Урок самопознания в 1 классе Помогаем друг другу


Самопознание
Класс : 1
Тема: Помогаем друг другу
Ценность: Любовь
Качества: взаимопомощь, поддержка, отзывчивость, милосердие Цель: расширить представление учащихся о ценности взаимопомощи
Задачи:
1) раскрыть значение понятий «взаимопомощь», «отзывчивость», «бескорыстие»; 
2) развитие умения оказывать бескорыстную помощь окружающим, природе;
3) воспитание чуткого и заботливого отношения к окружающему миру. 
Ресурсы: листы формата А3, карандаши, листы бумаги А4, шаблоны морских звезд, цветные полоски с пожеланиями, аудиозапись с песней «Дорога добра»
Ход урока
1. Организационный момент.
Круг радости
В шкатулке заготовлены цветные полоски (3 вида, можно больше. Это зависит от количества детей в классе) с пожеланиями для ребят. Каждый ученик не глядя вытаскивает полоску и читает вслух пожелание.
2. Позитивный настрой
«Путешествие в подводное царство»
Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов; расслабьте тело. Через несколько секунд мы отправляемся в путешествие на дно моря.
Представьте себе, что вы идете вдоль берега моря. Прислушайтесь к мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, чтобы взять вас с собой на дно моря. Это очень деликатное существо, и он терпеливо ждет вас. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой, когда вы чувствуете себя удобно и безопасно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких, красивых рыбок, скользящих, как радуга, туда-сюда. Опускаясь вглубь моря, вы смотрите, как меняется все вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь поглядите вон туда … это огромный осьминог. До чего забавный и увлекательный мир здесь под водой! Заметили ли вы одну вещь? Какая здесь глубокая, полная тишина. Побудьте немного в этом состоянии покоя. (Учитель может помолчать несколько секунд).
А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх, в наш мир. Как следует посмотрите вокруг. Рассмотрите еще раз все удивительные цвета и прислушайтесь к тишине. Как освежающе действует на нас такой покой. Теперь дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигли поверхности воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас в такое интересное путешествие.
Возвратитесь в класс и вернитесь на свое место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины.
- Удалось ли вам почувствовать всё, о чем вы слышали? 
- Кто хочет поделиться своими ощущениями?
3. Проверка домашнего задания
Тетрадь стр. 65 – дети зачитывают, как они помогают взрослым.
- А кому еще мы можем помогать кроме взрослых и родных людей? (ответы учеников)
Цитата урока
Ученики собирают высказывание из слов.
Доброе дело добром отзовется.
(народная мудрость)
- На прошлом уроке мы с вами разбирали смысл этой народной мудрости. Сегодня мы продолжим разговор о помощи не только друг другу, но и окружающему миру.
- Послушайте притчу.
Рассказывание притчи (сопровождается слайдом)
Притча о морских звездах
Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими намного километров.— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.— Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:
— Нет, мои попытки изменят очень многое… именно для этой звезды.
Беседа
- Что делал мальчик на берегу моря?
- Почему человек был удивлен тому, чем занимался мальчик?
- Стоило ли мальчику спасать этих морских звезд? Почему?
Вывод: Верно, помочь всем ты не в силах, а одному-то можешь. Приходи на помощь не ради того, чтобы тебя похвалили, а ради того, чтобы другому было хорошо. В помощи нуждаются не только люди, но и природа. Человек тоже зависит от природы и нуждается в помощи окружающего и растительного мира. Оказывать помощь и поддержку- значит проявлять любовь, заботу и внимание.
Творческая деятельность
Дети разделяются на 3 группы согласно цветовым полоскам, полученным в начале урока. Каждая группа получает лист А3 на котором изображен морской берег. Задача ребят – выбрать морские звезды-качества, которые помогают человеку в совершении добрых дел.
- Ребята, у вас на столах «морской берег». Помогите спасти морские звезды и отправьте их в море. Будьте внимательны, выберите только те звезды - качества, которые по-вашему мнению помогают человеку в совершении добрых дел. Оживите картинку красками.
На звездах записаны качества: отзывчивость, честность, лень, доброта, трудолюбие, жадность, милосердие, любовь, бескорыстность, взаимопомощь, вежливость, трусость.
7. Игра «Одно целое»
Ученики делятся на пары. По парам соприкасающиеся руки связываются, а свободными руками – то есть один из участников левой, а другой правой рукой – они должны сложить лист бумаги вчетверо и написать слово «спасибо». Чья пара выполнит быстрее, та и получает жетон.
- Что помогло вам справиться с заданием?
8. Обобщение
« Добрые советы» Слайд
Ребята!
Поддерживайте близких.
Проявляйте заботу об окружающих.
Помогайте людям, попавшим в беду, слабым, больным.
Приходите на помощь животным и растениям.
Домашнее задание. 
Тетрадь стр. 64 задание № 1 – написать, как природа и человек помогают друг другу.
Групповое пение. «Дорога добра» слова Ю.Энтина, музыка М.Минкова.
Заключительная минута урока.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого – то беда.
Рвануться на выручку нужно,
В любую минуту, всегда.
И если когда – то кому – то,
Поможет твоя доброта,
Ты счастлив, что день,
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!

- Урок окончен, спасибо.