Конспект индивидуального занятия с ребёнком, имеющим сложный дефект (моторная алалия, ДЦП)
МБУ Центр «Выборг» Ленинградская область
город Выборг
учитель – логопед отделения социальной реабилитации несовершеннолетних
Веденеева Татьяна Анатольевна
Конспект индивидуального логопедического занятия
с ребёнком, имеющим сложный дефект
(моторная алалия, ДЦП)
Тема «Игрушки»
Конспект индивидуального логопедического занятия
ребёнком, имеющим сложный дефект
(моторная алалия, ДЦП)
Тема «Игрушки»
Задачи:
1.Расширение понимание речи, формирование пассивного и активного словаря.
соотнесение игрушки со звукоподражанием;
соотнесение предмета и действия со словом;
имитация действий в соответствии со звучащим текстом;
вокализация речевого выдоха;
активизация ощущений ребенка при обследовании предметов;
соотнесение цвета, различение красного и жёлтого цвета;
знакомство с круглой формой.
2.Развитие слухового и зрительного восприятия
3.Развитие моторики:
развитие правильных движений обеих рук;
тренировка правильного способа удержания карандаша с насадкой, мяча, игрушки;
развитие общей моторики в соответствии со звучащим текстом.
4.Формирование эмоционально-волевых функций.
Оборудование: игрушка – паровозик, массажная щётка «Ёжик», аудиозапись «Итальянская полька С. Рахманинова» в обработке для детей, игрушки (красный и жёлтый мячи, машинка, паровозик, кукла, мишка, пирамидка, кубики, шары), лист бумаги, красный и жёлтый карандаши.
М/У: Самое важное – установление эмоционального контакта с ребенком, создание доброжелательной атмосферы. Логопед стоит или сидит всегда напротив ребёнка. Говорить с ребёнком необходимо в слегка замедленном темпе, с эмоциональными интонациями, достаточно громко, чётко артикулируя каждый звук, так, чтобы ребёнок видел артикуляцию логопеда.
1. -Здравствуй, Алёша! Как я рада, что ты пришёл. Давай играть.
Игра «Мы в ладошки хлопаем: хлоп-хлоп, и ногами топаем: топ-топ» под музыку (итальянская полька С. Рахманинова). Играю сама, привлекая ребёнка, беру его руки в свои, ритмично хлопая под музыку.
2.-Посмотри, какой ёжик пришёл к тебе. Потрогай его. Погладим ёжика? Он колючий.
Массаж кистей и пальцев рук массажной щёткой:
«Ёжик, ёжик ты колюч, но тебя я не боюсь!»
3.- Ой, что это? Слышен гудок паровоза: «У-У». Это паровозик гудит. Давай и мы погудим как паровозик.
Активизация звукоподражания, вокализация речевого выдоха в игре «Паровозик гудит»: «У-У».
4.Стучу в барабан.
–Это что? Это барабан. Хочешь постучать в барабан? На палочки, постучи в барабан.
Звеню бубном.
-А это бубен. Позвени бубном.
Развитие слухового внимания в игре «Бубен или барабан?»
5.–Как много игрушек! Ты знаешь их?
Игра «Покажи игрушку» (мяч, машинка, паровозик, кукла, мишка, пирамидка, кубики).
6.Привлекаю внимание к «Чудесному мешочку».
– Мешочек! А что в нём? Сейчас узнаем. Вынимай по одной игрушке. Ребёнок ощупывает игрушку. Логопед спрашивает: «Это мяч (машинка)? Вынимает игрушку. Логопед спрашивает: «Это что?». Мяч какой? Красный. Круглый, смотри покатился.
Игра «Чудесный мешочек». Обследование игрушек (мяч, машинка).
7.На столе жёлтый и красный мячи.
-Это что? Это мячи. Покажи жёлтый мяч. Это жёлтый мяч.
-Покажи красный мяч. Это красный мяч. Он круглый. Возьми его, Покажи, какой он круглый. Помогаю ребёнку обследовать рукой мяч. Будем рисовать красный мяч. Возьми красный карандаш. (В стаканчике жёлтый и красный). Молодец!
8.Совместное рисование «Рисуем красный мячик». На карандаше специальная насадка. Придерживая руку ребёнка, помогаю провести замкнутую кривую линию и раскрасить.
9.–Вот наш красный мяч. Лёша нарисовал! Молодец! Кому подарим рисунок? Конечно маме. Мама принимает рисунок, обнимает ребёнка, хвалит.
Маме рекомендуется повесить рисунок дома на стену и периодически привлекать к нему внимание ребёнка, хвалить, говорить и спрашивать, что нарисовано.
Литература:
1.Шипицина Л.М., Мамайчук И.И.«Детский церебральный паралич», СПб., Изд-во "Дидактика Плюс", 2004.
Интернет-ресурсы:
1.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2.http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2015/09/18/razvitie-sensomotornyh-navykov
13PAGE 15
13PAGE 14215