Доклад на РМО по теме::«Применение ИКТ на уроках в начальной школе как средство повышения качества обученности» 
                                     МБОУ Островянская СОШ
    Доклад  по теме:«Применение ИКТ на уроках в  начальной школе  как средство   повышения   качества  обученности»  
учителя начальных классов   Ковалевой Натальи Герасимовны 
                        выступление на РМО март 2017
На сегодняшний день информационно – коммуникационные технологии занимают всё большее и большее место в образовательном процессе и           продолжают  является актуальной проблемой современного школьного образования.
Требования побуждают учителей к поиску новых форм  преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания. Одной из основных задач в учебном процессе для меня является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству.
Для реализации образовательных задач, возникла необходимость изменения  традиционной  методики  преподавания, которые были ориентированы на средний уровень готовности ученика, выстраивать новые модели урока  так, чтобы  ученики сами учились открывать знания, а не получать их в готовом виде. Данную задачу можно решить, применяя на уроке современные обучающие технологии в учебном процессе, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность учащихся,что сможет им в будущем успешно реализовать свои возможности. Каждая из информационных  технологий обучения имеет свои признаки, определение, функцию, структуру, характерные только для нее. 
Опыт работы показывает, что моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но сегодня это требование времени. Учитель уже в начальной школе должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности учиться всю жизнь. 
ИКТ на уроках в начальной школе позволяет 
активизировать познавательный интерес учащихся путем использования разнообразных видов деятельности:
перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности;
развивать у учеников умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, формировать ИК компетентность, овладевать практическими навыками работы с информацией, что включает в себя поиск, обработку, хранение информации;
повысить объем выполняемой работы в 1,5-2 раза;
осуществить дифференцированный подход к учащимся, используя в своей работе разноуровневые задания;
проводить уроки на более высоком эстетическом и эмоциональном уровне 
При технологии личностно-ориентированной направленности можно использовать следующие формы урока:   дискуссия, игра, беседа, экскурсия,  и  методы: проблемный метод, индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, работа в группах, парах, работа с портфолио.
В своей работе особое значение уделяю индивидуальному подходу: учить работать самостоятельно, развивать воображение, творческое мышление, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, рационально использовать время. Преимущество индивидуальной формы обучения в том, что есть контакт с учеником и всегда можно исправить ошибки и отметить успехи. Каждый работает над своим заданием.( 2-3 уровней) дидактический материал в виде карточек. 
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов. Занимательность игры положительно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой позитивной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и заинтересованность в учебный процесс.
Применение игровых технологий на уроках начальных классов считаю необходимым, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна. При условии адекватного отношения взрослых к детской игре и разумного использования ее мощного психолого-педагогического потенциала, игра способна стать тем оптимальным инструментом, который комплексно обеспечивает: - успешность адаптации ребенка в новой ситуации развития;
- сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического здоровья.
Вместе с тем, игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта.
Игровую деятельность можно использовать включая сюжетные картинки с заданиями :реши пример  продвинешь ближе к цели сказочного героя. Картинки – лабиринты, размести в домике цифры, найди букву, составить из слов предложения, предложить решить примеры следующим образом - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы, игра в слова . Особенно  увлекательно проходят уроки – путешествия. Таким образом, игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют мне сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческом уровне, но и будничные шаги по изучению базового материала и решить одну из ключевых проблем педагогики – проблему мотивации учебной деятельности.
Здоровьесберегающие технологии могут применяться как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. Здоровьесберегающий подход проходит красной  линией  через все этапы урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.  На  уроках, внеклассных мероприятиях можно включать гимнастику  дыхательную, для слуха, зрения, танцевально-ритмические паузы, физкультминутки  для снятия общего утомления, оздоровительные игры на переменах, так как формирование ответственного отношения к здоровью подрастающего поколения – важнейшее и необходимое условие успешности современного человека.Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в списке ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Применение информационно-коммуникативных технологий в работе учителя начальных классов нужно рассматривать как один из методов обучения.
Использование ИКТ на различных уроках позволяет мне развивать умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
 ИКТ можно использовать в следующих направлениях: 
поиск и использование информации из Интернета для подготовки уроков, проектно-исследовательских работ, практических работ по предметам 
наглядно  представить учебный материал;
 делать    учебный процесс доступным, интересным для детей, 
повысить качество усвоения учебного материала; 
повысить познавательную активность; 
усилить образовательные эффекты; 
осуществлять дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению; 
рационально использовать время учебного занятия; 
быстро и качественно готовить и тиражировать дидактические пособия, раздаточный материал; 
создавать задания для проверки и контроля усвоения материала; 
 ведение электронного журнала, электронная почта; составление отчётов, графиков, документации учителя и проведение родительских собраний. 
для внеклассной работы   участие в олимпиадах, развивающие игры по предметам
оперативно обмениваться опытом работы и методическими материалами с коллегами.;Опыт работы показал, что использование ИКТ на уроках в начальной школе: активизирует познавательную деятельность учащихся, делает занятия интересными; 
повышает и развивает мотивацию учащихся к изучаемым предметам; экономит время на объяснение материала; 
полностью реализует принцип наглядности обучения младших школьников; позволяет использовать различные стили  обучения, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание; 
Учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала 
повышает качество усвоения материала; расширяет возможность самостоятельной деятельности; 
формирует навыки исследовательской деятельности; 
обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим ресурсам; 
позволяет дифференцировать и индивидуализировать работу учащихся; создаёт комфортность на уроках. . 
Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков; 
Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе:
. Ведение рабочей документации в электронном формате.
1)Данное направление включает в себя: составление календарно-тематического планирования по предметам, методических копилок, разработки классных часов, подготовка карточек для индивидуальной работы и мониторинга уровня достижений учащихся. В нашей школе достаточно активно идёт работа по созданию портфолио учителя и портфолио ученика. В школе ведётся электронный журнал, что позволяет своевременно доводить информацию до родителей, отвечать на их вопросы, размещать новости, план мероприятий в школе и классе и их результаты, фоторепортажи, расписание уроков
2). Использование на уроках мультимедийных дисков, электроных приложений  к учебникам.Участвуя в вибенарах на сайтах Мерсибио. Инфоуроке,  приобретаем мультимедийные  приложения с развивающими играми 
3)Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, В методической копилке мною собран большой объём мультимедийных материалов по изучаемым предметам. На своих уроках я использую презентации, найденные в Интернете , но  они не всегда отвечают  разработке урока , приходиться использовать фрагменты . Лучший вариант  созданные презентации своими сипами.  У меня их более 70. Все материалы : разработки уроков, презентации, тесты выложены на личном сайте «Инфоурок», «  Про школа ру» ,«Копилка уроков» Мы с коллегами обмениваемся  материалами,  использую  богатый опыт своих коллег. 
Особенно интересными с помощью презентации можно сделать уроки чтения. Аудиозаписи, фильмы  и  видиоролики  произведений, всё это позволяет повысить внимание, создает положительный эмоциональный фон, помогает дать характеристику литературным героям их поступкам. Портреты писателей и поэтов, художников и композиторов, знакомство и с их биографией и творчеством, составление плана, словарная работа, скороговорки и пословицы, иллюстрации к произведениям - всё становится интересным, полезным, способствует  решению  главной  задачи - развитие речи. 
Мои уроки окружающего мира практически не обходятся без презентаций. Картины окружающей нас природы, животного мира, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепи питания – всё можно отразить на слайдах. Презентация с использованием анимации помогает не только составить яркий, эмоциональный и в то же время научный образ,  не только позволяет привлечь внимание к определенному объекту, но и активизирует познавательную деятельность учащихся и помогает в работе над формированием понятия, умение делать выводы.
В процессе подготовки к урокам учу детей находить нужную информацию  на сайтах, такой материал содержит не только текстовую информацию, но и фотографии, карты, описание исторических событий. Особую роль  этому отводится на уроках ОРКСЭ, 2 части  окружающего мира (4класс), на внеурочных  занятиях по  Доноведению, при создании проектов. 
На уроках математики с помощью слайдов, осуществляется работа над задачами, проводится устный счет, разгадываются математические кроссворды. В начальной школе много времени отводится решению задач. Здесь особенно нужна наглядность. Начиная с первого класса, ребята учатся осваивать алгоритм решения  задач, поэтому  уместно использовать  необходимые иллюстрации, рисунки и чертежи. Раньше на это тратилось достаточно большое количество времени. Сейчас же эта проблема решена с помощью презентаций.
Учителю на уроках русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ.
 Я стараюсь заинтересовать ребят, используя разнообразные дидактические приёмы, грамматические сказки, интересные рисунки, шарады и ребусы. Работа с словарными словами, таблицы разборов. Ведь не секрет, что для многих учащихся уроки русского языка неинтересны, скучны и задача учителя привлечь внимание для восприятия нового материала. Презентацию очень удобно использовать при работе над изложением, сочинением: составление плана, вопросов, нахождение трудных слов. А если идёт работа по картине, то можно представить и  картину, портрет художника. Задания по орфографии отличаются большим разнообразием. Помимо работы с компьютером, с учебником, с рабочей тетрадью, с пособиями для самостоятельной работы, в план включаются также задания для индивидуальной и парной работы, задания по развитию речи.
При проведении мониторингов применяю тестирование. Использую разнообразные формы контроля: тесты, самоконтроль, взаимоконтроль. Данный вид контроля позволяет объективно сравнить достижения учащихся, с последующей статистической обработкой результатов, такая необычная форма  контроля детям нравится : есть правильный ответ, надо только вспомнить, проализировать , убедиться в правельности выбора  ответа, проверить  и получить результат.  Со 2класса участвуем в дистанционных олимпиадах. Детям нравиться участие в олимпиаде, где ответы заносятся прямо в компьютер.  Много  времени уделяем  сейчас на подготовку к ВПР. Использую печатные издания  и интернет ресурсы.
Уроки с использованием ИКТ расширяют кругозор учащихся, приобщая их к жизни в современном мире.
Использование электронных образовательных ресурсов на уроках может и должно преобразить преподавание традиционных учебных предметов, внеклассную работу, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на более высокий уровень интерес школьников к учебе. Эффективность любого урока определяется не тем, что даёт детям учитель, а тем, что они взяли в процессе обучения.
В заключение отмечу, что необходимо исходить из утверждения о том, что компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами. Естественно, использование компьютера на каждом уроке не реально, да ведь это и не нужно. Но работа с ИКТ стала важной  частью современного урока и образования будущего.
Я думаю, что каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным. 
                            Презентация прилагается