РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету Искусство (Изобразительное искусство) для 7 класса (1 час в неделю, 34 часа в год)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КНЯЗЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
УТВЕРЖДЕНО
Протоколом педагогического совета
от 28.09. 2014 г. № 1
Директор МБОУ «Князевская СОШ»
________Л.Р. Салахова
Введено приказом № 80
от 29.08.2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету Изобразительное искусство
для 7-х классов (1 час в неделю, 34 часа в год)
Составитель: Харматуллина Лилия Фаритовна (изобразительное искусство, высшая кв. категория)
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР _________ Н.С. Пучинина
РАССМОТРЕНО
На заседании МО, протокол от ______2015 г. № 1
Руководитель МО Цандер Н.М.
Татарстан, 2015
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 7 класса (базовый уровень) разработана на основе:
Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, приказ МО РФ от 05.03.2004 г. №1089;
базисного учебного плана образовательного учреждения, составленного в соответствии с методическими рекомендациями по разработке учебного плана основного и среднего общего образования для общеобразовательных организаций Республики Татарстан от 19.08.2015 № 1063/15;
федерального перечня учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;
примерных программ по ИЗО «Просвещение» 2011 г., авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», рабочей программы под редакцией Б. М. Неменского «Изобразительное искусство», «Просвещение», 2011 и скорректирована на основании рекомендательного письма и адаптирована под условия учреждения. Содержание данной программы основано на типовой, с внесением изменений в отбор тем(учитывался национально-региональный компонент и интерес детей), порядок их изучения, изменения в распределении часов, в отборе материала по темам.
Программа рассчитана на 34 часа,1 час в неделю.
Предмет входит в гуманитарную образовательную деятельность (направление -эстетико- оздоровительное)
Учебный предмет «Изобразительное искусство» имеет интегративный характер, включает основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах.
Программа по изобразительному искусству разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потенциала и коммуникативных способностей.
Изобразительное искусство в основной школе является базовым предметом. Его уникальность и значимость определяется нацеленностью на развитие художественных способностей и творческого потенциала ребёнка, на формирование ассоциативно-образного и пространственного мышления, интуиции, одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания, способности к парадоксальным выводам, к познанию мира через чувства и эмоции. Оно направлено на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления. Совместно с предметами учебной программы, изобразительное искусство обеспечивает становление целостного мышления растущего человека.
Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Цель курса:
развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуре.
Задачи курса:
· Формирование опыта смыслового и эмоционально- ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
· Обеспечение условий понимания эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;
· Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;
· Развитие творческого опыта, определяющего способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
· Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
· Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, в ее изобразительном искусстве, архитектуре, в национальных образах предметно- материальной и пространственной среды;
· Развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
· Овладение средствами художественного изображения;
· Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.
Основные содержательные линии
Учебный материал представлен в программе блоками, отражающий деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества», «Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства», «Язык пластических искусств и художественный образ», «Виды и жанры пластических искусств».
Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй - намечает эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, третий даёт инструментарий для его практической реализации, четвёртый содержит виды и жанры художественной деятельности, в которых школьник может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, ценностно-ориентационную, языковую и деятельностную. Они в разной мере присутствуют почти на каждом уроке. Поэтому распределение часов в программе условно, оно лишь расставляет акценты, но не абсолютизирует необходимость уложить данную тему в заявленные часы, так как на практике в каждой теме пересекаются все стороны искусства.
Содержание учебного курса.
Тема курса 7 класса «Изобразительное искусство в жизни человека».
Темы 7 класса посвящены изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка через изучение самого человека. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.
Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.
Изобразительное искусство в жизни человека.
1 раздел. Изображение фигуры человека и образ человека.(8ч.)
Изображение человека в живописи, графике, скульптуре. Пропорции и строение фигуры человека. Изображение фигуры человека в истории искусства разных эпох. Образ человека в европейском и русском искусстве, в современном мире.
II раздел. Поэзия повседневности. (11ч.)
Изображения обыденной жизни людей в истории искусства.
Бытовой жанр в изобразительной искусстве и его значение в понимании истории человечества и современной жизни человека. Выражение мировоззрения и общественных идеалов в изображении повседневной жизни в искусстве разных эпох и народов. Поэзия понимания мира и себя в этом мире.
Углубление и развитие композиционного мышления: представление о целостности композиции, об образных возможностях изобразительного искусства.
Развитие наблюдательности и интереса к жизни людей, образного видения обыденных сюжетов окружающей повседневной жизни.
Знакомство с классическими произведениями, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства.
III раздел. Великие темы жизни (6ч)
Историческая тема в искусстве как изображение наиболее значительных событий в жизни общества.
Тематическая картина как обобщённый и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью. Историческая картина в европейском и русском искусстве. Значение исторической картины в становлении национального самосознания.
Монументальная скульптура и образ истории народа. Место и роль картины в искусстве 20 века.
IV раздел Реальность жизни и художественный образ.(9)
Обобщение и систематизация полученных знаний и представлений об искусстве. Главная задача обучения искусству – живое эмоциональное, глубокое восприятие произведений изобразительного искусства ради нового понимания и богатого переживания жизни.
Создание коллективных или индивидуальных творческих проектов.
Календарно- тематическое планирование
учителя изобразительного искусства Харматуллиной Лилии Фаритовны
на 2015-2016 учебный год.
План составлен на основе федерального государственного образовательного стандарта начального, основного и среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089, базисного учебного плана школы, составленного на основании методических рекомендаций по проектированию содержания организационного раздела основной образовательной программы основного общего образования для общеобразовательных организаций Республики Татарстан от 19.08. 2015 №1063/15; федерального перечня учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию; примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству, за основу программы взята авторская программа А.Н. Неменского.
Предмет
Класс
Общее кол-во часов
Кол-во часов в неделю
Количество
Название, автор учебника, издательство, год издания, уровень
Проектных работ
Контрольных работ
Изобразительное искусство
7
34
1
1
1
Изобразительное искусство.А.С.Питерских, Г.Е. Гуров Посвещение, 2012г.
Методическая тема на 2015-2016 учебный год.
Районная
Школьная
Учителя
Совершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении, воспитании, развитии обучающихся
Формирование компетенций учителя и учащихся как средство повышения качества образования и развития универсальных учебных действий учащихся.
Повышение познавательной активности учащихся через эффективное использование современных технологий и внедрений новых обучающих структур в практику обучения.
1 раздел. Изображение фигуры человека и образ человека.(8ч.)
№ урока
№ урока
Изучаемый раздел,
тема учебного материала
Количество часов
Календарные сроки
Планируемые результаты
Планируемые
Фактические
знания
умения
ОУУН
и способы деятельности
1
1
Изображение фигуры человека в истории искусства
1
Знать об изображении фигуры человека в истории искусства, о
пропорции и строение фигуры человека;
знать творчество скульпторов В. Маликова, А. Минулина, Р. Нигматуллина, А. Башмакова, А. Минулиной, Г.Богородской
Уметь лепить фигуру человека и выполнять
набросок фигуры человека с натуры
Уметь проявлять ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность
организация рабочего места; выполнение правил гигиены труда;
владение устной речью; умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её;
умение осуществлять самоконтроль в учебной деятельности;
стараться работать творчески при изобразительной практической деятельности
2
2
Пропорции и строение фигуры человека
1
3
3
Лепка- вид ДПИ.
1
4
4
Лепка фигуры человека
1
5
5
Изображение фигуры человека в истории скульптуры
1
6
6
Набросок фигуры человека с натуры
1
7
7
Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве
1
Уметь понять красоту человека в европейском и русском искусстве
организация
рабочего места; выполнение правил гигиены труда;
владение устной речью;
умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её; слушать и эмоционально воспринимать художественные произведения,
уметь осуществлять самоконтроль в учебной деятельности;
стараться работать творчески при изобразительной практической деятельности
8
8
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов
1
Знать о поэзии повседневной жизни в искусстве разных народов
Понять, что есть тематическая картина, бытовой и исторический жанры
Уметь рассказать о тематической картине, бытовом и историческом жанра
в искусстве
II раздел. Поэзия повседневности. (11ч.)
9
1
Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры
1
Знать о творчестве художников – передвижников.
Уметь проявлять ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность
умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её; слушать и эмоционально воспринимать произведения великих художников,
уметь осуществлять самоконтроль в учебной деятельности;
2 четверть
10
2
Творчество А.Г.Венецианова и П.А.Федотова
1
Знать о творчестве А.Г.Венецианова и П.А.Федотова.
Знать о Государственной Третьяковской галерее
Уметь проявлять ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность
умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её; слушать и эмоционально воспринимать произведения великих художников,
уметь осуществлять самоконтроль в учебной деятельности;
11
3
Творчество художников - передвижников
1
12
4
Государственная Третьяковская галерея
1
Знать об основных темах искусства
Знать творчество тат. художников И. Антоновой, А. Хисамова и с. Мясникова
Уметь проявлять ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность
уметь осуществлять самоконтроль в учебной деятельности;
стараться работать творчески при изобразительной практической деятельности
13
5
Сюжет и содержание в картине
1
14
6
Жизнь в моем городе в прошлые века (историческая тема в бытовом жанре)
1
15
7
Жизнь каждого дня – большая тема искусства
1
16
8
Бытовой жанр
1
17
9
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре)
1
18
10
Монументальная живопись
1
1
Знать о монументальной живописи,
искусстве Древней Руси и
библейских темах в станковой живописи
Уметь проявлять ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность
умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её; слушать и эмоционально воспринимать репродукции художников, с интересом узнавать об их биографии и творчестве,
уметь осуществлять самоконтроль в учебной деятельности, стараться работать творчески при изобразительной практической деятельности
19
111
Искусство Древней Руси
1
1
III раздел. Великие темы жизни (6ч)
19
1
Искусство Древней Руси
1
Знать о монументальной живописи,
искусстве Древней Руси и
библейских темах в станковой живописи
знать исторические моменты татарского народа через произведения татарских художников Р. Вахитова, К. Нафикова, Р. Загидуллина, Н Хазиахметова.
Уметь проявлять ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность
Уметь понять великие темы жизни в искусстве
Уметь вести процесс работы над тематической картиной
умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её; слушать и эмоционально воспринимать репродукции художников, с интересом узнавать об их биографии и творчестве,
уметь осуществлять самоконтроль в учебной деятельности, стараться работать творчески при изобразительной практической деятельности
20
2
Страницы истории татарского народа
1
21
3
Библейские темы в станковой живописи
1
22
4
Нравственные идеалы и духовные традиции татарского народа
1
23
5
Тематическая картина в русском искусстве 19 века
1
24
6
Процесс работы над тематической картиной
1
IV раздел Реальность жизни и художественный образ.(10)
25
1
Монументальная скульптура и образ истории народа
1
Знать художников новой волны, таких как И. Хасанова, А. Ильясова, Х. Шарипова
Уметь проявлять ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность
26
2
Арабская каллиграфия
1
Знать разновидности арабской каллиграфии и основных представителей Н. Исмагилова(наджип Наккаш), Челнинцев Ф. Гирфанова, Р. Саляхутдинова, Шамаили Владимира Попова
Уметь проявлять ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность
27
3
Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве
1
Знать темы Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве
Уметь понять реальность жизни и художественный образ в искусстве
28
4
Батальный жанр
1
эмоционально воспринимать репродукции художников, с интересом узнавать об их биографии и творчестве
уметь внимательно воспринимать информацию и запоминать её;
уметь осуществлять самоконтроль в учебной деятельности, стараться работать творчески при изобразительной практической деятельности
29
5
Тема Великой Отечественной войны в портретном жанре. Лица Победы
1
30
6
Искусство иллюстрации.
1
Знать искусство иллюстрации. Иметь понятия: слово и изображение.
Понимать о зрительных умениях и их значении для современного человека
31
7
Зрительные умения и их значение для современного человека
1
Уметь понять реальность жизни и художественный образ в искусстве
32
8
История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве
1
Знать историю искусства и историю человечества, стиль и направление в изобразительном искусстве.
уметь осуществлять самоконтроль в учебной деятельности;
стараться работать творчески при изобразительной практической деятельности
умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её; слушать и эмоционально воспринимать репродукции художников, с интересом узнавать об их биографии и творчестве,
уметь осуществлять самоконтроль в учебной деятельности, стараться работать творчески при изобразительной практической деятельности
33
9
Личность художника и мир его времени в произведениях искусства
1
Знать творчество представителей реалистической школы живописи в Казани, в частности творчество 18 выдающихся художников Николая Фешина и Павла Бенькова, представителей изобразительного искусство Татарстана XX века - Х. Якупова, Л. Фаттахова, А. Родионова, В. Куделькина, М. Хаертдинова, А. Бурлая, И. Халилуллова, А. Тумашева, Баки Урманче, И. Рафикова, В. Скобеева, Т. Хазиахметова, А. Абзгильдина, В. Фе- дорова, И. Зарипова.
34
10
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре
1
Знать о крупнейших музеях изобразительного искусства и их роли в
культуре
15