Доклад на тему Использование программированных заданий для формирования знаний, умений, навыков


Доклад на ШМО.
Тема - «Использование на уроках программированных заданий для формирования знаний, умений, навыков».
Учитель - Харитонова Анна Григорьевна
При работе с умственно отсталыми детьми необходимо совершенствовать методы и приемы обучения. Методы, которые используют в настоящее время содержат как положительные качества, так и недостатки, которые в свою очередь снижают эффективность усвоения материала. Отсюда и вытекает одна из главных задач, а именно – использование программированных заданий, которые формируют у учащихся с интеллектуальными нарушениями активную и самостоятельную мыслительную деятельность.
В специальной литературе программированное обучение можно считать такое обучение, при котором предусмотрены действия ученика и учителя. В основе такого обучения лежит самостоятельное приобретение знаний и навыков за счет пошагового усвоения материала.
Благодаря заданиям такого типа учителю проще и эффективнее организовать урок, обеспечить активную самостоятельную деятельность учащихся и помогает следить за качеством усвоения знаний, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. При использовании программированных заданий реализуются принципы коррекционно направленности, систематичности, последовательности, доступности и конечно, принцип индивидуального и дифференцированного подхода.
При использовании программированных заданий должны соблюдаться следующий требования требования:
Во-первых, задание должно содержать ориентировочную основу, в зависимости от возможностей детей (конкретную или обобщенную);
Во-вторых, необходимо соответствие содержания заданий уровню подготовленности детей;
В третьих, на уроке необходимо сочетать программированные задания с традиционными методами обучения, чтобы избежать переутомляемость детей.
При использовании программированных заданий необходимо соблюдать принципы:
1. Информация подается небольшими порциями;
2. Необходимо устанавливать проверочное задание для контроля усвоения материала;
3. Подача указаний в зависимости от правильности ответа.
Используются следующие виды программированных заданий:
1. Линейное программирование. Дети формулируют самостоятельно ответ и записывают его в карту, проверив правильность, переходит к следующему заданию. Достоинства данного вида заключается в том, что дети почти не делают ошибок, так как материал дается в малых «порциях».
2.Разветвленное программирование. Данный вид заданий состоит из вопросов и вариантов ответа, среди которых один правильный, ребенок, выбрав ответ, записывает его в специальный бланк. Преимущества данного вида состоит в том, что данная работа облегчает труд учителя по контролю, и дает возможность осуществить самопроверку.
3. Буквенные и цифровые, которые развивают познавательные процессы и развивает интерес к предмету и используются на всех этапах урока. Достоинства данного вида заданий, что они не требует специально заготовленных карт, большой затраты времени на подготовку – она доступна всем учителям.
В целом, программированные задания помогут реализовать ряд как образовательных, так и коррекционно-развивающих задач. Так, на этапе формирования новых знаний можно использовать программированные задания в работе с группой детей, имеющих более сохранные процессы ориентировки в задании, способных к самостоятельным обобщениям невысокой сложности (1-ая группа учащихся). Ученики 2ой группы чаще всего не могут работать с такими заданиями на этапе формирования знаний, но на закреплении материала с такими заданиями, как ответы на вопросы, находить верный ответ из нескольких вариантов, справиться могут. Дети 3ой группы с подобными заданиями работают только на этапе закрепления и повторения пройденного материала посредством чтения вопросов и соответствующих им ответов.
Таким образом, использование в обучении программированных заданий способствует поэтапному формированию умственных действий у школьников, развитию аналитико-синтетических процессов мышления, способности к обобщению и абстрагированию. Кроме того, развитие познавательной и учебной деятельности в целом происходит при большей активности и самостоятельности. Но использование программированных заданий в обучении детей с умственной отсталостью пока еще не получило детальной методической разработки в специальной литературе.
Список использованной литературы.
Печерский В. Г. Программированные задания, как способ организации учебной деятельности учащихся коррекционной школы / В. Г. Печерский В. Г.- 2000- с.18–24 (Дефектология, вып.1)
Роль и место программированного обучения в системе средств и методов обучения: Сборник науч. труд.- М.: Б. и., 1974. - 316 с
Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии : научно-популярная литература / под ред. Н. Е. Щурковой. - М. : Новая шк., 1998. - 207 с.