Обобщение опыта работы над методической темой Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время»

Обобщение опыта работы по методической теме.

Методическая тема, над которой я работал за этот межаттестационный период - «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время». Вопрос о том, можно ли человека научить проявлять познавательную активность и развивать у него способности к творческой деятельности, окончательно не решен. При знакомстве со многими исследованиями выясняется, что спектр педагогических инноваций слишком широк и не упорядочен. Возникает противоречие между большим числом педагогических инноваций и отсутствием их системы, позволяющей от стихийного внедрения этих педагогических идей перейти к целенаправленному, более эффективному. Выявленные противоречия обусловливают выбор моей темы: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время».
Актуальность и новизна опыта.
В образовательном процессе познавательная деятельность учащихся играет ведущую роль, так как посредством неё осуществляется усвоение содержания обучения. Исследования показывают, что улучшению результативности и качества образовательного процесса в целом способствует повышение уровня самостоятельности познавательной деятельности школьников через её активизацию. Наиболее остро проблема активизации познавательной деятельности учащихся встает при обучении детей подросткового возраста. Это связано с тем, что в 13-14 лет начинается интенсивное нравственное и социальное формирование личности, наблюдается стремление ребенка к «взрослости», главной проблемой становится общение со сверстниками, желание подростка найти себя, самоопределиться. Интерес к учебе ослабевает, снижается работоспособность, следовательно, качество знаний ухудшается. Между тем подростковый возраст является важным в становлении личности ребенка, именно в этот период закладывается фундамент ценностей и знаний, полезных и необходимых для жизни.
В своей работе стараюсь, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществлять передачу опыта, но и укреплять веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех - воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся.
Особенность нашего времени - это потребность в предприимчивых, деловых, компетентных специалистах в той или иной сфере общественной, социальной, экономической и производительной деятельности. Необходимо быть грамотным, чтобы нормально «функционировать в сложном и требовательном обществе». А быть грамотным в быстро меняющемся мире означает быть просто лучше образованным. Чем выше уровень образованности, тем выше профессиональная и социальная мобильность. На своих уроках предлагаю ученикам различные виды самостоятельной деятельности, требующие мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывающие волю к победе и преодолению трудностей. В процессе такой работы ученики привыкают к востребованности своих знаний, убеждаются в значимости образования.


Теоретическое обоснование опыта.

Новый вид и новое содержание требует иных принципов обучения. Концептуальные положения педагогической технологии на основе эффективных уроков основываются на том, что:
движущая сила учебного процесса - это противоречие между теми задачами, которые вы ставите перед учениками, и их знаниями, умениями;
принцип интереса - новизна, новый материал как своеобразный раздражитель, вызывающий рассогласование, включающий механизмы деятельности по ориентировке и познавательной деятельности. В каждом уроке должна быть интрига, изюминка;
хороший урок - это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий. Его условия:
теоретический материал должен даваться на высоком уровне, а спрашиваться - по способностям;
принцип связи теории с практикой: учить применять знания в необычных ситуациях;
принцип доступности: школьник должен действовать на пределе своих возможностей; талант учителя - угадать эти возможности, правильно определить степень трудности;
принцип сознательности: ребенок должен знать, что он проходит (в начале изучения темы пролистывают учебник, устанавливают, зачем и что будут изучать);
установка не на запоминание, а на смысл, задача в центре содержания;
принцип прочности усвоения знаний: даются основы запоминания;
мышление должно главенствовать над памятью.

Практическая деятельность и результативность опыта.

В зависимости от цели и содержания материала учебные занятия могут проводиться в разных формах. Урок должен быть понятен каждому ученику. На мой взгляд, наиболее приемлема в данном случае технология модульного обучения, целью которой является развитие самостоятельной деятельности учащихся. Главная задача, которую ставлю перед учеником, не «пройти» программу, а научиться понимать, мыслить. При разработке уроков учитываю индивидуальные способности каждого ученика при усвоении информации и выполнении учебных задач. Трудные для усвоения темы разрабатываю блоками. Опыт работы показывает, что разработка модульных уроков с учетом индивидуального темпа усвоения материала каждым учеником позволяет достичь положительных результатов, создает «ситуацию успеха», способствует реализации возможностей каждого учащегося, обеспечивает активное участие всех учащихся в процессе урока.
Российская высшая школа постепенно переходит на тестовую форму контроля. В связи с этим считаю целесообразным знакомить учащихся средней школы с тестовой технологией и формировать у них специфические навыки тестирования. Тестовую технологию широко применяю для проверки знаний. Для того, чтобы наилучшим образом подготовиться к единому государственному экзамену, необходимо вести целенаправленную работу с 8 по 11 классы. Тесты составляю в соответствии с федеральными образовательными требованиями к уровню подготовки учащихся общеобразовательных школ. В тесты включаю задания, которые позволяют выявить навыки практического использования математических знаний, владения основными понятиями школьного курса алгебры и геометрии. Для учащихся с высокими способностями в работу включаю задания по данной теме из экзаменационных материалов ЕГЭ за прошедшие годы.
В настоящее время для получения хорошего образования недостаточно ограничиться рамками школьного учебника, а также разобраться в решении типовых задач. Нужно еще уметь использовать свои знания в нестандартных, требующих проявления творческих способностей ситуациях, в условиях неопределенности, не определен план действий, зачастую неизвестен и конечный результат поиска. Стараюсь включать нетрадиционные формы уроков. Нетрадиционные формы уроков позволяют сделать математику более доступной и увлекательной, привлечь интерес всех учащихся, привлечь их к деятельности, в процессе которой приобретаются необходимые знания, умения и навыки. Применяя в течение ряда лет в свое практике нестандартные уроки, я сделала вывод, что такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика. Это одна из форм активного обучения. В своей работе я применяю следующие нестандартные уроки:
урок-соревнование;
урок-игра;
урок-практикум;
урок-лекция;
урок-консультация;
интегральные уроки.
Важнейшим составляющим звеном на уроках математики является урок-практикум. Основная цель уроков-практикумов состоит в том, чтобы выработать у учащихся умения и навыки в решении задач определенного типа или вида, в овладении новыми математическими методами. Первый этап подготовки к таким урокам состоит в математическом и дидактическом анализе теоретического и практического материала темы. При анализе практического материала мной предпринимаются следующие действия:
решить все задачи по теме из учебника, выделив основные виды задач;
установить соответствия практического материала изученной теории;
выявить функции каждой задачи (дидактическая, познавательная, развивающая, практическая);
выделить новые для учащихся типы задач, примеры и методы их решения;
отобрать ключевые задачи на применение изученной темы;
выделить задачи, допускающие несколько способов решения;
спланировать циклы взаимосвязанных задач;
составить контрольную работу, учитывающую уровень развития каждого ученика.
Нельзя научиться математике, наблюдая этот процесс со стороны, поэтому на уроках – практикумах я стараюсь развивать самостоятельность учащихся при решении задач.
Чтобы детям в современной школе интересна была математика, можно использовать на уроках и дополнительных занятиях элементы информационных технологий. Информационные технологии способны решать многие педагогические задачи, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения. Использование информационных технологий на уроках позволяет формировать и развивать познавательную мотивацию школьников к получению новых знаний, помогает создавать условия успешности каждого ученика на уроке, значительно улучшает четкость в организации работы класса или группы учащихся. Позволяет создавать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка.





Результативность опыта.

Проблема развития ученика является одной из сложнейших задач в педагогической практике. Решение этой проблемы зависит от того, на получение какого именно результата ориентируется учитель в своей работе. Критерием деятельности является конечный результат: либо дать ученику лишь набор по предмету, либо сформировать личность, готовую к творческой деятельности.
Ежегодно учащиеся выпускных классов успешно сдают математику для итоговой аттестации.
Творческая деятельность учащихся не ограничивается приобретением нового. Работа будет творческой, познавательной, когда в ней проявляется замысел учащихся, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи приобретенных знаний. Работа в кружках, решение интересных, занимательных задач воспитывает устойчивый интерес к изучению математики. Показателем данной работы являются результаты на олимпиадах, конкурсах и т. д...
15