Статья на тему: Взаимодействие педагога и родителей как условие развития учебной мотивации младших школьников.


Взаимодействие педагога и родителей как условие развития учебной мотивации младших школьников.
Изменения, происходящие сегодня в сфере образования, выдвигают на первый план проблему мотивации школьников как необходимое условие их развития.
В соответствии со Стандартом (ФГОС) на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ:
- умения учиться и способности к организации своей деятельности
- умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, - планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку,
-взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
На эти умения, напрямую влияет позитивная мотивация, осуществляемая, как педагогами, так и родителями.
Термин «мотивация» от латинского «movere» - «двигать». Другими словами, мотивация – это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели. Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.
Не сложно заметить у ребенка такое явление: первый раз, сумев правильно разложить картинки, кубики или конструктор он был очень горд собой, а на четвертый - пятый раз, оставался, совершенно спокоен. Это и есть мотивация к обучению с научной точки зрения. Детская мотивация успешно развивается не только в семейной среде, но и в школьной.
Проблема мотивации является одной из фундаментальных проблем изучаемых как отечественными, так и зарубежными психологами и педагогами (Е. В. Руденский, Л. И. Божович, А. К. Маркова, А. Н. Леонтьев, Э. Даффи, А. Маслоу и др.). Многие исследователи проблемы мотивации человеческой деятельности сходятся в том, что мотивация представляет собой направленность школьника на отдельные стороны как учебной, так и внеурочной работы, связанную с внутренним отношением ученика с ней. Формирование положительной мотивации младшего школьника очень важно для эффективности и успешности деятельности.( Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.)К сожалению, современные семьи не всегда имеют возможность целенаправленно воздействовать на учебную мотивацию ребёнка, и основной причиной ошибок является недостаточный уровень педагогической культуры родителей. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер, нормы поведения, индивидуальные качества личности, закладываются исходные жизненные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы образовательных учреждений, в частности, классных руководителей младших школьников, было продуманное, педагогически обоснованное взаимодействие с семьей каждого ребенка. Для этого, порой мотивация необходима не только для детей, но и для родителей. Совокупность работы преподавателя со школьниками и с родителями будет создавать мотивацию в учении (Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. Мн.: Соврем. слово, 2005. 720 с.).
Взаимодействие школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Изучение семьи ученика позволяет ближе понять стиль жизни семьи, её духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ученика с родителями. При этом используется комплекс традиционных методов взаимодействия с родителями: родительские собрания, беседы, анкетирование, дни семейного отдыха, семейные огоньки, экскурсии по городу и области, посещение музеев, выставок.
Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить умения, желания учиться. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность устного процесса и определяет успешность учащихся в дальнейшем.
Современные исследователи различают две большие группы мотивов:
1) познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;
2) социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.
Эти группы мотивов описаны в психологической литературе. Так М.В. Матюшкина рассматривает, что все познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей школьников в учебной работе, вызывают познавательную активность и инициативу, ложатся в основу стремления человека быть компетентным, желания быть «на уровне века», запросов времени и т. д.
Большее внимание хочется уделить второй группе мотивов — социальным мотивам:
Одной из разновидностей таких мотивов считают так называемую «мотивацию благополучия», проявляющуюся в стремлении получать только одобрение со стороны учителей, родителей и товарищей (про таких учеников говорят, что дни работают только на «положительном подкреплении»).
Этот мотив неблагоприятно влияет на развитие учебно-познавательных мотивов, поэтому часто заменяю отметку — оценкой. В этом могут помочь такие приемы, как поощрение, похвала, выставка лучших творческих работ в классе на родительских собраниях. Но одобрение и похвала нужны не только ученикам, но и самим родителям. Узнавая о результатах детей и получая похвалу от педагога, мотивация вовлеченности в образовательный процесс также увеличивается. Для этого необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями, и не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в жизнь класса, участие их в развивающей образовательной работе с детьми. Задача педагогов — заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия. Это нетрадиционные встречи педагогов и родителей и их совместные мероприятия с детьми.
Подводя итоги проделанной работы, можно сделать вывод, что подобранные мною технологии развития мотивации эффективны и целесообразны, что доказывают результаты участия учащихся класса в конкурсном олимпиадном движении, в учебной и внеурочной деятельности (см. таблицу)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Учебный предметКлассУчебный год,
2011 -2012
Русский язык3А 85,7%
96,4%
100%
89,3%
100%
МатематикаЛитератураОкружающий миртехнологияУчебный предметКлассУчебный год,
2012 -2013
Русский язык4А 86,2%
96,5%
100%
90,8%
100%
МатематикаЛитератураОкружающий миртехнология2013-2014 уч. год
Учебный предмет Класс Учебный год, четверть
2013 -2014
1 2 3 4
Русский язык 1А Математика Литература Окружающий мир технология ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Учебный предметКлассУчебный год,
2014 -2015
Русский язык2 А85,7%
96,4%
100%
100%
100%
МатематикаЛитератураОкружающий миртехнологияб) участие/победа учащихся в научно-практических форумах, смотрах, фестивалях, олимпиадах, конкурсах, конференциях, социально-значимых проектах, соревнованиях, концертах и т.п№
п/п Название конкурсаОрганизаторы конкурсаДата участияРезультат участияУчебный год 2011 -2012
1. Городская олимпиада по русскому языку Управление образования апрельпризёр
2. Фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала» Управление образованияапрельпризёр
3. Фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала» Управление образованияапрель2 место (командное)
Русский язык4. Фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала» Управление образованияапрель3 место (командное)
математика5. Районный конкурс чтецовРайонный дом творчествафевраль1 место6. Городской конкурс чтецовУправление образованияапрель1 место7. Городская научно-практическая конференцияУправление образованиямарт1 место8. Эрудит-марафон учащихся Центр развития молодёжи. Г. Екатеринбург ноябрь 12 призёров
9. Эрудит-марафон учащихся - конкурс специалистов Центр развития молодёжи. Г. Екатеринбург февраль 13 призёров
Учебный год 2012-2013

п/п Название конкурсаОрганизаторы конкурсаДата участияРезультат участия1. Районный конкурс чтецовРайонный дом творчествафевраль1 место2. ЭМУ Центр развития молодёжи. Г. Екатеринбург ноябрь13 призёров
3. ЭМУ- конкурс специалистовЦентр развития молодёжи. Г. Екатеринбург февраль11 призёров
Учебный год 2013-2014

п/п Название конкурсаОрганизаторы конкурсаДата участияРезультат участия1. Всероссийский конкурс- олимпиада «Познание и творчество» Общероссийская детская Общественная организация «Общественная Малая академия наук «Интеллект будущего» декабрь3 место2. Всероссийский конкурс-олимпиада по русскому языку «Родное слово» Центр дополнительного образования . г. Екатеринбург ноябрь12 призёров3. Эрудит-марафон учащихся Центр развития молодёжи. Г. Екатеринбург ноябрь15 призёров4. Эрудит-марафон учащихся (конкурс специалистов) Центр развития молодёжи. Г. Екатеринбург февраль19 призёров5. Фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала» Управление образованияапрель2 призёра6. Городская научно-практическая конференцияУправление образованияапрель1 призёрУчебный год 2014 - 2015

п/п Название конкурсаОрганизаторы конкурсаДата участияРезультат участия1. Эрудит-марафон учащихся Центр развития молодёжи. Г. Екатеринбург ноябрь12 призёров2. Эрудит-марафон учащихся (конкурс специалистов) Центр развития молодёжи. Г. Екатеринбург февраль9 призёров3. Городская выставка технического творчестваУправление образованиямарт1 призёр4. Фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала» Управление образованияапрель6 призёров
5. Районный шашечный турнир Спортивный комитет г. Н. Тагила апрель 1 место
Использованная литература:
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Про- свещение, 1991. 222 с. 2. Гликман И. З. Основы мотивации учения // Инновации в образовании. 2007. № 3. С. 64—81.9
2. Григорьева М. В. Структура мотивов учения младших школьников и ее роль в процессе школьной адаптации // Начальная школа. 2009. № 1. С. 8—9.
3.Изучение мотивации поведения детей и подростков /Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежной. М., 1972
Мотивация учения / Под ред. М. В. Матюхиной. Волгоград. 1976.
4. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. Мн.: Соврем. слово, 2005. 720 с.
5. Психолого-педагогические аспекты воспитания и развития ребенка в системах дошкольного и начального образования : сб. науч. ст. по ма- териалам Всерос. заочной науч.-практич. конф. / под ред. Е. А. Лобановой, Е. В. Сухоруковой. — Саратов : Наука, 2010. — 168 с.
6. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.
7. HYPERLINK "https://www.минобрнауки.рф/документы/922"https://www.минобрнауки.рф/документы/922 [Электронный ресурс] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.)