Урок по математике Длина.Сантиметр
Урок математики в 1-м классе по теме "Длина. Сантиметр"
( УМК «Система Занкова Л.В. » , И. Аргинская)
ТИП УРОКА: урок введения нового знания.
ЦЕЛИ ( Планируемые результаты) : К окончанию урока ученики –
Будут иметь представление о способах измерения длины;
Будут знать единицу измерения – сантиметр;
Будут уметь измерять длину отрезка с помощью линейки;
Смогут сравнивать, складывать и вычитать одинаковые меры длины;
Приобретут навык построения (чертежа) отрезка с помощью линейки;
Смогут поразмышлять о дружбе, совместной деятельности, нахождении правильного решения в спорной ситуации;
Продемонстрировать математическую смекалку, логическое мышление, общеучебные навыки.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Индивидуальная;
Групповая;
Фронтальная;
Коллективная.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
По источнику знаний:
Словесные;
Практические;
Наглядные
По уровню познавательной активности:
Проблемный;
Частично-поисковый;
Исследовательский;
Репродуктивный;
Объяснительно-иллюстративный.
По принципу расчленения или соединения знаний:
Аналитический;
Синтетический;
Сравнительный;
Обобщающий;
Классификационный.
ОБОРУДОВАНИЕ: презентация ; числовой отрезок, геометрический и раздаточный материал, сопутствующие герои м/ф “38 попугаев”, плакат, разные виды инструментов для измерения длины (сантиметр, рулетка), аудиозапись песни “Ужасно интересно”, видеозапись м/ф “Зарядка для хвоста”, смайлики
ПЕДТЕХНОЛОГИИ: технология проблемного обучения, здоровьесберегающая технология, игровая технология.
ХОД УРОКА
Этапы
Вид деятельности
Методы и приёмы
Формируемые УУД
Учитель
Ученик
I. Организационный момент.
Эпиграф к уроку: «Если не лениться, можно многого добиться”.
Звучит отрывок песни “Ужасно интересно” из м/ф “38 попугаев”.
II. Актуализация знаний.
1. Беседа по мультфильму.
- Ребята, вы узнали эту песенку?
- А как это “Ужасно интересно всё то, что неизвестно”?
- Что нужно делать, чтобы всё узнать?
- А как герои мультфильма учились всему неизвестному?
- Скажите, а они были дружными? Почему?
- А вы дружные ребята?
- Любите вместе играть, учиться?
- Покажите, как вы умеете быстро отвечать на мои вопросы, слушая друг друга. За правильный ответ получите необычный приз, который пригодится нам на уроке.
- Да.
- Когда хочется узнать всё, что еще не знаешь.
- Учиться, читать книги.
- Спрашивали друг у друга, спорили.
- Да. Они все делали вместе.
- Да.
Беседа по мультфильму.
Вручение за правильные ответы-шаблоны бананов и апельсинов
Личностные УУД-развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству и дружбе
Минутка чистописания
- Но прежде, чем мы отправимся «открывать» новое, давайте все дружно выполним упражнение «Волшебная девятка»
Прописывают в тетрадях правильно и красиво цифру 9
2. Математический диктант (по числовому отрезку).
- Назовите число последующее 6.
- Назовите число предыдущее 10.
- Какое число находится справа от числа 5?
- Какое число находится слева от числа 9?
- На сколько 7 больше 4?
- На сколько 3 меньше 8?
Математическая разминка .
( назови следующее число, решение цепочки, что изменилось)
- У вас на партах лежат карточки. Вместе со своим соседом по парте подумайте и разделите эти фигуры на группы.
- Как одним словом можно назвать фигуры, которые изображены у вас на карточках, а у меня на доске?
- На какие группы их можно разбить?
- Найдите здесь равные отрезки.
- Как можно доказать, что они равны?
7
9
6
8
3
5
Дети отгадывают задания на слайдах
Учащиеся работают в паре.
- Геометрические фигуры.
- На отрезки, замкнутые линии, незамкнутые линии.
- Наложить друг на друга.
- Измерить.
Познавательные общеучебные УУД-поиск и выделение необходимой информации; умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Логические УД-анализ объектов с целью выделения признаков ( существенных, несущественных); выбор основания и критериев для сравнения, классификации объектов.; подведение под понятие, выведение следствия.
III. Постановка учебной проблемы.
Подводящий к проблеме диалог.
- Герои м/ф пришли сегодня к нам на урок (на экране герои м/ф “38 попуаев”)
- Что делали наши гости в м/ф “38 попугаев”?
- Но почему удав такой грустный? Как вы думаете?
- В количестве какого героя удав оказался самым коротким?
- А самым длинным?
- Давайте попробуем помочь нашим гостям решить их спор и тоже измерим рост удава. Только будем измерять в бананах и апельсинах, которые вы получили за свои ответы.
Проблемная ситуация с удивлением.
- Что же у нас получилось?
Запись на доске:
УВ = 4 банана;
УВ = 8 апельсинов.
- Снова длина удава разная! Почему так произошло? Разве удав разный?
- Значит, в чем была проблема у героев мультфильма?
- А у нас в чем проблема?
Побуждение к решающей гипотезе.
- Так что нужно сделать, чтобы ваши измерения получились одинаковыми?
- Измеряли удава.
- Мерили длину удава.
- Он не может понять, какой у него рост.
- В слонёнках.
- В попугаях.
Дети выходят к доске и прикрепляют свои фрукты под удавом.
Работа в группах у доски
- Удав в апельсинах длиннее, чем в бананах.
- Потому что апельсины меньше по размеру, чем бананы.
- В размере животных.
- Разные фрукты.
Молчание.
- Нужно взять одинаковые фрукты.
- Нужно взять что-то другое одинаковое.
Решающая гипотеза.
- Нужна одинаковая мерка.
Подводящий к проблеме диалог.
Проблемная ситуация с удивлением.
Прием сталкивания мнений.
Побуждение к решающей гипотезе.
Выдвижение гипотез.
Познавательные УУд- формирование умения самостоятельно создавать способы решения проблемы, творческ5ого и поискового характера
Общеучебные Уд-постановка и формулирование проблемы
Логические УД- формирование умения выдвижения гипотез и их обоснование
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
IV. “Открытие нового знания”.
Подводящий к теме диалог.
- Правильно, нужно взять одинаковую мерку для измерения.
- Давайте посмотрим, как Петя измерил длину своего отрезка с. 68, № 3.
- Каждый отрезок имеет свое имя, которое состоит только из двух заглавных букв. Петя назвал свой отрезок КМ.
- Как называется инструмент, с помощью которого Петя измерил длину отрезка КМ?
- Похож ли этот инструмент на числовой отрезок?
- Почему вы так решили?
- Какое число стоит напротив точки К? Почему?
- Какое число показывает длину отрезка?
- Рассмотрите ваши линейки. Как вы думаете, как называется единичный отрезок на линейке?
- Давайте проверим ваши предположения и прочитаем название темы сегодняшнего урока в учебнике на с.68.
- Итак, с какой меркой длины мы сегодня будем знакомиться?
- Посмотрите на плакат на доске. В математике принято записывать слово сантиметр сокращенно СМ. Значит, единичный отрезок математическим языком будет записываться 1 СМ.
А в тетради – это 2 клетки.
- Так какую мерку длины должны были выбрать наши гости, чтобы правильно измерить рост удава так, чтобы никому не было обидно?
- Молодцы. А сейчас мы вместе с нашими героями немного отдохнем.
- Он приложил какой-то инструмент к отрезку.
- Линейка.
- Да.
- Потому что есть цифры, деления.
- 0. Начало линейки.
- 9
Молчание. - Сантиметр.
- Длина. Сантиметр.
- С сантиметром.
Измеряют вместе с героями отрезки на доске.
Подводящий к теме диалог.
Общеучебные УД- развивать умение произвольно о осознанно строить свои высказывания; умения структурировать свои знания.
Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результата деятельности
ФИЗМИНУТКА (фрагмент видеозаписи м/ф “Зарядка для хвоста”)
Регулятивные УУД
Формировать способность к мобилизации сил и энергии
V. Первичное закрепление нового материала.
- А где еще, кроме линейки в повседневной жизни встречается нам мерка длины – сантиметр?
- А я вам покажу необычную линейку (показ рулетки).
- Кто знает, как она называется и где используется?
- А еще есть “мягкий” сантиметр (показ швейного сантиметра). Кто знает, кто пользуется такой линейкой?
Проверка решающей гипотезы.
- Давайте с помощью линейки измерим длину отрезка Вовы в № 4 на с.68.
- Какой длины получился у вас отрезок ВК?
- У всех получился такой результат?
- И у меня тоже!
- Так почему же получился одинаковый результат, если линейки у всех разного цвета, из разного материала?
- Скажите, теперь можно сравнить длины отрезков Пети и Вовы? Почему?
- Прочитайте правило на с. 69.
- Дома, в хозяйстве, в мастерской.
- Рулетка. Нужна дома, в строительстве, чтобы измерять большие длины.
- Швеи, портные.
- 7см
- Да.
- Потому что измеряли не линейками, а сантиметрами.
- Можем, потому что на линейках одинаковая мерка.
Проверка решающей гипотезы.
Коммуникативные УУД- развивать умение строить понятные для партнёра высказывания, умения аргументировать своё преположение.
Логическме УУД- развивать умение строить логическую цепь рассуждений
VI. Тренировочные упражнения на закрепление.
1.- Прочитайте задание № 5 на с.69.
- Сможем ли мы построить такой же отрезок АК в тетрадях? (показ построения отрезка на доске)
2.- Давайте потренируемся в измерении длин отрезков.
- Выполните № 6 на с.69 учебника.
- Какой длины отрезок Кати?
- Какой длины отрезок Вовы?
- Чей отрезок длиннее?
- Чей отрезок короче?
- На сколько сантиметров отрезок Кати больше отрезка Вовы?
- Что мы сейчас делали с отрезками?
- Прочитайте следующее правило на с.69.
- Значит, какие действия можно производить с мерами длин, измеренных одинаковыми мерками?
3.- Вот сейчас мы поможем и Пете найти длину отрезка СН. Это № 7 в учебнике (выполнение задания на доске с комментированием):
- Из каких двух маленьких отрезков состоит отрезок СН?
- Какой длины отрезок СТ?
- Какой длины отрезок ТН?
- Как найти целый отрезок СН?
- Так какой будет длина отрезка СН?
- Запишите нужные числа в “окошки”.
- Обменяйтесь учебниками для проверки решения. Сверьте правильность записи с доской.
- Кто не нашел ошибок у своего соседа? Поставьте +
- Чей сосед допустил ошибку?
- Запишите этот пример в тетрадях.
- Да. Сможем.
- 4 см
- 3 см
- Кати.
- Вовы.
- На 1 см
- Сравнивали.
- Сравнивать, складывать, вычитать.
- Из СТ и ТН.
- 4 см
- 3 см
- Нужно сложить 2 части, 2 отрезка.
- 7 см
1 уч. записывает нужные числа на доске.
Обмениваются учебниками, проверяют решение.
Записывают: 7см = 4см + 3 см
Работа в паре-взаимоконтроль
Личностные ( смыслообразование)- развитие познавательных интересов, мотивов.
Общеучебные УУД выбор наиболее эффективных способов решения задач
Регулятивные УУД- формировать умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.
Коммуникативные УУД- учить обосновывать и доказыватьсобственное мнение; формировать навыки взаимоконтроля, взаимопомощи;
Развивать умение договариваться и приходить к общему решению.
Регулятивные УУД- формировать умение видеть свою ошибку и исправлять её; умение адекватно понимать оценку сверстника
VII. Итог урока.
Рефлексия
- Какие новые слова узнали на уроке? А вы встречались с ними в жизни? Когда? Приведите примеры. Ну а теперь вы знаете, что сантиметр мера длины, а длина – это величина.
- Как в математике обозначается сантиметр?
(Возвращаемся к схеме)
- Чему еще учились на уроке?
- А как вы думаете, будем ли мы знакомиться еще с другими величинами?
- Что еще делали на уроке?
. Мы начали урок со слов: “Если не ле
ниться, можно многого добиться”.
Кто сегодня не ленился?
А чего же вы добились?
Что узнали нового?
Какое “открытие” сделали?
- Помогли нашим гостям решить их спор?
- Понравился вам урок? Как работали? Дружно, все вместе. Когда получается лучше: если ты один или вместе с товарищами?
- Мне тоже понравилось, как вы поработали. Молодцы!
- Выберите смайлик, который соответствует сейчас вашему настроению, и как бы вы оценили свою работу на уроке. Нарисуйте выбранный смайлик на полях тетради.
- С сантиметром.
- СМ
- Измеряли и чертили отрезки, сравнивали и складывали длины отрезков.
- Да, помогли.
Выбирают и рисуют смайлик.
Личностные( смыслообразование)-смысловые знания
Домашнее задание.
- Начертить в тетради отрезок, длиной равной стольки сантиметрам, сколько вам лет, назовите свой отрезок.
- Выучить правила на с.69, выполнить в учебнике № 8.- Ребята, вам понравился наш урок?
Личностные(смыслообразование)-развитие познавательных интересов, мотивов.
Регулятивные УУд- формировать умение учиться и способность к организации своей деятельности
13PAGE 15
13PAGE 14215
15