Методическая разработка урока математики (1 класс) Величина. Длина


Урок математики в 1-м классе
по программе «Школа 2000»
Учитель: Баженова Л.М.


Учебник:
Л.Г.Петерсон Математика 1 класс. III часть

Тема урока
Величина. Длина.


Цели урока
Ввести понятие величины.
Познакомить с величиной «длина».
3) Сформировать представление о мерах длины.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД
Познавательные УУД: формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; характеризовать явления и события с использованием чисел и величин; учить выводить общности для целого ряда единичных объектов, обобщать, подводить под понятие; исследовать: находить закономерности, производить классификацию по заданному правилу; находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию;
используют знаково-символические действия; учить выводить общности для целого ряда единичных объектов, обобщать, подводить под понятие.
Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; учить осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; учить получать необходимые сведения от товарища; учить понимать возможности различных точек зрения на какой-либо предмет.
Личностные УУД: развитие познавательных интересов, учебной мотивации, толерантности отношений.
Регулятивные УУД: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формировать умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности; переносят навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную; учить осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи; формировать умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей.



Основные понятия
Величина.
Длина.
Мерка. Единичный отрезок.
Мера длины.

Межпредметные связи
Литературное чтение.

Ресурсы
Учебник Л.Г.Петерсон. Математика 1 класс, часть3, стр.1, персональный компьютер, монитор, мультимедийный проектор, экран

Этапы урока
Формируемые
УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащегося

Орг. момент
Личностные УУД:
развитие учебной мотивации.
Сегодня мы в путь за наукой пойдем,
Смекалку, фантазию нашу возьмем.
Дорогой с пути никуда не свернем
И знания новые точно найдем.
Эмоциональный настрой

Целеполагание и мотивация

Регулятивные УУД:
в сотрудничестве с учителем учитывают выделенные педагогом ориентиры действия в новом учебном материале

Ребята, вы готовы помочь друг другу в преодолении трудностей, в изучении нового материала?
Тогда улыбнитесь и проверьте, все ли у вас готово к уроку.
Работа с маской настроения.

Актуализация знаний
















«Открытие» детьми новых знаний.












Введение нового понятия «величина».





















Введение нового понятия «мерка».








Измерение длин отрезков.




































Познавательные УУД:
исследовать: находить закономерности, производить классификацию по заданному правилу.

Коммуникативные УУД:
формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

Регулятивные УУД:
формировать умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности.






Познавательные УУД:
находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию;
используют знаково-символические действия.

Коммуникативные УУД:
учить договариваться, находить общее решение.

Регулятивные УУД:
развитие познавательных интересов, любознательности.












Познавательные УУД:
учить выводить общности для целого ряда единичных объектов, обобщать, подводить под понятие.


Коммуникативные УУД:
учить осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД:
формировать умение планировать свою деятельность, умение взаимодействовать со сверстниками.

Даны геометрические фигуры.




- По каким свойствам эти фигуры можно разбить на части?
- Как еще можно представить число 9?
- Подойдет ли это разбиение к нашим фигурам? Почему?





1) - Какие свойства предметов мы использовали?
- Посмотрев отрывок из мультфильма «38 попугаев», определите о каком свойстве предмета идет в нем речь.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

- Чем озадачены герои мультфильма?
Что они измеряли?

2) Работа в парах.
– Перед вами три цветные полоски. Какое задание вы можете предложить?

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Вывод:
- Какое свойство полосок использовали при выполнении заданий?
- Какие действия выполняли с полосками?
Свойства предметов, которые можно измерять, сравнивать называются величиной.
- У геометрических фигур, которые мы рассматривали, есть такие свойства?

Знакомство с понятием «мерка»:
Вспомните, как герои мультфильма измеряли длину удава.
- Кто измерял его первым?
- Чем являлась мартышка для удава?
Подвести детей к понятию «МЕРКА».


1) Работа в парах:
- Что необходимо для измерения предметов?
Детям раздаются разные мерки.
- Измерьте данной меркой длину синей и зеленой полосок.
Запись на доске:
С = 4ч
З = 2ж
- Какая полоска оказалась длиннее?
- Вы уже сравнивали эти полоски. Что можете сказать об их длине? Почему результаты разные?
Какой вывод можно сделать?

Выполнение задания №1 учебника.

- Назовите мерку при измерении длин отрезков.
Мерку по-другому называют единичным отрезком.
- Запишите сколько раз каждый единичный отрезок укладывается в данном отрезке АБ.
- Почему получилась разная длина отрезка?
- Какая мерка отложилась меньше всего в отрезке?
- А какая больше всего?
Сделайте вывод.

Дети называют свойства фигур (размер, форма, цвет) и записывают равенства.
9 = 1+ 8
9 = 6 + 3
9 = 7 + 2

- Запись равенства
9 = 4 + 5
и высказывание детьми своих мнений.


Перечисление свойств предметов.









Ответы детей.
(Герои мультфильма измеряют длину удава.)



1) Дети предлагают сравнить эти полоски по длине.
Запись:
К > З
С = З
С < К
Ответы детей на поставленные вопросы.




Определение такого свойства как размер.






Ответы детей. (мерка)




На данном этапе проходит поисково-исследовательская деятельность




Выполнение задания детьми.





Открытие:
Сравнивать предметы можно, если они измерены одинаковыми мерками.

Вписывают результаты измерений.

Отвечают на поставленный вопрос. (разные единичные отрезки)

Вывод детей:
Чем меньше мерка, тем большее количество раз она откладывается в измеряемом отрезке.



Единицы измерения длины



















Физкульт
минутка












Знакомство со старинными мерами длины.



































































Сантиметр – единица длины.




































































Повторение и закрепление пройденного.
















Игра:«Угадаем - посчитаем»

Данный этап урока способствует духовно-нравственному воспитанию детей




























Итог урока.




Рефлексия.
Познавательные УУД:
учить устанавливать аналогии.

Регулятивные УУД:
переносят навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную










Личностные УУД
На данном этапе проходит здоровьесберегающая технология











Познавательные УУД:
учить получать информацию из дополнительных источников.

Регулятивные УУД:
формировать умение учиться и способность к организации своей деятельности.

Коммуникативные УУД:
учить получать необходимые сведения от товарища.







































·







Познавательные УУД:
учить осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи.



Регулятивные УУД:
умение принимать цель урока и следовать ей в учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:
учить понимать возможности различных точек зрения на какой –либо предмет.













































Познавательные УУД:
учить кодировать с помощью знаков и символов условия задачи, считывать информацию, использовать наглядные модели(чертежи).
Регулятивные УУД:
учить осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи.

Коммуникативные УУД:
формировать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в учебной деятельности.



































Регулятивные УУД:
Формировать умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей.
- Обратите внимание: рядом с цифрой стоит буква. Что она обозначает?
Да, можно сказать название мерки. Поэтому такие числа называют именованными.
- Вспомните сказку Г.Остера «38 попугаев» (показ слайда)
- Чем измеряли удава?
- Почему в попугаях удав оказался длиннее?
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
«Мы считали»
Мы считали и устали.
Дружно все и тихо встали.
Ручками похлопали,
раз-два-три.
Ножками потопали,
раз-два-три.
И еще потопали
и дружней похлопали.
Сели, встали,
и друг друга не задели,
Мы немножко отдохнем
и опять считать начнем.

-В старину чем пользовались люди для измерения?(Слайд)













- Рассмотреть рисунки в учебнике на странице 1.
- Какие еще единицы измерения изобразил художник?
- Что они обозначают?
- Какую сажень показывает Буратино?






- Давайте измерим ширину класса с помощью шагов.
- Почему результат измерения разный?
- Как же быть?



Одной из них является сантиметр.
Работа по учебнику: стр.1 №3
- Так что же такое САНТИМЕТР?
С помощью чего вы будете измерять длину отрезка АБ?
- Линейка – это что? (Слайд)

- В жизни нам часто приходится измерять длину предметов. Какими инструментами мы пользуемся? (Слайд)



- Как вы будете пользоваться линейкой, измеряя длину отрезка? (Слайд 4)

Составление алгоритма измерения длины отрезка. (слайд) 1) Приложить линейку к отрезку. 2) Совместить один конец отрезка с нулем на шкале линейки. 3) Найти на линейке число, соответствующее второму концу отрезка. 4) Назвать (или записать) ответ.

1) Работа с учебником.
Стр.1 № 4
2) Построение отрезков заданной длины. КМ = 4 см, ОБ = 7 см, СН = 3 см





1)Появилась девочка в чашечке цветка, И была та девочка Чуть больше ноготка. В ореховой скорлупке та девочка спала И маленькую ласточку от холода спасла. - Как звали девочку? Покажите какой она была.

2) Скачет лошадь не простая, Чудо грива золотая, По горам парнишку носит, Но никак его не сбросит. Есть у лошади сынок, Удивительный конек По прозванью. – Кто вспомнит рост Конька-Горбунка? - Сколько это сантиметров? - Уши Конька были с аршин. А сколько это сантиметров?
- О какой единице измерения идет речь в стихотворении А.С.Пушкина?
- На уроке не скучали, много нового узнали. Какими открытиями вы поделитесь дома?
Вспомните свои впечатления на уроке. Закончите предложения:
Я работал на уроке.
Я работой каждого ученика.
Я испытывал затруднения, когда
Ответы детей.(название единичного отрезка)




Ответы детей. (Мартышками, слонами, попугаями
Ответы детей.
Записывают в тетрадях:
У = 6М
У = 2С
У = 38П




















Ответы детей сопровождаются демонстрацией слайдов.

Подготовленные сообщения детей.
Малые старинные русские меры длины - пядь и локоть.
Пядь, пядень(или четверть) - одна из самых старинных мер длины. Название происходит от древнерусского слова"пясть", т.е. кулак или кисть руки. Различают пядь малую- расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев, что составляет около 18 см, и пядь великую- расстояние от конца вытянутого мизинца до конца большого пальца, 22-23 см.
Название ПЯДЬ происходит от древнерусского слова "пясть", т.е. кисть руки. Одна из самых старинных мер длины (c 17-го века "пядь" заменили на "четверть аршина")
Синоним "четверти" - "четь".
Большая пядь равна половине длины локтя = 22-23 см
До настоящего времени говорят: «Не отдать ни пяди земли», подразумевая не отдать, не уступить даже самой малой части своей земли. Об очень умном человеке часто говорят: «Семи пядей во лбу».

Локоть - это расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки до локтевого сгиба (размер локтя колебался в пределах от 38 см до 46 см и соответствовал двум пядям). Сохранилась поговорка: «Сам с ноготок, а борода с локоток».
Большими единицами измерения были простая сажень- расстояние между большими пальцами вытянутых в противоположные стороны рук человека (равнялась примерно 152 см и состояла из 4 локтей или 8 пядей); маховая сажень - расстояние между кончиками средних пальцев вытянутых в противоположные стороны рук человека среднего роста (равнялась примерно 176 см); косая сажень- расстояние от пальцев правой (левой) ноги стоящего человека до конца пальцев вытянутой по диагонали левой (правой) руки (примерно 216 см).
И сейчас говорят: «Видеть на сажень сквозь землю» (отличаться большой проницательностю, «косая сажень в плечах» (так говорят о рослом, плечистом человеке), «ты от дела на пяденьку, а уж оно от тебя на саженьку».
Большие расстояния в старину измерялись верстами (другое название поприще) - отсюда и выражения «мерить версты», т. е. ходить пешком на большие расстояния. В переводе на современную систему мер верста межевая равна примерно 2 км, сажень -216 см, аршин - 72 см, а вершок - 5 см
На данном этапе проходит поисково-исследовательская деятельность
Два ученика измеряют шагами ширину класса. Устанавливают, что результат получился разный.
Ответы детей: длина шага у ребят разная.

Нужна одна мерка.



Ответы детей:
единица измерения длины.




Перечисление инструментов для измерения сопровождается показом слайдов.
- Строительный метр.
- Сантиметровая лента.
- Рулетка.
Комментарии детей, где используется данный инструмент.













Определяют длину отрезка АБ












Измеряют и записывают длины отрезков.

Построение отрезков в рабочих тетрадях.











На данном этапе проходит здоровьесберегающая технология













- Конек -Горбунок



- 3 вершка

Выполнение действия:
5см + 5см + 5см = 15 см



- 72 см



























-




-15