Статья на тему «О традиции в пространстве повседневного опыта или «чай пить – долго жить»»
О ТРАДИЦИИ В ПРОСТРАНСТВЕ ПОВСЕДНЕВНОГО ОПЫТА
ИЛИ «ЧАЙ ПИТЬ – ДОЛГО ЖИТЬ»Соловьева Светлана Николаевна
кандидат философских наук, доцент
Смеркалось, на столе блистая,Шипел вечерний самовар,Китайский чайник нагревая;Над ним клубился легкий пар.Разлитый Ольгиной рукоюПо чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал…
А.С. Пушкин
Чай – один из самых древнейших напитков, употребление которого неразрывно связано с национальной культурой, хозяйством и историческими традициями многих народов. Более чем за 5000 лет существования культуры чая о нём написано огромное число книг, статей, исследований. Чай изучали и по сей день продолжают изучать как растение, требующее специфических условий произрастания; как пищевое сырьё, требующее сложной, разнообразной и тщательной обработки; как готовый продукт питания, требующий особых условий хранения и транспортировки. Выращиванием, изготовлением чая и торговлей им заняты сотни тысяч людей на земле.
В Китае чай имеет сотни названий, в зависимости от района произрастания, типа или сорта («шуйсен», «юньнань», «ша-оцун», «улун», «лунцзи», «тунчи», «байча», «ченлянча», «чича», «точа», «хуача» и т.д.). Но обобщающее наименование и чаще всего присутствующее в сложных составных названиях сортов, – это «ча», что значит «молодой листочек». Все другие народы мира заимствовали свои наименования чая у китайцев.
Китайцы не только подарили миру название чая и научили человечество употреблять чай как напиток, но и открыли само чайное растение – чайный куст, впервые упомянув о нём почти 4700 лет тому назад. Впоследствии была создана легенда о том, что это растение выросло из брошенных на землю век одного китайского святого, который отрезал их после того, как заснул во время молитвы, и, разгневанный на самого себя, захотел, чтобы у него никогда не слипались глаза. До сих пор в китайском и японском языках для обозначения век и чая употребляют один и тот же иероглиф.
Чайная церемония, как правило, проводится в слабо освещенной комнате, где, должно быть минимум мебели, никакой роскоши и бесполезного убранства. Принимать участие могут не более пяти человек. Одежда должна быть свободной и светлых тонов. Перед началом чайной церемонии нужно снять обувь, как будто вместе с ней Вы избавляетесь от будничной суеты. Сидеть лучше на ватных подушках – дзабутонах, и ни в коем случае со скрещенными ногами, вытягивать их в сторону соседа неприлично. Чай принято заваривать в гайванях – специальных чашках типа пиалы объемом 200-250 мл, но с резким расширением в верхней части и с крышкой. Для заваривания чая лучше всего пользоваться дождевой водой или водой из колодца. Чай пьют в горячем виде маленькими глоточками, без сахара и иных добавок, которые, по мнению китайцев, совершенно искажают истинный аромат чая. Чаепитие на Востоке – древняя традиция, неотделимая от искусства и образа жизни, сущность которой составляют четыре основные принципа, сформулированные в 1564 г. Сен Рикю – знаменитым мастером приготовления чая: ва, кеи, сеи, дзяку, дословно переводятся как гармония, уважение, чистота, спокойствие. Смысл чайной церемонии в том, что благодаря простым действиям человеку доступен путь духовного совершенствования.
Чай появился в России при царе Михаиле Фёдоровиче как редкость и новость. В Россию он был привезён царским послом Василием Старковым как подарок одного из монгольских ханов. Напиток чрезвычайно понравился царю и боярам, чаю приписывали целительную силу, употребляли его порой и как лекарство. Настоящий китайский чай привозили через Сибирь. Был он для того времени дорог, фунт стоил в 1674 г. в Москве 30 копеек.
В середине XIX в. Китай впервые открыл свою границу с Россией именно для экспорта чая. В России были созданы два крупных центра по торговле китайским чаем: Макарьевская ярмарка – для торговли с Европой и Ирбитская ярмарка – для торговли со Средней Азией и Ближним Востоком. Цены на чай в России были из-за сухопутной доставки самыми низкими в мире. Всё это привело к расширению чайной торговли в стране. Если вначале чай пили преимущественно дворяне, затем купцы, то постепенно к чаепитию присоединяются чиновники, духовенство, крестьяне и фабричные рабочие.
К XIX в. относится появление в России заведений, не имевших аналогов за рубежом – чайных. Появились они в сельской местности в Тверской губернии при Александре II. С первых же дней чайные были поставлены правительством в совершенно особые условия: для них была установлена минимальная арендная плата, очень низкий налог и «демократичный» режим работы. Чайные имели право начинать работу с 5 утра (когда трактиры ещё были закрыты). Это вызвало большое недовольство хозяев трактиров, упрекавших власти в предоставлении чайным налоговых льгот. Чайные быстро завоевали любовь рабочего люда, особенно живущего в бараках и общежитиях, и крестьян, приезжавших на базар, извозчиков, которые коротали время в ожидании седоков.
В Петербурге первая чайная была открыта 28 августа 1882 г. Затем появились они в Москве и в других городах России. Вначале их открывали на рабочих окраинах, вблизи крупных промышленных предприятий, потом появились они около рынков и стоянок извозчиков. По воспоминаниям В.Гиляровского в Москве любимые чайные были у артистов, писателей, художников.
Как правило, в каждой чайной было по три комнаты (кроме кухни, посудомоечной и подсобных помещений). Хозяевам чайных разрешалось иметь «музыку» (граммофон) и бильярд. Почти во всех чайных имелись подшивки газет. А вот алкогольными напитками они не имели права торговать. Кипяток разрешалось подавать только в самоварах.
Русское чаепитие было невозможно без самовара. Первые из них, в форме чайников, появились в первой половине XVIII в. Уже к концу века самовар имел все отличительные черты и конструктивные и функциональные особенности, которые сохранились и до настоящего времени и позволяют считать его изделием национальным. Каждый из многочисленных заводов старался придумать свой, не похожий на другие, самовар – отсюда бескрайнее разнообразие форм. Ёмкость и размеры также были крайне разнообразны – от стакана до 20 литров. Изготовляли самовары не только из металла, но и из фарфора, фаянса, майолики и даже хрусталя. Самовар для русского быта и всего уклада жизни значил гораздо больше, чем водонагревательный прибор. Его наличие в доме свидетельствовало о материальном достатке. Стоил он не дёшево. При найме квартиры цена её зависела от того, с самоваром или без самовара (приносимого от хозяев в определённые часы) сдаётся жилплощадь.
Распространение чайного напитка совпало с расцветом и расширением производства фарфоровой посуды для чая и даже вызвало изобретение чайной чашки. Кофе до этого спокойно пили из металлической посуды, которая не годилась для чая. Необходимость пить чай из фарфора вынудила вначале закупать в Китае дорогостоящую чайную посуду, которая к тому же была неудобной для европейцев – китайские чашки – гайвани, как и пиалы не имели ручек. Появилась удобная европейская (венская – по месту изобретения) чашка, то есть пиала с ручкой. Фарфоровая и фаянсовая посуда для чая широко использовалась и в России. Только начиная с конца XIX в. с превращением чая в массовый, трактирный напиток, всё больше стала входить в употребление дешёвая стеклянная посуда – стакан. Отсюда в мещанской и деревенской среде последовал вывод, что из стаканов должны пить мужчины – завсегдатаи чайных и трактиров, а пить чай из чашечки, у кого с аленьким цветочком, у кого с золотой каёмочкой, – привилегия женщин.
В Европе и России чай пили и в столовой, и в гостиной, и в кабинете, на террасе, в беседке, во дворе перед домом. В иных домах была и особая чайная комната. Чай пили за отдельным чайным столиком, который покрывали льняной белой или цветной скатертью. Чайный столик сервировался заранее, разливала чай сама хозяйка или её старшая дочь. Она наливала в чашку каждого заварку из фарфорового заварочного чайника, затем доливала кипятком из самовара. Когда чай из заварочного чайника был на половину разлит, то в него доливали новый кипяток, но не дополна, и ставили на пару минут на самоварную конфорку. Затем процедура разлива чая продолжалась.
В России, в силу того, что широкими кругами населения чай не воспринимался как самостоятельный напиток, его почти всегда дополняли не только сахаром, но и разнообразными кондитерскими изделиями. Соединение чая с лимоном – это русское изобретение, которое позже, в конце XIX в., было взято «на вооружение» трактирами и ресторанами, которые и ввели его в широкие массы. Чай с лимоном имеет высокие целебные свойства, его часто пьют при простуде, как и чай с малиновым вареньем (тоже русское народное изобретение). Вообще употребление чая с ягодами, фруктами, особенно с мелко порезанным яблоком широко распространено в народной среде. Пить чай по-русски для большинства также означало пить чай со сладостями (сахаром, вареньем) и с кондитерскими изделиями. Приглашение на чай, посидеть за самоваром почиталось знаком самого дружеского расположения.
Широко вошла тема чаепития в русское искусство. Уже в первой половине XIX в. появляются живописные произведения со сценами чаепития, с изображением загородных пикников с непременным самоваром. Описывая уклад русской жизни, писатели XIX–XX вв. А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, А.Н.Островский, Ф.М.Достоевский, Н.С.Лесков, А.М.Горький и др. неоднократно обращаются к теме чаепития. «…Искусство заваривать чай – великое искусство. Ему надо учиться в Москве. Сначала слегка прогревается сухой чайник. Потом в него всыпается чай и быстро ошпаривается кипятком. Первую жидкость надо сейчас же слить в полоскательную чашку,— от этого чай становится чище и ароматнее… Затем надо вновь налить чайник до четверти его объема, оставить на подносе, прикрыть сверху полотенцем и так продержать три с половиной минуты. После долить почти доверху кипятком, опять прикрыть, дать чуточку настояться и у вас… готов божественный напиток, благовонный, освежающий и укрепляющий» – пишет А. И. Куприн в рассказе «Яма».
В романе А.М. Горького «Жизнь Клима Самгина», являющимся энциклопедией русской жизни кон. XIX – нач. XX вв., один из его героев, Василий Еремеевич Козлов, «как истый любитель чая», пьёт только «Ижень-Серебряные иголки». Этот сорт китайского чая был в конце XIX в. одним из самых дорогих, с большим количеством серебристых по цвету, едва распустившихся почек – главного источника аромата. Чем больше почек (типсов) – тем лучше чай, выше его сорт, изысканнее внешний вид – с седым серебристым отливом. Чаи с типсами назывались в Китае «бай хоа» – «белая ресничка», отсюда и произошло название «байховый».
Благодаря драматургии А.Н. Островского, в течение тридцати пяти лет воссоздававшего в своих пятидесяти пьесах образ жизни русского купечества, чай с последней трети XIX в. стал считаться напитком купеческим, хотя на протяжении двух веков был напитком почти исключительно дворянским. Такова была сила художественного убеждения драматурга. Чай по-купечески – это чай на столе, покрытом цветной салфеткой, чай с баранками, с калачами, с сахаром вприкуску, да ещё и с «мадерцей», чай из блюдечка, которое держали на широко растопыренных пальцах.
В годы гражданской войны, несмотря на тяжёлое продовольственное положение и вынужденное распределение продуктов по карточкам, молодая республика располагала большими запасами китайского чая, конфискованного у крупнейших чаеторговых фирм и отбитыми в 1919-1920 годах у войск Колчака гигантскими чаехранилищами на Урале и в Сибири. Это дало возможность регулярно и бесплатно снабжать чаем Красную Армию и промышленных рабочих. За годы гражданской войны они привыкли к нему как к предмету первой необходимости. Именно в это время в широких массах закрепилась привычка пить чай в течение всего дня, связывать с ним любой приём пищи, в том числе и несладкой, в то время как до революции чаепитие всегда отделялось от основной трапезы в виде особого десерта или вечерней семейной церемонии.
Престиж чаепития из самовара сохранился и в послереволюционные годы. В годы первых пятилеток самовар вручали как награду, как поощрение лучшим работникам, ударникам первых пятилеток. Изменение ритма жизни привело к тому, что в повседневном быту на смену самовару пришёл более компактный и простой в употреблении чайник, который можно было вскипятить и на примусе, и на газовой плите, и в походе на костре.
Чаепитие – символ русского быта, уникальное общенациональное явление, ярко представленное в отечественном фольклоре: «Чай пить – долго жить», «Самовар, что море Соловецкое, пьют из него за здоровье молодецкое», «Самовар кипит – уходить не велит» и т.д. Пожалуй, именно эта неосознанная радость от того, что за столом сидят хорошие люди, что разговор течет мирно и степенно и что вообще есть такая возможность – вырваться на часок-другой из суеты, забыть обо всех делах и просто выпить чаю – является самой важной частью традиционного русского чаепития, и связывает наше историческое прошлое с настоящим.Литература
Дементьева А.В. Искусство и культура чая. – М., 2004.
Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке.– М., 1990.
Культура чая // http://nabori.boom.ru/kult.htm
Русская кухня /Сост. И.В. Довбенко. – М.: Эксмо, СПб.: Терция, 2003.
Традиции чаепития // http://www.chelpress.ru
Чайная церемония // http://www.madina-travel.ruШангина И.И. Русские традиционные праздники. – СПб.: «Искусство –СПб», 1997.