Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (сельскохозяйственный труд) для 5 класса
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ УРЕНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА УРЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
«Согласовано»
Руководитель МО
______Соловьева О.П.
Протокол № 1 от
« 31 » августа 2015г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_______Коротина Т. В.
« 31 » августа 2015 г.
«Утверждаю»
Директор МКОУ УСКОШ-И VIIIвида ____________Шагина Н.В.
Приказ № 94 от
« 31 » августа 2015 г.
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (сельскохозяйственный труд) для 5 класса
Автор-составитель:
Колобова Наталья Николаевна
Урень
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Нормативные документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:
- региональный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Нижегородской области;
- учебный план МКОУ Уренской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат VIII вида;
- программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, 5-9 классы, Сборник 2, Москва, «Владос», 2012 год;
- «Сельскохозяйственный труд» учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5 класс, автор-составитель Е. А. Ковалёва, Москва «Просвещение», 2012 год.
Структура документа.
Рабочая программа включает 5 разделов: пояснительную записку, тематический план, основное содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки обучающихся, критерии и нормы оценки знаний обучающихся, список литературы.
Программа содержит оптимальный объём сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы в коллективных, фермерских и крестьянских подсобных хозяйствах, а также и в ЛПХ. Её цель – допрофессиональная подготовка учащихся коррекционных школ VIII вида.
Задачи.
Коррекционно-образовательные:
Сообщение учащимся знаний, необходимых для работы в коллективных, фермерских и крестьянских хозяйствах.
Формирование правильного понимания и отношения к домашним животным, овощным и плодово-ягодным растениям, почве, удобрениям.
Продолжение овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной жизни.
Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитание бережного отношения к природе, растениям, животным.
Воспитание умения видеть красивое в природе, в животных.
Формирование здорового образа жизни.
Привитие уважения к людям труда, воспитание добросовестного отношения к труду.
Воспитание положительных качеств, таких как честность, сострадание, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.
Коррекционно-развивающие:
Развитие и коррекция познавательной деятельности учащихся.
Развитие и коррекция устной и письменной речи.
Развитие и коррекция эмоционально – волевой сферы на уроках сельскохозяйственного труда.
При составлении программы были учтены принципы последовательности и преемственности обучения, а также сезонность полевых работ.
Основные межпредметные связи.
Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на занятиях природоведения, естествознания, математики, изобразительного искусства, трудового обучения.
Учебным планом предусмотрено количество уроков трудового обучения в 5 классе -2 часа в неделю.
Для успешного обучения, кроме традиционных уроков, в программу включены такие формы занятий, как наблюдение, экскурсии, лабораторные работы, уроки с использованием ИКТ и другим наглядным материалом. Для закрепления знаний к каждому разделу прилагается практическая работа, для этого есть пришкольный участок, где выращиваются овощи, плодово-ягодные культуры.
Для проверки умений и навыков в конце каждой четверти рекомендуется самостоятельная работа в виде тестов или контрольных работ.
Во всех классах с учащимися проводится инструктаж по технике безопасности.
Содержание программы учебного предмета
1 Участие в уборке урожая - 14 часов.
Цель заготовки овощей и картофеля. Значение своевременной уборки овощей и картофеля. Правила уборки овощей и картофеля. Правила безопасности при работе сельхозинвентарем. Цель уборки ботвы картофеля, помидоров, остатков кочерыг капусты и других послеурожайных остатков с поля. Грабли: назначение, устройство, рабочая поза, техника безопасности.
Сортировка выкопанных корнеплодов свеклы и моркови, укладка их в штабель для дальнейшей обрезки ботвы. Сортировка выкопанных клубней картофеля. Сбор ботвы картофеля и помидор граблями. Вынос ботвы на край поля. Выдергивание кочерыг капусты из земли и складывание их на краю поля.
2 Кролики - 28 часов.
Кролики- домашние животные. Разведение кроликов в домашних и школьных условиях. Продукция кролиководства и ее значение. Породы кроликов, разводимых в местных условиях. Устройство крольчатника в домашних и школьных условиях. Клетки для кроликов: устройство, расположение в крольчатнике. Подготовка корма к потреблению. Ручной инвентарь для ухода за кроликами: виды, назначение, приемы работы. Особенности ухода за кроликами во время зимнего содержания. Правила поведения школьников в крольчатнике. Корма для кроликов: виды, качество, подготовка, повышение питательности в процессе подготовки к скармливанию, хранение. Кратность кормления кроликов. Режим кормления кроликов и его соблюдение.
3 Подготовка семян гороха к посеву - 4 часа.
Всхожесть семян. Проверка семян на всхожесть как необходимая подготовка к их посеву. Оборудование для проверки всхожести семян. Условия, необходимые для прорастания семян.
4 Зимний и ранневесенний уход за плодовыми деревьями - 4 часа.
Вред, который наносят грызуны плодовым деревьям. Меры в конце зимы и начале весны против грызунов плодовых деревьев. Отаптывание снега вокруг стволов плодовых деревьев.
5 Картофель - 16 часов.
Строение растения картофеля и клубней. Состав клубня картофеля. Условия, необходимые для получения хорошего урожая картофеля. Требования к клубням, предназначенным для посадки. Признаки здоровых и больных клубней. Признаки и размеры семенных клубней. Условия для выращивания доброкачественных клубней. Сроки и способы посадки картофеля. Уход за посадками. Борьба с колорадским жуком.
Определение верхушки и основания клубня. Обнаружение крахмала в клубне картофеля. Отбор семенного картофеля. Выбраковка больных клубней. Раскладка семенных клубней для проращивания. Разметка рядков по веревке, выкопка лунок лопатами, раскладка клубней и их заделка. Рыхление почвы после всходов картофеля. Окучивание.
6 Выращивание гороха - 2 часа.
Строение растения гороха. Условия, необходимые для получения хорошего урожая гороха. Подготовка почвы под посев гороха. Сроки посева. Уход за растениями.
Разметка рядков для посева гороха с помощью веревки и колышков. Углубление рядов по разметке. Раскладка семян гороха и заделка. Рыхление почвы при появлении всходов. Расстановка опор.
Всего - 68 часов.
Учебно-тематический план
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Количество часов
теоретические
Практические (лабораторные, контрольные работы, тест, диктант, изложение, сочинение)
1
Участие в уборке урожая
14
6
8 – практических работ
2
Кролики
28
26
1 – самостоятельная работа, 1 – контрольная работа
3
Подготовка семян гороха к посеву
4
4
4
Зимний и ранневесенний уход за плодовыми деревьями
4
4
5
Картофель
16
7
2 – лабораторные работы, 6 – практических работ, 1 – контрольная работа
6
Выращивание гороха
2
2
Итого:
68
49
19
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения сельскохозяйственного труда учащиеся должны
знать:
Правила уборки овощей и картофеля;
Назначение и устройство граблей;
Значение и породы кроликов;
Корма для кроликов;
Посев и уход за горохом;
Строение растения картофеля;
Сроки посадки картофеля.
уметь:
Проводить уборку и сортировку овощей;
Работать с граблями;
Распознавать породы кроликов;
Проводить уход за кроликами;
Распознавать зерновые корма для кроликов;
Распознавать строение картофеля;
Проводить разметку рядов для посева;
Выращивать горох;
Выращивать картофель.
Календарно-тематическое планирование
Уроков сельскохозяйственного труда в 5 классе
Всего 68 часов, 2 часа в неделю
Раздел
Наименование темы
Всего часов
дата
план
факт
1
2
1
2
3
4
1
2
I четверть
Вводное занятие. Значение с/х труда в жизни людей.
Использование с/х продукции.
Участие в уборке урожая.
Цель заготовки овощей и картофеля.
Значение своевременной уборки овощей.
Правила уборки овощей и картофеля.
Правила безопасности при работе с с/х машинами и с/х инвентарем.
Практические работы
Сортировка выкопанных корнеплодов свеклы и моркови, клубней картофеля.
Уборка послеурожайных остатков
Цель уборки ботвы картофеля, помидоров, кочерыг капусты.
Грабли: назначение, устройство, рабочая поза, техника безопасности.
Практические работы
Сбор ботвы картофеля и помидор граблями, вынос ботвы, выдергивание кочерыг капусты из земли.
Заготовка веточного корма для
кроликов.
Выбор места для заготовки веток, заготовка веток деревьев и кустарников, служивших кормом для кроликов.
Самостоятельная работа.
16
1
1
1
1
6 2
2
2
1
1
2
1
1
08.09
08.09
15.09
15.09
22.09
29.09
06.10
13.10
13.10
20.10
27.10
27.10
1
2
3
1
2
3
4
1
2
3
1
2
3
4
5
II четверть
Кролики.
Кролики - домашние животные.
Разведение кроликов.
Породы кроликов.
Корма для кроликов.
Виды кормов.
Качество корма.
Подготовка корма к скармливанию.
Хранение кормов.
Ручной инвентарь для ухода за кроликами.
Виды ручного инвентаря.
Назначение.
Приемы работы.
Уход за кроликами.
Особенности ухода за кроликами зимой.
Необходимость содержания чистоты.
Правила поведения в крольчатнике.
Контрольная работа.
Повторение.
16
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10.11
10.11
17.11
24.11
01.12
01.12
08.12
08.12
15.12
15.12
22.12
22.12
29.12
29.12
1
2
3
4
5
1
2
3
4
1
2
3
1
2
3
III четверть
Содержание кроликов зимой.
Устройство крольчатника в домашних и школьных условиях.
Клетки для кроликов: устройство, расположение в крольчатнике.
Клетки для самцов, самок и молодняка.
Подсобное помещение для хранения корма.
Подготовка корма к потреблению.
Кормление кроликов.
Количество корма.
Кратность кормления кроликов.
Режим кормления кроликов.
Составление графика кормления кроликов.
Подготовка семян гороха к посеву.
Всхожесть семян.
Оборудование для проверки всхожести.
Условия для прорастания семян.
Зимний и ранневесенний уход за плодовыми деревьями.
Вред грызунов.
Меры против грызунов.
Повторение: уход за кроликами, кормление кроликов.
18
1
1
2
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
12.01
12.01
19.01
26.01
26.01
02.02
09.02
16.02
16.02
01.03
01.03
15.03
15.03
22.03
22.03
1
2
3
1
2
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
IV четверть
Картофель.
Строение растения картофеля и клубней.
Состав клубня картофеля.
Условия выращивания.
Лабораторная работа. Обнаружение крахмала в клубне картофеля.
Подготовка клубней картофеля к посадке.
Требования к клубням, предназначенным для посадки (признаки здоровых и больных клубней).
Признаки и размеры семенных клубней.
Практические работы. Отбор семенного картофеля. Выбраковка больных клубней.
Выращивание гороха.
Строение растения гороха.
Условия выращивания.
Подготовка почвы под посев гороха, сроки посева.
Уход за растениями.
Посадка картофеля и уход за ним.
Условия для выращивания.
Сроки посадки картофеля.
Способы посадки картофеля (ширина междурядий и расстояние в рядках).
Уход за посадками.
Борьба с колорадским жуком.
Контрольная работа.
Практические работы.
Разметка рядков по веревке, выкопка лунок лопатой, раскладка клубней и их заделка. Рыхление почвы после всходов картофеля. Окучивание.
18
1
1
2
1
1
2
1
1
1
1
1
1
4 2
2
68
05.04
05.04
12.04
19.04
19.04
26.04
03.05
03.05
10.05
10.05
17.05
17.05
24.05
31.05
Формы и средства контроля
Критерии оценивания ответа по сельскохозяйственному труду
Критерии оценивания устного ответа:
Отметку «5» - заслуживает ответ, в котором отмечается знание фактического материала, и ученик может им оперировать, приводить примеры из жизни домашних животных и сельскохозяйственной продукции.
«4» - есть небольшие недочёты по содержанию ответа.
«3» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.
«2» - есть серьёзные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и умений.
Критерии оценивания письменных работ:
«5» - работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, практическое умение и навыки.
«4» - самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объёме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Работа показывает знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
«3» - работа выполняется при помощи учителя. Обучающиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают серьёзные затруднения при самостоятельной работе.
«2» - выставляется в том случае, когда обучающиеся не подготовлены к выполнению работы. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п
Тип пособия
Автор
Наименование
Издательство, год
Учебник
Е.А. Ковалева
Сельскохозяйственный труд 5 класс
Москва «Просвещение», 2012.
Рабочая
тетрадь
Литература для учителя
В.В. Воронкова
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классов, сборник №2
Москва Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС» 2012
Наглядный материал
Таблицы, мультимедийные презентации, муляжи
Раздаточный материал
Карточки, альбомы, шаблоны
15