Рабочая программа внеурочной деятельности «Язык мой – друг мой»


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 7»
г.о. Подольск Московская область



Утверждаю
Директор МОУ «Гимназия №7» _____________Е.В. Назарова

«_31_» августа 2016 года



Рабочая программа,
составленная на основе авторской (программы В. В. Бабайцева  редактор, А. Ю. Купалова, Е. Я. Никитина, Т. М. Пахнова, С. Н. Пименова, Л. Д. Чеснокова),
на 2016 – 2017 учебный год
Головина Вероника Сергеевна
Ф.И.О. преподавателя
Факультатив «Язык мой – друг мой»
Предмет
5 «З» класс /1 час в неделю
Классы / количество часов в неделю
5 «З» класс / 34 часа в год
Классы / количество часов в год


Уровень базовый


Базовый учебник: 1. Русский язык. Практика. 5 класс: Учебник для общеобразователь- ных учреждений / Под ред. А.Ю. Купаловой. М.: Дрофа, 2012 (далееуч. П.).
2. Никитина Е.И. Русская речь. 5 класс: Учебник для общеобразователь- ных учреждений. М.: Дрофа, 2012 (далее уч. Р.).
3. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 59 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2012 (далееуч. Т.).




г.о. Подольск
2016-2017 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа факультатива «Язык мой – друг мой» в 5 классе составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 кл. (В. В. Бабайцева, А. Ю. Купалова, Е. Я. Никитина, Т. М. Пахнова, С. Н. Пименова, Л. Д. Чесноков под ред. В. В. Бабайцевой) и методических материалов: Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2000г.; Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклас. работы по рус.яз.: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.; Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение.1990г. ; Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 1987г.; Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники. – М., 1998г.; Успенский Л.В. По закону буквы. – М., 1981г.; Шанский Н.М. В мире слов. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 1985г.; Язовицкий Е.В. Говорите правильно. – М.; Л., 1968г.

Место факультатива: Учебным планом гимназии на факультатив отводится 34 часа (1 часа в неделю, 34 учебные недели). Программа факультативного курса «Язык мой – друг мой» ориентирована  на языковое развитие учащихся 5 классов. Темы, рассматриваемые в программе, не выходят за рамки обязательного содержания учебной образовательной программы, однако они   расширяют базовый курс. Поэтому данная программа будет способствовать совершенствованию и развитию знаний, умений и навыков, предусмотренных программой по русскому языку. Эти знания, умения, навыки, вызывая познавательный интерес, позволят учащимся в дальнейшем успешно пройти вступительные испытания перед поступлением в гимназию.
Принцип группировки тем соответствует определенным этапам усвоения языкового материала. 
Программой также предусмотрено совершенствование и развитие следующих общеучебных умений:
 коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения)
 интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация)
 информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом)
 организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее)
Структура факультативного курса сформирована с учетом закономерностей усвоения русского языка. 5-е классы рассматривается как этап основного обучения, имеющий  морфолого-орфографическую направленность и включающий в содержание  вводный курс синтаксиса и пунктуации.

Цели программы:
- повышение качества знаний учащихся по русскому языку;
- поддержка и развитие учащихся с высоким уровнем мотивации к учению и изучению русского языка.

Задачи:
1.   Способствовать дальнейшему осмыслению учащимися фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
2.   Содействовать формированию навыка орфографической и пунктуационной грамотности;
3.   Обеспечить развитие умения работать с информацией, представленной в словарях (электронных и на печатной основе).


      
Формы, виды занятий.
Курс «Язык мой – друг мой» имеет познавательно-практическую направленность, поэтому важным условием эффективности занятий является выбор таких форм и методов их проведения, которые в максимальной степени обеспечивают  самостоятельный, поисково-исследовательский характер познавательной работы учащихся, их коммуникативную активность, творческую деятельность.
На занятиях сочетаются индивидуальная, парная, групповая и коллективная работа учащихся.
Программой предусмотрены практические  занятия.
    
Методы  обучения:
1.     Объяснительно-иллюстративный;
2.     Частично-поисковый, исследовательский;
3.     Словесно-наглядный, практический;
4.     Самостоятельная работа учащихся с информацией.

Средства обучения:
Предметные: тексты, предложения, слова.
Практические: лингвистические анализы, различные разборы, работа со словом, схемами, тестирование.
Интеллектуальные: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Эмоциональные: интерес, радость, увлечённость.
   
Ожидаемые результаты:

Предметные:

Иметь представление об основных разделах лингвистики, об уровнях системы современного русского языка, об основных единицах каждого уровня.

Метапредметные:
- овладеть приёмами работы с учебной книгой и словарями;
- слушать и понимать других;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- строить речевые высказывания в соответствии с учебными задачами.

Личностные:
Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка.


После изучения курса учащиеся должны знать:

 - правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
- правила постановки знака препинания или его отсутствия;
  - условия, от которых зависит написание;
   - норму, действующую при данных условиях;
    - последовательность обнаружения изучаемой орфограммы.
   


Тематическое планирование


п/п
Тема
Количество часов


Введение
3


Безударные гласные в корне
7


Правописание согласных в корне
2


Правописание Ъ и Ь
1


Правописание имен собственных
1


Правописание приставок
2


Правописание суффиксов
2


Правописание сложных слов
2


Орфографические головоломки
2


Правописание имен существительных
2


Правописание имен прилагательных
1


Правописание глаголов
3


Повторение
1


Промежуточный и итоговый
контроль
3


Подведение итогов
1


Резерв
1


ИТОГО:
34






Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия
Кол-во часов
Дата по календарю
Дата по факту
Примечание


Введение. Наш родной язык
1
03.09




Введение. Роль языка в жизни человека
1
10.09




Введение. Язык – создатель и организатор речи
1
17.09




Тайна фонемы
1
24.09




Ударение над гласной может сделать букву ясной
1
01.10




Ударение над гласной может сделать букву ясной
1
08.10




Коварные словарные слова
1
15.10




Коварные словарные слова
1
22.10




Орфографический словарь - наш главный помощник
1
29.10




Практическое занятие
1
12.11




Опасные согласные.
1
19.11




Звонкие и глухие «двойняшки».
1
26.11




Разделительные Ь и Ъ.
1
03.12




Большие и маленькие (правописание имен собственных).
1
10.12




Приставки – труженицы.
1
17.12




Приставки – труженицы.
1
24.12




Суффиксы – большие молодцы.
1
14.01




Суффиксы – большие молодцы.
1
21.01




Как «справиться со сложными словами»?
1
28.01




Решение орфографических задач.
1
04.02




Итоговый тест за 1 полугодие.
1
11.02




Орфографические головоломки
1
18.02




Орфографические головоломки
1
25.02




Имя существительное. Трудности в написании окончаний.
1
04.03




Имя существительное. Трудности в написании окончаний.
1
11.03




Имя прилагательное. Трудности правописания.
1
18.03




Не жалею, не зову, не плачу(не с глаголами).
1
25.03




Е или И? (Правописание окончаний глаголов).
1
08.04




Е или И? (Правописание окончаний глаголов)
1
15.04




Проверь себя. Тест.
1
22.04




Повторение. Волшебный клубок орфограмм
1
29.04




Итоговый тест за 2 полугодие
1
06.04




Анализ теста. Подведение итогов
1
13.05




Резерв
1
20.05




















Литература

Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2000г.
Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклас.работы по рус.яз.: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.:
Просвещение.1990г.
Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 1987г.
Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники. – М., 1998г.
Успенский Л.В. По закону буквы. – М., 1981г.
Шанский Н.М. В мире слов. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 1985г.
Язовицкий Е.В. Говорите правильно. – М.; Л., 1968г.






СОГЛАСОВАНО. Протокол заседания кафедры русского языка и литературы от 30.08.2016 № 01.
Заведующий кафедрой ________________ Захарченко О.А.


СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по УВР _______________ Соловьева Е.Ф. 30.08.2016











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




ђ Заголовок 2 Заголовок 315