Интегрированный урок по русской грамоте и самопознанию в 1 классе. Тема: «ЗИМНЯЯ СКАЗКА. ПОМОГАЕМ ДРУГ ДРУГУ»

Интегрированный урок. 1 класс
Составила:
учитель начальных классов
Сероштан Наталья Борисовна
г.Астана, СШ№ 25

Русская грамота. Тема: «ЗИМНЯЯ СКАЗКА».
Самопознание. Тема: «ПОМОГАЕМ ДРУГ ДРУГУ».

Цель: формирование начальных представлений о понятии «помощь», значении помощи для человека. Воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни. Способствовать усвоению понятий: «доброта», «чуткость», «милосердие», «гуманность».
Задачи:
- раскрыть значение понятий «помощь», «помогать»;
- развитие умения оказывать помощь окружающим; способствовать развитию нравственных качеств учащихся; развивать и обогащать речь учащихся;
- воспитание позитивного отношения к окружающему миру
Обучать навыкам группового взаимодействия, умение работать в команде.

Ресурсы: компьютер, интерактивная доска, учебник «Самопознание» 1 класс, учебник «Родное слово» 1 класс.
Подготовительный этап:
1. На интерактивной доске пословицы о доброте:
1) Не одежда красит человека, а его добрые дела.
2) Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
3) Злой плачет от зависти, а добрый - от радости.
4) Добрые слова дороже богатства.
5) Кто добро творит, тому бог отплатит.
6) Лучше всех знает цену добру тот, кто испытал зло.
2. Класс делится на группы, у каждой группы на столе фломастеры, ручки и чистые листы бумаги.
3. На стенде выставка рисунков «Наши добрые дела».
- Круг радости
Начиная урок, учитель приветствует учащихся и приглашает всех в круг, зачитывая стихотворение Платона Воронъко .
Мальчик Помогай
По земле из края в край ходит мальчик Помогай. Где народ сажает сад, Там и он сажает ряд.
Зачерпнул ведро воды, взял и полил две гряды. Землекопы роют пруд - он и с ними делит труд.
Возит вырытый песок. -Аж кряхтит его возок. Всем и каждому помог Помогай, чем только мог.
Столяру и кузнецу, брату, матери, отцу. Что за славный этот край, Где растёт наш Помогай!
Учитель: «Что за славный этот край, где растет наш Помогай!».
Дети делают вывод: человек, оказывающий помощь, поддержку, делает мир лучше и добрее.
Беседа
Учитель:
1. Почему люди помогают друг другу?
2. Расскажите, как помогли вам?
3. А как вы помогаете окружающим?
Учитель:
Люди, животные, растения помогают нам и нуждаются в нашей помощи. Чуткий и добрый человек готов всегда прийти на помощь другому.
Помощь можно оказатъ и словом, и делом.
Игра «Помощь»
Учитель предлагает учащимся игру «Помощь»
В данной игре нужно поделить детей на группы и попросить каждую из них придумать сценку о том, как обитатели мира природы могут помочь людям в следующих ситуациях:
- В дом забрались воры (собака).
- Человеку нужно перевезти тяжелые бревна (слон, лошадь).
- У человека плохое зрение (черника).
- Человек любит париться в бане (береза).
- Человек часто простужается (пчела).
- Старый человек живет один (кошка) и т.д.
Выступления можно сопровождать рисунком.
Чтение по учебнику «Самопознание»
Чтение текста по ролям и обсуждение всем классом вопросов к тексту.
Юрий Ермолаев
Два пирожных
Мама вошла в комнату и сказала:
- Помогите мне, дочки, вымыть посуду.
В это время Наташа читала книгу о путешествии по Африке, а" Оля лепила из пластилина игрушки. Помогать маме им не хотелось. Но Оля решила:
- Сначала помогу, а потом лепить буду.
И отправилась на кухню. Немного погодя, она вернулась и сказала Наташе:
- Что же ты не идешь?
- А меня здесь нет, - не отрываясь от книги, проговорила Ната¬
ша. - Я сейчас в Африке, вокруг меня пальмы и попугаи.
Оля ушла на кухню. Вскоре пришла и принялась за лепку.
- Ну вот я и дома, - закрыла книгу Наташа и вдруг рассмеялась:
- Чем это ты губы вымазала?
- Кремом. Я два пирожных съела. Одно за себя, а другое за
тебя.
- Зачем же за меня?
- Мама велела. Она сказала, что еще неизвестно, когда ты
вернешься из Африки, а крем может испортиться.
Анализ произведения проводится по вопросам:
Чему мама хотела научить своих дочерей?
Как бы вы поступили на месте девочек?
Выскажите свое личное мнение о прочитанном.
Учитель: важно оказывать поддержку в момент просьбы человека о помощи. Расскажите, как бы вы поступили на месте девочек.
Упражнение в тетради.
Напишите 3-4 предложения на тему «Как я помогаю взрослым».
(Зачитываются ответы учащихся)
Чтение пословиц на интерактивной доске.
1) Не одежда красит человека, а его добрые дела.
2) Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
3) Злой плачет от зависти, а добрый - от радости.
4) Добрые слова дороже богатства.
5) Кто добро творит, тому бог отплатит.
6) Лучше всех знает цену добру тот, кто испытал зло.

Учитель: я хочу подчеркнуть, что содержание пословиц перекликается с основной идеей данного урока.
Доброе дело добром отзовется
(Народная мудрость)
Учитель: состояние внутреннего мира человека, проявление им доброты влияет на отражение им мира вокруг. Понимание этой связи позволит вам вникнуть в то, что доброе сердце, добрые поступки помогают человеку видеть мир вокруг себя в ярких красках.
Работа в группах.
Учащимся предлагается рассмотреть рисунки, которые расположены на стенде и рассказать какие добрые дела они делают. Работа проходит в группах.
Чтение сказки С.Козлова учебник «Родное слово» с. 65
«Зимняя сказка»
Работа по вопросам.
–Почему заболел Медвежонок?
-Кто заботился о Медвежонке и вылечил его?
-Можно ли назвать ёжика верным другом? Почему?
-А кто заботится о вас, если вы болеете?

Учитель: оказанная вовремя помощь и поддержка важны для окружающих нас людей. В помощи нуждаются не только люди, но и природа. Сам человек зависит от природы и не меньше нуждается в помощи окружающего его растительного и животного мира. Будьте милосердными, будьте гуманными, будьте чуткими по отношению к другим.
От сердца к сердцу
Учитель предлагает всем взяться за руки и сказать друг другу о том, как можно помогать друг другу в классе. Например: «Я могу помочь Айше в математике», «Я хорошо рисую. Кто хочет научиться - могу помочь».
Учитель: Ребята, я призываю вас: спешите делать добро, давайте украшать свою жизнь и жизнь окружающих нас людей добрыми делами.
Я желаю вам добра,
Доброй ночи до утра
Всем желаю добрых снов,
Добрых дел и добрых слов.
Уведет ли вас дорога
От любимого порога,
Пусть вам скажет кто-нибудь:
«В добрый час и в добрый путь!»
Я желаю ,чтобы с вами
Людям было веселей,
Чтобы добрыми глазами
Вы смотрели на людей.
Учитель предлагает всем взяться за руки и спеть песню.
Неприятность эту мы переживем
Сл. Аркадия Хаита
Муз. Бориса Савелъева
В небесах высоко
Ярко солнце светит
До чего же хорошо
Жить на белом свете!
Если вдруг грянет гром
В середине лета,
Неприятность эту
Мы переживем.
Мелкий дождь бьет в окно,
Хмурится природа,
Но известно давно
Нет плохой погоды.
Все желтеет кругом,
И уходит лето,
Неприятность эту
Мы переживем.
Я иду и пою
Обо всем хорошем.
И улыбку свою
Я дарю прохожим.
Если в сердце чужом
Не найду ответа,
Неприятность эту
Мы переживем.
15