План-конспект урока внеклассного чтения на тему Строки, опалённые войной. Юлия Друнина и её стихотворения о войне.
Фандикова Лидия Константиновна, учитель первой категории МБОУ Коктебельская школа г. Феодосии Республики Крым
Урок внеклассного чтения в 7 классе. Тема: «Строки, опалённые войной». Юлия Друнина и её стихотворения о войне. Цели обучающие: познакомить учащихся с личностью Юлии Друниной, проследить, как в её поэзии отразилась тема войны; выявить женское восприятие войны на примере стихотворения «Зинка»; показать, как все уровни текста помогают выразить чувства и переживания женщины на войне (композиция, лексика, выбор средств художественной выразительности);
развивающие: развивать умение учащихся анализировать поэтический текст, давать личностную оценку прочитанному; развивать логическое и образное мышление учащихся, умение строить связное высказывание, работать в группе;
воспитательные: содействовать воспитанию нравственных качеств личности, высокого понимания патриотизма, чувства долга, преданности Родине. Оборудование: проектор, экран, мультимедийные презентации учащихся как формы проектных работ, сборники стихотворений Ю. Друниной, портрет поэтессы, карточки с заданиями для групповой работы, карточки самооценки.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедийные презентации, портрет поэтессы, сборники стихотворений Ю. Друниной, карточки самооценки работы на уроке.
Я порою себя ощущаю связной . Между теми, кто жив,
И кто отнят войной.
Я - связная.
Пусть грохот сражения стих –
Донесеньем из боя остался мой стих.
Ю.Друнина
Ход урока
I.Активизация мыслительной деятельности учащихся. Беседа. – Ребята, на прошлом уроке мы изучали повесть А.Алексина «В тылу как в тылу – Давайте вспомним, кому писатель посвятил эту повесть и почему? – Какие жизненные испытания выпали на долю Екатерины Андреевны Тихомировой в тылу и что становиться причиной ее смерти?
Выводы: Да, у войны нет жалости ни к тем, кто на фронте, ни к тем, кто в тылу. Неимоверно тяжело было женщинам в тылу, в поле и на заводах, ковать будущую победу над фашистами, но во сто крат тяжелее приходилось им на фронте.
II.Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Сегодня наш урок на тему «Строки, опаленные войной» мы посвящаем удивительной женщине, поэту-фронтовику Юлии Друниной и её поэзии о войне.
Попытайтесь сами определить цели нашего урока (Познакомиться с личностью Юлии Друниной, проследить, как в её поэзии отразилась тема войны).
Эпиграфом к уроку я взяла слова, выражающие всю сущность поэзии Ю. Друниной:
Я порою себя ощущаю связной
Между теми, кто жив,
И кто отнят войной.
Я - связная.
Пусть грохот сражения стих –
Донесеньем из боя остался мой стих.
III. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА
Учитель: В послевоенные годы в парке Дома творчества «Коктебель», на улицах нашего посёлка среди обычных прохожих можно было встретить невысокую женщину с приятым открытым лицом. Многие коктебельцы даже не догадывались, что эта женщина – известная поэтесса, фронтовичка Юлия Друнина. Но были и те, кто имел счастье общаться с этой удивительно скромной женщиной. Одна из них – бывшая учительница нашей школы Валентина Александровна Колосова, которая рассказывала мне, что даже спустя многие годы после войны Юлия Владимировна не могла забыть о пережитом на фронте, часто вспоминала о своих боевых товарищах. Я надеюсь, что ключом к пониманию личности Юлии Друниной также станут презентации, подготовленные вашими одноклассниками.
2. Презентация «Детство и довоенная юность Ю. Друниной» (представляют свой проект Ахчил Нилюфер и Лапчук Евгения).
3.Обсуждение презентации.
– Какое впечатление сложилось у вас о будущей поэтессе после выступления девочек?
Учитель: Друнина попала на фронт в семнадцатилетнем возрасте. Сразу после начала Великой Отечественной войны она отправилась в добровольную санитарную дружину. В 1942 году поэтесса написала, что «ушла из детства в грязную теплушку». В 1943 году Друнина получила тяжелое ранение, попала с ним в госпиталь. На больничной койке она создала свое первое стихотворение, посвященное войне, — «Я только раз видала рукопашный…». Это четверостишие принесло молодой поэтессе всесоюзную славу:
Я только раз видала рукопашный,
Раз - наяву. И сотни раз - во сне...
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
– Как вы думаете, почему юная поэтесса, видевшая авиационные бомбёжки, танковые атаки, артиллерийские обстрелы, самым страшным в войне считает рукопашный бой? (Война способна нанести непоправимый удар по человеческой психике. Даже раз увиденный рукопашный бой навек остается в памяти. В понимании поэтессы он гораздо хуже обычного, что читается между строк. Переход в рукопашную — столкновение с врагом лицом к лицу. Нередко у солдат в подобные моменты возникает понимание того, что в армии противоположной стороны служат такие же люди, как и ты, люди, у которых есть семьи и друзья. Не дрогнуть в такой ситуации, остаться жёстким и непримиримым к врагу очень сложно.) О том, что пережила и испытала Ю. Друнина на фронте, вам расскажут ваши одноклассники.
4. Презентация «Юлия Друнина на войне» (представляют свой проект Лыс Денис и Ламброс Александр).
– Какие качества проявила Ю. Друнина на фронте?
6. Работа над стихотворением «Зинка». Учитель:. Женщина и война… Женщина и на войне остаётся Женщиной, хранительницей Любви, Добра и Сострадания. Даже война не вытравила из души Юлии Друниной ни чистоты, ни любви к людям, к родной земле, к жизни. В хватившей «окопного лиха» девочке, перетаскавшей под огнём несчитанное число раненых и столько раз видевшей смерть своих товарищей, жило сострадание к уставшим от боёв «солдатикам», её ровесникам, среди которых было немало совсем ещё юных девушек… Одной из них была однополчанка Юлии Друниной, Герой Советского Союза Зинаида Самсонова, погибшая в бою под Озаричами. Своей подруге Ю. Друнина посвятила одно из самых проникновенных стихотворений с простым названием «Зинка». 7. Прослушивание стихотворения в авторском исполнении ( аудиозапись). 8. Беседа. – Какие чувства вызвало у вас стихотворение, прочитанное автором? – Почему Друнина дала ему такое простое название? 9. Анализ текста стихотворения. Работа в группах. Учитель: Для Юлии Друниной война – это проклятие, отнимающее самое дорогое, самое ценное: дом, родных, друзей, любимых… И на всех уровнях текста стихотворения это хорошо прослеживается. Стихотворение одновременно лиричное, доброе и жёсткое, в нём звучит то песня-тоска по родному дому, то жёсткий военный марш. Поэтессой стихотворение поделено на три части, которые отличаются друг от друга и содержанием, и эмоциональной окраской. – Давайте сравним 1 и 3 части. Что заметили общего и различного в их построении? – О чем идет речь во 2 части? Наша задача – понять, чем отличаются эти 2 части по эмоциональной окраске, образам, каково женское восприятие войны. Для этого продолжим работу со стихотворением в группах.
Вопросы 1-й группе: 1). Какими автор показывает бойцов в минуты затишья? (Девчонки-подружки, которым интересно поболтать обо всём на свете. Это вовсе не герои, а обыкновенные люди, вчерашние школьницы. Автор не случайно выбирает совершенно не характерную для стихотворений форму – диалог, во время которого девчонки изливают друг другу душу, говорят о самом сокровенном. Наверное, можно даже сказать, что присутствует некий исповедальный мотив). 2). О чём говорят девчонки? 3). Из каких деталей складывается образ малой родины? 4). Как думаете, с какими чувствами героиня говорит о доме? (Малая родина живёт в душе каждого солдата: близкие люди: мама, мамка, друзья, любимый; родные просторы: яблочное захолустье, весна за порогом, дом, кустики; запахи дома, тепла и уюта: квашня, т.е. свежеиспечённый хлеб, дым, т.е. русская печь. Ощущение чего-то родного, бесконечно близкого, всеобъемлющей любви и нежности, с одной стороны. А с другой - грусть, тоска по дому). 5). Прочитайте выразительно вслух данную строфу. С какой целью автор использует повтор звуков [л], [э]?
Мы легли у разбитой ели, Ждём, когда же начнёт светлеть. Под шинелью вдвоём теплее На продрогшей, гнилой земле. 6). Какой у вас получился образ женщины? Какой наглядностью вы бы приллюстрировали 1 часть стихотворения? Какая цветовая гамма ей соответствует?
Вопросы 2-й группе: 1). Какие события нашли отражение во II части? Какие чувства они вызывают? Подтвердите ответ словами-опорами.(Окружение – атака – бой - гибель Зинки. Окружение – с каждым днём становилось горше – ощущение близости смерти, чего-то неотвратимого, страшного, «потрёпанный батальон» - чувство безысходности; «шли без митингов и знамён» - без энтузиазма, с поникшей головой; атака: «мы хотели жить» - стремление выжить; гибель Зинки: «кровавые бинты», «её тело», «укрывала, зубы сжав» - боль от потери близкого человека. Война – всегда трагедия). 2). Какие эпитеты помогают осознать горечь происходящего? (Потрёпанный батальон, чёрная рожь, смертные рубежи, кровавые бинты, посмертная слава). 3). Прочитайте выразительно вслух данную строфу. С какой целью автор использует повтор звука [р]? Зинка нас повела в атаку, Мы пробились по чёрной ржи, По воронкам и буеракам, Через смертные рубежи. 4). Какой показана война в этой части? Какой наглядностью можно сопроводить 2 часть стихотворения? Какая цветовая гамма ей соответствует?
10. Выступление групп. 11. Анализ 3 части.
– Каким предстает перед нами образ матери? Что символизирует зажжённая матерью свеча? – Какой обобщенный смысл вложен автором в заключительную часть стихортворения? –Так что же хотела сказать этим стихотворением Ю. Друнина своим читателям?
Выводы. Мы познакомились с женским видением войны в этом стихотворении: увидели страшное, трагичное, чудовищное лицо войны – некрасивое, неодухотворенное....
– Но ведь было что-то, что привело женщину, призванную дарить жизнь, на войну, где отнимают эту жизнь? Почему же и Ю. Друнина, и З. Самсонова, и тысячи других женщин оказались на фронте? Неужели их привели туда жажда романтики и мечта о подвиге? ( Судьбой уготовано каждой женщине стать женой и матерью, но тысячи советских женщин, среди которых были З. Самсонова и Ю.Друнина, в суровые годы войны выбрали для себя иной путь – путь защитника Родины. Они в одном строю с мужчинами каждый день смотрели в лицо смерти и каждодневным своим воинским подвигом приближали победу над фашистами). Я уже говорила вам, что Юлия Владимировна очень любила наш посёлок и часто приезжала сюда. Более подробно о пребывании поэтессы-фронтовички в Коктебеле расскажут вам Настя и Юля в своей презентации.
12. Презентация «Юлия Друнина и Коктебель» (свой проект представляют Белопасцева А. и Благий Ю.) Текстовая часть презентации. Юлия Друнина впервые посетила Коктебель в шестидесятых годах, и с тех пор старалась приезжать сюда как можно чаще. Её манили море, горы, нравился сам поселок с его простыми и доброжелательными жителями. Приезжала обычно весной или осенью и останавливалась в Доме творчества писателей «Коктебель». Друнина не любила сидеть на одном месте, много раз поднималась на Карадаг, ходила старокрымскими партизанскими тропами. В Коктебеле у пограничников часто выпрашивала лошадь, хотя бы на один час. После таких прогулок рождались стихи - Рысью марш! -Рванулись с места кони.Вот летит карьером наш отряд.- Ну, а все же юность не догонишь! - Звонко мне подковы говорят...Не догнать?В седло врастаю крепче,Хлыст и шпоры - мокрому коню.И кричу в степной бескрайний вечер:- Догоню!Ей-богу, догоню.
Увидев на набережной памятник героям-краснофлотцам и узнав от старожилов поселка историю Коктебельского десанта, Юлия Друнина написала стихотворение «У памятника»:
Коктебель в декабре.Нет туристов, нет гидов,Нету дам, на жареРазомлевших от видов.И закрыты ларьки,И на складе буйки,Только волны идут,Как на приступ полки.Коктебель в декабре.Только снега мельканье,Только трое десантников,Вросшие в камень.Только три моряка,Обреченно и гордоСмотрят в страшный декабрьСорок третьего года. Юлия Владимировна приезжала в Коктебель и со своим мужем, кинорежиссером Аркадием Каплером. Часть отпуска они проводили в нашем поселке, общаясь с другими поэтами и писателями, часть – в Старом Крыму, где купили небольшой домик. В Старый Крым супруги часто ходили пешком через Старокрымский лес. Юлия Владимировна Друнина трагически погибла 21 ноября 1991 года в Москве, но похоронили её, как она и завещала, в Старом Крыму рядом с могилой мужа, Аркадия Каплера.
Учитель: Вот такой была жизнь удивительной женщины, талантливой, честной и бескомпромиссной.
IV.ИТОГИ. РЕФЛЕКСИЯ.
1. Используя приём «Микрофон», ответить на вопрос: –Если бы у вас была возможность встретиться с поэтом Ю.Друниной, о чем бы вы ее спрсили или что бы ей сказали?
2. Самооценка учащихся своей работы на уроке (учитывается домашняя подготовка, работа в группе, индивидуальные ответы).
3. Д/З. Написать письмо «из настоящего в прошлое» девушкам-фронтовичкам: Ю.Друниной или З.Самсоновой.