Особенности воспитания современного пианиста на шедеврах классической музыки (на примере «Детского альбома» и «Времен года» П.И. Чайковского)
Особенности воспитания современного пианиста на шедеврах классической музыки (на примере «Детского альбома» и «Времен года» П.И. Чайковского)
Андреева Галина Владимировна
педагог первой категории дополнительного образования
МБУ ДО ДШИ №8
г. Ульяновск
«Подлинное, глубокое искусство не подвластно веяниям моды,
оно способно жить века, обогащая духовный мир человечества
и не проявляя признаков старения, как живут великие творения
Баха, Моцарта, Бетховена, Чайковского». Д. Кабалевский
Знакомство с творчеством композиторов – классиков является одним из важнейших условий эстетического воспитания детей. Благодаря яркому, выразительному музыкальному языку и эмоциональности их музыка доступна для детского восприятия. Духовный мир ребенка интересовал многих композиторов – классиков: Баха, Моцарта, Бетховена, Глинку, Чайковского и других. Очень важно заинтересовать и пробудить интерес к классической музыке, т.к. она представляет высокохудожественные образцы творчества и является благодатным материалом для воспитания музыкальной культуры детей, что способствует формированию ценностных качеств: способности ценить красоту в жизни и в искусстве, интеллектуальному и эмоциональному развитию. Еще в детском возрасте формируются эталоны красоты. Ребенок накапливает тот опыт деятельности, от которого во многом зависит его последующее музыкальное развитие. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, постоянно расширяя их представления о музыке разных времен. Тогда классическое наследие будет освоено как бесценный культурный опыт поколения. Это является актуальным данной темы. К сожалению, молодежь чаще предпочитает современную эстраду классической музыке. Конечно, большие сочинения могут показаться сложными и неинтересными. Поэтому знакомить с серьезной музыкой надо постепенно, начиная с легких вещей, которые воспринимаются даже неопытным слушателем.
Музыкально – эстетическое воспитание всегда было актуальным, но в современных условиях его значение возросло. Заметно снизился уровень эстетической культуры детей, подростков, молодежи. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессия. И как результат – растет наркомания, пьянство и детская преступность. В этой связи нам необходимо помочь детям не утратить ценностные нравственные ориентиры. Прекрасное пробуждает добро. Осознание и понимание этой истины еще раз убеждает в востребованности музыкального воспитания в творческом развитии ребенка.
Творчество П.И. Чайковского буквально с детства входит в нашу жизнь с незатейливыми звуками песенки «Мой Лизочек», с веселой «Полькой», заунывным «Шарманщиком». В трогательно – печальной музыке «Болезнь куклы» сталкиваемся с маленькой драмой, которая пробуждает чувство сострадания. Наверно, не каждый преподаватель музыкальной школы вспомнит тот момент, когда он впервые познакомился с «Детским альбомом» Ведь это сочинение пианист открывает для себя в ту пору, когда личность только начинает формироваться. Никто не будет отрицать, что развитие детского музыкального восприятия следует начинать с чувственного аспекта, с пробуждения эмоций. И «Детский альбом» - благодатный учебный и методический материал, который дает мощный толчок развитию образного мышления к пониманию музыки. «Альбом», отражая знакомый мир ребенка, позволяет лучше понять и воплотить в своем исполнении близкий ему музыкальный образ. В тоже время дает возможность глубже понять красоту и глубину классического искусства. В творчестве композитора «Детский альбом» занимает особое место. Любя детей и зная их психологию, вкусы и запросы, он не ограничивается традиционными образами кукол и других игрушек. Как и в произведениях для взрослых, Чайковский стремился в пьесах «Альбома» раскрыть жизнь во всем ее многообразии. Тут и жанровые сцены в народном духе («Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская»), «фортепианные романсы» («Сладкая греза», «Шарманщик поет»), бытовые танцы («Вальс», «Мазурка», «Полька»), лирические пейзажи («Зимнее утро», «Песня жаворонка»). В русском народном духе написаны «Нянина сказка» и «Баба яга». А кукольная трилогия всегда вызывает у учащихся эмоциональный отклик: сочувствие, сопереживание или радость.
Фортепианное отделение нашей школы провело тематическое мероприятие, посвященное 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского «По страницам «Детского альбома» Чайковского». Целью, которого было – развитие музыкально – творческих способностей через развитие интереса к классической музыке. Учащиеся с энтузиазмом откликнулись к его подготовке. Между ними были распределены музыкальные номера и подбор картинок к данным пьесам через интернет, в дальнейшем выведенных на интерактивную доску. Такая сплоченность вокруг музыки научила учащихся работать над единой поставленной задачей, а результат с радостью показан родителям, учащимся и преподавателям. Это мероприятие помогло решить и ряд педагогических задач в постижении искусства владения инструментом: это и певучее легато, и разнообразное по звукоизвлечению стаккато, это навык танцевального аккомпанемента и полифонии, разнообразная по задачам педализация, богатая тембровая палитра. Учащиеся с большой ответственностью отнеслись ко всем поставленным задачам. А чувство ответственности мотивирует на преодоление трудностей, вырабатывает силу воли и умение заниматься самостоятельно. Но самое важное – развивается интерес и любовь к музыке, а значит, желание слушать и исполнять ее. Многие произведения, исполняемые самими учащимися, запомнятся надолго, останутся в памяти и войдут в их жизнь, оставляя положительный след на многие годы.
Фортепианный цикл «Времена года» Чайковского входит в репертуар учащихся старших классов на основе преемственности «Детскому альбому». У учащихся систематизируются и углубляются ранее полученные знания о творчестве композитора. Если в «Детском альбоме» композитор рисует семейные обычаи и традиции, незатейливые игры детей, воплощает не «кукольные», а настоящие, человеческие переживания через чувственное мироощущение ребенка, то основная идея цикла «Времена года» - человеческая жизнь, как параллель вечному круговороту времен года. Это не столько зарисовки природы, сколько размышления о жизни человека и его гармонии с природой, которую он страстно любил, которая вдохновляла композитора на протяжении всей его жизни, а «русский родимый пейзаж» вызывал «неизъяснимо сладкие» ощущения. Результаты музыкального воспитания и образования на классических примерах обеспечивают:
чувство гордости за свою Родину
знание культуры своего народа
ответственное отношение к учению, готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
этические чувства доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости
коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в учебно – творческой деятельности
Литература:
Айзенштадт С.А. «Детский альбом» П.И. Чайковского. - М.; Издательский дом «Классика – XXI», 2006.
Алексеев А.Д. «Истории фортепианного искусства», изд. «Музыка», М.,1967.
Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1971.
Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. «Феникс», 2002.
Николаев А. «Фортепианные произведения П.И. Чайковского» гос. муз. изд. М.,1957.
15