Педагогический проект «Создание интерактивных образовательных ресурсов как средство повышения качества знаний и мотивации учащихся к изучению географии»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3
с углублённым изучением отдельных предметов»
Педагогический проект
«Создание интерактивных образовательных ресурсов
как средство повышения качества знаний и мотивации
учащихся к изучению географии»
База выполнения проекта:
МБОУ СОШУИП № 3, 5-11 класс
Автор проекта: Заварзина Наталья Николаевна,
учитель географии, высшей квалификационной категории
МБОУСОШ УИП № 3 г. Лабытнанги
г. Лабытнанги
2016
Актуальность проекта
Если сегодня будем учить так, как учили вчера,
мы украдём у наших детей завтра.
Джон Дьюи
В связи с модернизацией структуры и содержания образования, с новыми тенденциями в жизни нашего общества, предъявляются новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Развитие информационного общества и информатизация образования нашли отражение во многих документах, которые приняты правительством Российской Федерации.
В этих условиях появляются новые проблемы и задачи, над решением которых предстоит работать педагогам. Одна из проблем – это снижение мотивации школьника к обучению. Как же оптимально решить эту проблему?
Сейчас выигрывает тот педагог, который делает ход непосредственной образовательной деятельности наглядным, занимательным, ярким, интересным, эмоциональным, запоминающимся. То есть материал должен содержать в себе элементы удивительного, неожиданного, вызывающие интерес и способствующие созданию положительной эмоциональной обстановки, а также развитию мыслительных способностей. Ведь именно приём удивления ведет за собой процесс понимания.
Современный учитель, как один из важнейших участников образовательного процесса, не может не учитывать в своей работе результатов постоянного и стремительного совершенствования информационных технологий. Научная и практическая деятельность современного человека, информатизация общества в целом, заставляет преподавателей пересматривать содержание и методы обучения по всем школьным дисциплинам, оперативно расширяя и углубляя его за счет информации, полученной с помощью новейших информационных систем и технологий. Следовательно, педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения новых информационных технологий в свою практическую деятельность.
Реальный процесс внедрения компьютера и мультимедийных технологий в традиционной системе образования носит сегодня, скорее, спонтанный и стихийный характер. Нередко новые информационные технологии втискиваются в учебный процесс ради самого их использования. Применяемые мультимедийные продукты зачастую создаются программистами, имеющими эмпирические (зачастую индивидуально специфические) представления о закономерностях и принципах обучения. Далеко не все, даже достаточно известные в широкой образовательной среде Интернет и мультимедиаресурсы учебного назначения, соответствуют современному состоянию педагогической и методической науки. Практически во всех мультимедийных ресурсах отсутствуют методические материалы по их использованию: пользователь вместе с продуктом в лучшем случае получает инструкцию, как этот продукт инсталлировать. Еще более сложной задачей является извлечение из целостного электронного курса необходимого фрагмента и подготовка его к использованию на занятии.
Назревает противоречие между объективной потребностью в использовании новых информационных технологий для организации учебного процесса в рамках традиционной системы и невозможностью применять для этого мультимедийные продукты, предлагаемые разработчиками.
Тактически, мне как преподавателю, более целесообразно создать такие мультимедийные ресурсы, которые я смогу без значительных временных затрат встраивать в урок или занятие, проводимое в условиях существующей системы.
Именно это и обуславливает актуальность выбранной мной темы – создание интерактивных учебных образовательных ресурсов для уроков географии. Актуальность работы продиктована необходимостью создания авторских электронных образовательных ресурсов, отвечающих конкретным целям образовательного процесса и соответствующих профессиональной концепции учителя.
Объект проекта – интерактивные учебные ресурсы.
Предметом проекта является применение интерактивных образовательных ресурсов при изучении географии путем погружения в мультимедийную среду обучения.
Цель проекта – повышение качества знаний и мотивации учащихся к изучению географии через создание и использование в образовательном процессе авторских интерактивных образовательных ресурсов.
Для достижения поставленной цели решаются следующие основные задачи:
Анализ методической литературы, посвященной использованию на занятиях традиционных наглядных пособий, ТСО и их комплексов с целью адаптации имеющихся методических разработок.
Анализ психолого-педагогических концепций обучения и обоснование выбранных организационных форм, методов и приемов обучения на основе использования интерактивных ресурсов.
Разработка теоретических основ метода тематического погружения на основе комплексного подхода к использованию мультимедийных технологий в обучении.
Обоснование принципов проектирования тематического интерактивного ресурса на основе анализа функциональных и дидактических возможностей применяемых аппаратных средств и программных продуктов.
Анализ и выбор существующих и наработанных техник и технологических приемов для создания интерактивных ресурсов.
Создание необходимых динамических и интерактивных компьютерных моделей для представления учебного материала.
Создание графических моделей для использования в качестве шаблонов.
Экспериментальная проверка эффективности метода тематического погружения на основе использования интерактивного плаката.
Гипотеза проекта: возможно, созданные интерактивные образовательные ресурсы позволят обеспечить гарантированное достижение учащимися базового уровня обученности, дифференцированное обучение школьников на продвинутом уровне, что приведёт к повышению качества знаний и повышению мотивации учащихся к изучению географии.
Участники проекта:
учащиеся 5-11 классов МБОУ СОШУИП № 3
Заварзина Н.Н., учитель географии высшей квалификационной категории МБОУ СОШУИП № 3.
Ресурсное обеспечение:
Наличие персонального компьютера.
Интерактивная доска.
Мультимедийный проектор.
Документ камера.
МФУ.
Интернет.
Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей.
Методы работы над темой проекта
№ Метод Содержание работы
Анализ методической литературы Изучение литературы, посвященной использованию на занятиях традиционных наглядных пособий, ТСО и их комплексов с целью адаптации имеющихся методических разработок.
Анализ психолого-педагогических концепций обучения Обоснование выбранных организационных форм, методов и приемов обучения на основе использования интерактивных ресурсов.
Анализ функциональных и дидактических возможностей применяемых аппаратных средств и программных продуктов. Обоснование принципов проектирования тематического интерактивного ресурса
Анализ и выбор существующих и наработанных техник и технологических приемов. Отбор технологических приёмов для создания интерактивных ресурсов.
Компьютерное моделирование. Создание необходимых динамических и интерактивных компьютерных моделей для представления учебного материала.
Этапы создания интерактивных образовательных ресурсов (ИОР)
и содержание работы
Разработка педагогических целей, задач, степени интерактивности будущего ИОР.
Определение структуры ИОР.
Подбор программного обеспечения для разработки ИОР.
Подготовка сценария ИОР.
Отбор содержания.
Разработка дизайна ИОР.
Тестирование пилотного варианта ИОР и исправление недочетов по результатам тестирования.
Разработка рекомендаций для применения ИОР в учебном процессе.
Разработка педагогических целей, задач, степени интерактивности будущего ИОР.
На этом этапе необходимо определить назначение ИОР, его будущее место в процессе обучения. Следует запланировать степень интерактивности разрабатываемого ИОР, чтобы заложить: формы проведения занятий с помощью ИОР, формы самостоятельной работы.
Определение структуры ИОР.
Структура учебного интерактивного ресурса включает три основных компонента – получение информации, практические занятия и контроль.
Соответственно определяются три вида образовательных объектов: информация (И), практикум (П), контроль (К).
Образовательный интерактивный ресурс может быть посвящен только одному образовательному компоненту, или включать все три вида образовательных объектов.
И – модули содержат теоретический материал по предмету, используются для объяснения нового материала и нацеливают учащихся на активную познавательную деятельность с использованием мультимедийных учебных материалов различной степени интерактивности.
Информация может быть представлена в нескольких формах:
Текстовая информация, в том числе текст, открывающийся по гиперссылкам.
Иллюстрации (фотографии, картинки)
Картографическая информация
Мультимедийная информация (анимации, отражающие определенные географические закономерности или процессы, интерактивные карты, схемы и т.д.).
Большинство мультимедийный объектов рассчитаны одновременно на учащихся с различным типом восприятия информации — «визуалов» (зрительный ряд, анимация), «аудиалов» (звуковое сопровождение мультимедийных объектов), кинестетиков (возможность управления элементами мультимедийного объекта).
В ходе учебного процесса ресурс И-типа может быть использован как целиком, так и его отдельные части. Ресурс И-типа второго уровня интерактивности предоставляет обучающимся возможность определения последовательности действий от простого к сложному, от общего к частному и наоборот, что обеспечивает формирование у учащихся навыка поиска необходимой информации, адекватной поставленной учителем задачи, а также способствует развитию аналитического навыка на этапе аналитического поиска. В целях достижения максимального педагогического результата целесообразно организовать работу по освоению учащимися ресурса И- типа в двух формах:
Индивидуальная форма работы, позволяющая учитывать индивидуальные особенности (темп, ритм и т.д.) каждого учащегося;
Работа в парах (для учащихся с сочетающимися уровнем когнитивного развития и психофизиологическими особенностями).
Роль учителя в этом случае — координатор, сотрудник, помощник.
Также возможно использовать отдельные учебные элементы в качестве наглядных учебных пособий на уроке (интерактивные схемы, иллюстрации, карты, анимированные мультимедийные объекты)
П – модули предоставляют учащимся возможности и средства для применения полученных знаний на практике, для закрепления этих знаний, а также выработки на их основе умений и навыков (виртуальные лабораторные работы, тренинги, практикумы по решению задач).
В ресурсе П – типа представлены разнообразные типы заданий:
Задания на множественный выбор с выбором одного и нескольких вариантов ответа.
Задания на установление соответствий. Они также могут быть представлены в нескольких формах.
установление однозначных соответствий между двумя или тремя компонентами
установление неоднозначных соответствий (подобные виды заданий могут быть по-разному визуализированы, в т.ч. в форме игровых заданий, в форме заполнения таблицы).
Задание с полем для открытого ответа. В данном типе задания учащемуся может быть предложено заполнить пропуски в предложении или закончить высказывание (в этом случае ответ должен быть однозначным) или написать развернутый ответ на предложенный вопрос.
Географический кроссворд. Данный вид задания представляет собой разнообразные виды кроссвордов.
Задания с использованием интерактивных карт. Большинство таких заданий представляет собой тренажер на географическую номенклатуру.
В целях достижения максимального педагогического результата целесообразно организовать работу по освоению учащимися ресурс П- типа в двух формах:
Работа организуется в малых группах сотрудничества, сформированных учителем с распределением ролей учащихся (координатор, исполнитель, эксперт); роль учителя — координатор, помощник.
Индивидуальная работа учащихся; роль учителя — эксперт.
При работе с ресурсом П – типа учитель использует различные методики оценивания в зависимости от уровня функционирования группы: работа учащихся при постоянном контроле со стороны учителя оценивается учителем индивидуально. В том случае, если группа функционировала с высокой степенью самостоятельности и эффективности, учитель может использовать методику самооценивания.
К-модули предоставляют возможности для проверки уровня усвоения знаний при работе учеников под руководством учителя или в самостоятельном режиме (тесты, контрольные работы, викторины, исследовательские проекты). В ресурсах К-типа представлены задания, аналогичные заданиям в ресурсе П-типа. За исключением того, что при выполнении этих заданий не дается возможности получить подсказку и выполнить задание повторно. Задание в ресурсе К-типа имеют в, первую очередь, контролирующую функцию и могут быть использованы в качестве контрольно-измерительных материалов в преподавании курса географии.
Подбор программного обеспечения для разработки ИОР (использование технологических приемов для создания интерактивных образовательных ресурсов)
Создание интерактивного плаката средствами редактора презентаций MS Power Point.
Технологические приёмы визуализации информации весьма разнообразны. Многое зависит от того, каким программным обеспечением обладает разработчик. Цель одна: обратить внимание на какие-то детали, сохраняя в то же время общий контекст диосцены.
Интерактивный образовательный ресурс, созданный средствами редактора презентаций, состоит из набора слайдов, файлов (или их сочетания), объединенных общей навигационной системой гиперссылок и управляющих кнопок. Внутри одного слайда связи между объектами осуществляются с помощью гиперссылок и триггеров.
Гиперссылка в компьютерной терминологии — часть текстового документа, ссылающаяся на другой элемент (команда, текст, заголовок, примечание, изображение) в самом документе или на другой объект (файл, директория, приложение), расположенный на локальном компьютере или в компьютерной сети, либо на элементы этого объекта.С помощью гиперссылок можно сделать презентацию нелинейной, т.е. переходить на любой слайд в соответствии с вашей логикой урока, например, перейти в словарик для толкования непонятного слова в презентации с любого слайда и так же вернуться обратно, прямо на уроке выйти в Интернет (если условия позволяют), организовать интерактивную игру. С помощью гиперссылок можно создать интерактивный опорный конспект урока или набор слайдов реализующих интерактивный плакат.
Гиперссылку можно присвоить к любому объекту на слайде: картинке, тексту, слову.
«Триггер» (с английского «спусковой крючок») – объект на слайде, щелчок по которому анимирует его или другие объекты слайда. Отличительной чертой анимации объекта с помощью триггера от анимации объекта является то, что картинки, тексты, отдельные слова могут появляться не в установленной последовательности, а в произвольном порядке по замыслу учителя и по мере выполнения задания. Например, с помощью триггеров можно создать интерактивный тест на базе презентации. В качестве вариантов ответа могут выступать слова, цифры или изображения.
Если ученик нажимает на неправильный вариант ответа, то ответ исчезает, в противном случае срабатывает любой эффект анимации, изменяющий размер, цвет или местоположения объекта. Кроме того, c помощью триггеров в Power Point могут быть созданы викторины, игры, интерактивные плакаты и многое другое. Использование триггеров придаст разработке динамизм и эффективность при работе с интерактивной доской. С помощью триггеров можно успешно реализовать технологию «горячих зон», когда не меняя слайд, мы изменяем его отдельные фрагменты, причем можем воспроизводить их неоднократно.
Таким образом, презентация может реагировать на действия ученика посредством триггеров, обеспечивая интерактивное взаимодействие учебного материала с учеником. Благодаря использованию триггеров учащийся становится активным участником образовательного процесса. При этом педагог может сам определить ход просмотра всей презентации или ее отдельных частей.
Презентации с использованием триггеров идеально подходят для обучения с помощью интерактивной доски. В этом случае для запуска анимации будет использоваться маркер интерактивной доски. Кроме того, презентации с элементами обратной связи можно применять и в дистанционном обучении детей с ОВЗ.
4-5. Подготовка сценария и отбор содержания ИОР.
Для этого следует изучить рабочую программу, изучить уже используемые в обучении материалы и определить именно те задачи учебного процесса, которые не могут быть решены имеющимися в наличии учебными материалами. На этом этапе происходит сбор текстовых фрагментов, иллюстративного материала, звукового сопровождения.
Разработка дизайна ИОР.
Дизайн определяется структурой и замыслом проекта.
Тестирование пилотного варианта ИОР и исправление недочетов по результатам тестирования.
Этот этап служит для апробирования ИОР, выявления недочетов, получения рекомендаций. Тестирование выполняется как автором, так и предлагается преподавателям методического объединения. После проведения тестирования его результаты обсуждаются на методическом семинаре и определяются сроки доработки ИОР. Этот этап разработки требует вычитывания текстовых фрагментов, редактирования текстов, схем, диаграмм, рисунков и анимаций. Также на этом этапе выполняются предварительное рецензирование ИОР, учет и устранение недостатков.
Разработка рекомендаций для применения ИОР в учебном процессе.
Этот этап служит для внедрения ЭОР в учебный процесс. Именно в процессе обучения возникает необходимость корректирования и трансформации созданного ИОР и поэтому размер этого этапа равен всему периоду использования ИОР.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Этапы
Содержание работы Сроки
Диагностический Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта 2016-2017 гг.
Прогностический
1.Определение целей и задач темы. 2016-2017 гг.
2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3.Прогнозирование результатов. Практический
1.Внедрение опыта работы. 2017-2018 гг.
2.Формирование методического комплекса. 3.Корректировка работы. Обобщающий 1.Подведение итогов. 2019 г.
2.Оформление результатов работы. Внедренческий Распространение опыта работы 2019-2020 гг.
Рабочий план реализации проекта
Первый этап (2016-2017 учебный год)
Мероприятия Сроки Ожидаемый результат
Выбор темы, изучение теории вопроса. Сентябрь Подготовка списка литературы по теме проекта
Приобретение пособий, накопление материала. Постоянно Обзор материалов об используемых технологиях.
Отбор технологических приёмов для создания ИОР Постоянно Создание методических рекомендаций для педагогов по использованию технологических приёмов для создания ИОР.
Использование теоретических знаний на практике. Постоянно Создание ИОР по курсу «География ЯНАО» и для занятий с детьми с ОВЗ.
Работа с выходом на положительные результаты. Постоянно Участие в педагогических конкурсах; проведение мастер-классов, подготовка разработок.
Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта
Краткосрочные:
Повышение ИКТ – компетентности.
Оснащение кабинета современной техникой.
Создание новых средств обучения для развития учащихся, пополнение базы методических разработок интерактивными образовательными ресурсами.
Подготовка методических рекомендаций для педагогов по использованию технологических приёмов для создания ИОР.
Повышение качества обучения учащихся за счет сочетания традиционных методик и ИКТ.
Долгосрочные:
Создание УМК интерактивных образовательных ресурсов для учащихся по крупным темам учебных курсов географии.
Создание УМК интерактивных образовательных ресурсов по учебным курсам географии для учащихся с ОВЗ.
Оценка эффективности проекта
Отслеживание динамики показателей качества знаний по учебному предмету «География».
Использование ИОР на уроках географии позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности, мотивацию к успешному изучению учебного материала.
Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, интерактивных карт и плакатов воспитывают интерес к уроку, делают его интереснее, и, как следствие, повышает уровень обученности учащихся.
Построение схем, таблиц, нелинейных презентаций позволяет учителю экономить время, более эстетично оформить подачу учебного материала.
Формы контроля:
Тесты
Контрольные работы
Практические работы
Географические диктанты по карте
Терминологические диктанты
Критерии оценки созданных ИОР:
научность содержания;
подчиненность формы подачи информации и используемых выразительных средств учебным целям;
образовательная технологичность;
структурирование содержания по принципу создания образовательной среды, обеспечивающей индивидуальную траекторию обучения каждому пользователю.
Диагностика направленности учебной мотивации
(Т.Д. Дубовицкая)
Цель методики – выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов.
Общая характеристика методики. Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом. Методика может использоваться в работе со всеми категориями обучающихся, способными к самоанализу и самоотчету, начиная примерно с 12-летнего возраста.
Содержание тест-опросника.
Инструкция.
Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения:
верно – (+ +); пожалуй, верно – (+); пожалуй, неверно – (–); неверно – (– –).Помните, что качество наших рекомендаций будет зависеть от искренности и точности Ваших ответов. Благодарим за участие в опросе.
1. Изучение данного предмета даст мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.
2. Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.
3. В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.
4. Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель (преподаватель).
5. Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня еще более увлекательным.
6. При изучении данного предмета кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу.
7. Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать.
8. Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.
9. На занятиях по данному предмету у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».
10. Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя (преподавателя).
11. Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).
12. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.
13. По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.
14. Считаю, что все знания по данному предмету являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше.
15. Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.
16. Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.
17. Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным предметом.
18. Данный предмет дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.
19. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает.
20. Если бы было можно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).
Обработка результатов
Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы (верно; пожалуй верно), а «Нет» – отрицательные (пожалуй неверно; неверно).
Ключ
Да
1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19
Нет
3, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 20
За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.
Оценка рисков
1. При работе с ЭОР необходимо учитывать возрастные особенности учащихся и, конечно же, не забывать про санитарные нормы и правила.
2. Увлечение использованием ЭОР в ущерб образовательным задачам как самоцелью, а не эффективным средством организации деятельности ученика (напр., нерациональное использование времени урока).
3. Недостаточные технические возможности школы.
Проектный продукт № 1
Вид ресурса – интерактивный плакат
Тема – «Строение земной коры»
Раздел – «Литосфера»
Класс – 6
Дидактические элементы:
Информационный модуль *– знакомство с особенностями внутреннего строения Земли (характеристика ядра, мантии, земной коры).
Практический модуль * – выполнение практического задания (решение задачи на изменение температуры с глубиной; заполнение схемы-рисунка «Строение земной коры»)
*взаимодействие осуществляется при нажатии
кнопкой мыши на соответствующие разделы плаката.
Проектный продукт № 2
Вид ресурса – интерактивный плакат
Тема – «Строение вулкана»
Раздел – «Литосфера»
Класс – 6
Дидактические элементы:
Информационный модуль *– знакомство с особенностями строения вулкана (характеристика его частей и продуктов извержения, анимация).
Практический модуль * – выполнение практического задания (заполнение схемы-рисунка «Строение вулкана»)
*взаимодействие осуществляется при нажатии
кнопкой мыши на соответствующие разделы плаката.
Проектный продукт № 3
Вид ресурса – интерактивная карта
Тема – «30 удивительных мест планеты Земля»
Класс – 5-11
Дидактические элементы:
Информационный модуль *– знакомство с особенностями удивительных мест природы Земли).
Проектный продукт № 4
-1054107359652596515735965И – модуль: учащимся предлагается прослушать видеолекцию, изучить интерактивную карту «Путешествие по Северному морскому пути».
П – модуль: учащимся предлагается выполнить практическую работу – заполнить маршрутный лист путешественника по Северному морскому пути.
1205865180975
Литература
1. Аствацатуров Г.О. О многомерном конструировании образовательного процесса с помощью ИКТ [Электронный ресурс] // Дидактор. - Режим доступа: http://goo.gl/IP9br9
2. Аствацатуров Г.О. Какой должна быть интерактивная схема? [Электронный ресурс] // Дидактор. - Режим доступа: http://didaktor.ru/kakojdolzhna-byt-interaktivnaya-sxema
3. Аствацатуров Г.О. Технология конструирования интерактивного плаката [Электронный ресурс] // Дидактор. - Режим доступа: http://goo.gl/cjdzYQ
4. Аствацатуров Г.О. Полезные рекомендации. Как создать ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПЛАКАТ? [Электронный ресурс] // Дидактор. - Режим доступа: http://goo.gl/YgDJJo
5. Аствацатуров Г.О. Полезные рекомендации: PowerPoint для работы на интерактивной доске [Электронный ресурс] // Дидактор. - Режим доступа: http://goo.gl/sEP5oe
6. Аствацатуров Г.О. Технологический приём ВСПЛЫВАЮЩИЕ ОКНА [Электронный ресурс] // Дидактор. - Режим доступа: http://didaktor.ru/texnologicheskij-priyom-vsplyvayushhie-okna/
7. Аствацатуров Г.О. Как подготовить ИНТЕРАКТИВНУЮ ЛЕНТУ [Электронный ресурс] // Дидактор. - Режим доступа: http://didaktor.ru/kakpodgotovit-interaktivnuyu-lentu/
8. Блинов Д.М. Интерактивные плакаты [Электронный ресурс] // Intel IT Galaxy. - Режим доступа: http://goo.gl/YUc64U
9. ДЕТСКИЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ И КЛИПЫ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://viki.rdf.ru/
10. Интерактивные версии образовательных плакатов. - Режим доступа: http://elementy.ru/posters