(Циркуль)
Слайд 14.(Правильные ответы проецируются на экран)
Задание 5. Объясните написание выделенных орфограмм.
Учитель: Вот и закончилось наше путешествие. Мы не только повторили, что проходили на уроках, но и помогли жителям города Корнеград исправить ошибки, сделанные Петей. Я бы хотела, чтобы вы поделились своими впечатлениями об этом путешествии.
Подведём итоги.
Какие задания вызвали затруднения? Кто оказался лучшим?
Интересно было тебе на уроке?
Что хотелось бы добавить?
Что хотелось бы изменить?
Хочется ли проводить подобные игры на других уроках по разным изученным темам?
Домашнее задание: написать сочинение «Путешествие в город Корнеград»

Всем спасибо за внимание! Новых интересных событий!












Литература
Арутюнов А.С. Игровые задания на уроках русского языка. М., «Просвещение», 1984.
Внеклассная работа по русскому языку в национальной школе. Под редакцией Н.В. Мальцевой и др. Л., «Просвещение», 1987.
Лингвистические задачи. Пособие для учащихся старших классов. М., «Просвещение», 2003.
Панов Б.М. Внеклассная работа по русскому языку. М., «Просвещение», 1999.
Преображенская Е.П. Кружок русского языка. М., 1994.
































































.