Выступление на педсовете Создание комфортных условий во взаимоотношениях учителя и родителей 
МБОУ «СШ №23 с углубленным изучением отдельных предметов» 
г. Дзержинск Нижегородской области
Учитель начальных классов: Копнина Елена Владимировна
Создание комфортных условий во 
взаимоотношениях учителя и родителей.
«Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны»
 В.А. Сухомлинский.
В современных условиях учитель призван постоянно заботиться о повышении качества знаний и развитии познавательной активности учащихся. С первого класса следует развивать у детей интерес и любовь к знаниям, добиваться повышения качества обучения, прививать учащимся навыки самообразования. В этом должны быть заинтересованы не только учителя, но  и родители. 
Необходимость и  важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставились под сомнение. Родители являются первыми и основными учителями ребенка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем.
 Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка.           
         В условиях  введения ФГОС исключительно важной становится роль родителей. С одной стороны родители выступают как заказчики образовательной услуги и эксперты образовательной реальности, существующей для ребенка, а педагог – как исполнитель заказа и объект экспертизы. С другой стороны педагог и родитель являются партнерами по проектированию, организации и исполнению образовательного проекта. Но так как значительная часть родителей – непрофессиональные воспитатели, не имеют специальных знаний в области педагогики и психологии, классный руководитель должен совместно найти наиболее эффективный способ решения этой проблемы.
        Поэтому проблему сотрудничества учителей, родителей и учащихся считаю актуальной.
Цель моей совместной работы с родителями — повышение уровня родительской компетентности и активизация роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка.
Успех осуществления поставленных перед школой задач во многом зависит от характера тех взаимоотношении, которые складываются между учителем и родителями. Основой таких взаимоотношений должны стать взаимодоверительные контакты. В их создании ведущая роль принадлежит учителю. 
Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – является одной из главных задач моей работы с родителями учеников.  
В практике сложились наиболее рациональные   формы работы с родителями, которые представлены на слайде: общие и классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, посещения семей учащихся, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, презентации, выставки работ учащихся. Родители привлекаются к участию в организации учебно-воспитательного процесса: руководство кружками, выступления перед родителями и детьми, подготовка и участие в проведении внеклассной и внешкольной работы с учащимися.
Совместная деятельность классного руководителя, родителей и детей по созданию комфортной среды получила название «Мы теперь ученики».
На активизацию этой деятельности направлена моя работа.
Принцип выстраивания отношений: взаимодействие, взаимная ответственность, доверие, сотрудничество, сопереживание, содружество, сотворчество.      Как утверждает Симон Соловейчик:
«Сотрудничество – одно слово, но оно содержит в себе, если вдуматься все высокие нравственные качества. Только в сотрудничестве и можно воспитать человека для человека. Вот то поле, на котором дальние и ближние цели сходятся, совпадают – поле сотрудничества с людьми.
Важную часть взаимодействия родителей и школы составляет практическая совместная деятельность детей, родителей, учителя (праздники, игры, конкурсы, соревнования, марафоны, акции, проекты).Мой стаж работы учителем и классным руководителем – 23 года .    
Когда  я  принимаю   незнакомый   мне  класс, в   одинаковой   степени меня  волнуют следующие моменты: что  из   себя  представляют  мои  будущие  ученики,  какие  у  них  родители,  как    они  воспитывают  своих   детей, будут  ли  они  моими    помощниками.
Знакомство  с  жизнью  семьи   начинается  с  анкеты,  которую         заполняют   родители    перед   началом   учебного  года. По ней я составляю социальный паспорт класса. 
В данном классе количество родителей - 57. Практически все родители имеют высшее образование. И только 4 человека имеют высшее педагогическое образование.  
Первое собрание выявило, что родители по-разному относятся к образованию и воспитанию своих детей. Однако все, кто пришел, выразили свое   желание сотрудничать. Многие хотели бы помочь своим детям, но не знали, как и что делать. Каждый высказывал пожелание и задавал интересующие его вопросы.
Эти вопросы и пожелания можно было условно разбить по направлениям: психологические (желание узнать возрастные особенности учащихся, помочь в получении навыков общения с детьми); методические (новые учебные технологии, формы и методы, применяемые на уроках); педагогические (способы борьбы с собственной раздражительностью, любовь к  ребенку, помощь ему и т.д.); медицинские (состояние здоровья детей).  
Затем я с детьми провела рисуночный тест «Моя семья». Сопоставив эти рисунки и мои наблюдения с диагностикой результатов   по технологии Тихонова,   выделила 4 типа семейного воспитания в данном классе: «Крепкая семья», «Гиперопека», «Гипоопека», «Противоречивое воспитание».
  С учетом полученных результатов и пожеланиям родителей  мною был определен круг работы с родителями и детьми.   
  Для плодотворной совместной работы был выбран   комитет, в который вошли самые активные, творческие и инициативные родители  и председатель, являющийся правой рукой учителя, первым помощником и советчиком.
 Совместно с родителями (у меня несколько пап профессионально занимаются компьютерами), была создана в Одноклассниках группа класса, где каждый член группы – а это родители класса – может обсудить интересующую его тему, пообщаться, выложить и посмотреть фотографии класса. У группы есть свой модератор -  Плишкина Ольга Кировна, которая отслеживает поступающую информацию. 
Для меня это важно, потому что:
- повышение уровня успеваемости в классе;- возможность быстрого информирования родителей; - сокращение количества родительских собраний;          Для  родителей:- активное участие родителей в воспитании и обучении ребенка;- достоверная и своевременная информация   - возможность побеседовать с учителем, не приходя в школу;- быстрое реагирование на проблемы ребенка;
Связь с родителями по Интернету веду давно, это уже третий выпуск детей, с родителями которых я общаюсь через электронную почту. Очень удобно для экстренной информации, обмена файлами, материалами…
   Анализируя первый год обучения, можно сделать вывод, что не все родители были активны, в основном проявлял инициативу родительский комитет. Остальные выступали в роли зрителей. Но к концу 1 класса ситуация изменилась, благодаря совместным мероприятиям родители стали активней участвовать в  жизни класса. 
Традиционными мероприятиями стали праздники Новый год и 8 марта.   В первом классе при малой активности родителей для  Новогоднего праздника привлекаем аниматоров, родители занимают позицию зрителей и организаторов праздничного чаепития. 
   Ежегодно  к 8 марта мы с учащимися готовим для мам и бабушек праздничный концерт, в котором принимает участие каждый ребёнок. Дети активно показывают себя в танцах, песнях, сценках, стихах, готовят подарки для мам.
    К 3 классу воспитанники становятся более самостоятельными, активными,  предлагают свои идеи и помогают в проведении викторин и внеклассных мероприятий.   
 В этом им помогают родители.    Они   совместно   с   детьми   делают   поделки  на   выставки,  оформляют   праздничные  газеты,  участвуют  в различных  конкурсах  по   выпуску   листовок, стенгазет, поддерживают стремление участвовать во всероссийских конкурсах «Снейл», «Черный котенок», «Марафоны», «ФГОС-тест»,  «Кириллица» и др.
Участвуем в различных городских и областных конкурсах. Напримар, в прошлом году приняли участие в конкурсе «Оранжевое солнце», где из 15 отправленных на городской уровень работ, 6 – ушли на область и получили призы и награды. 
    Я в свою очередь привлекаю родителей  к  организации экскурсий и поездок. В первом классе мы посетили Нижегородский планетарий, цирк, театр «Вера», ТЮЗ, побывали в зоопарке «Лимпопо», на фабрике елочных игрушек, посетили Нижегородский Кремль, поучаствовав в интерактивной игре «У стен Кремля». В этом году побывали в ТЮЗе, на экскурсии в шоколадной мастерской, цирке, в кукольном театре. И везде с нами бывают родители.  
  Уже традиционным стали сентябрьские и майские выходы на природу, где устраиваем: в 1 классе «Пиратскую вечеринку», а во втором - «Олимпийские игры», играем в футбол и другие подвижные игры, ловим рыбу.
Летом семьи учеников (июль) совершили совместный двухдневный поход на машинах. 
Для  того  чтобы   родители   могли   лучше   понять  возможности    детей,  требования   к  ним, следить  за  их   интеллектуальным   ростом,  провожу   открытые    уроки   для   пап  и мам.  В такие дни устраиваю выставки детских работ.
Совместно с родителями в 1 классе было решено к празднику 9 мая составить так называемую Книгу памяти. Каждый ученик совместно с родителями собирал сведения о своих родственниках-участниках Вов. Позднее это было оформлено в виде Книги. 
Точно так же в классе был проведен проект «Семейные реликвии», где каждый ученик не только принес в класс, но и рассказал о своих предках, о тех вещах, что могут о них рассказать.. Получилось очень хорошо и душевно.
В продолжение этой темы мы с ребятами, а значит, и с их родителями, создали проект «Родовое древо». Очень приятно по окончании проекта слышать слова благодарности от мамочек и пап, которые моложе меня, за то, что им была предоставлена возможность окунуться в историю семьи, рода.. ближе узнать своих предков. И эти слова благодарности мне, как педагогу, очень приятны!  
   Для детей провожу классные часы, где говорю об уважительном, заботливом отношение к родителям;   стараюсь воспитывать чувство гордости за свою семью, стремление поддерживать и развивать лучше семейные традиции.  
   Неотъемлемой  частью воспитательного процесса являются индивидуальные беседы в школе с детьми и родителями.    
 Для изучения семей часто провожу анкеты, использую метод классных сочинений.
Сотрудничество   семьи  и  школы   выражается  ещё и   в  том, что  родители        участвуют  в   оформлении   интерьера,  ремонте   класса.  
        Конечно, не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ним. Здесь необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Начинаю работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни класса, поддерживает мои начинания, даже если таких родителей меньшинство. Постепенно, тактично вовлекаю остальных родителей, опираясь на родителей-единомышленников, учитываю интересы каждого ребенка и его семьи.   
С первого класса у каждого ученика был создан «портфель достижений», в котором отражаются все успехи ребёнка, сохраняются творческие работы. Портфель пополняется все 4 года обучения и на каждом   собрании родители имеют возможность отслеживать достижения ребёнка.     
Сложившаяся система отношений в нашем классе позволила добиться главной цели – сплотить детский коллектив. Все самое запоминающееся, яркое я стараюсь фотографировать,  чтобы к окончанию начальной школы создать фильм и подарить его детям.  
  Подводя итог можно сказать, что в классе   сформировался хороший микроклимат. Ребята стали более доброжелательны, активны, самостоятельны.  
 Различные совместные праздники, подготовка концертов,    спектаклей, соревнований,  - всё это сближает родителей и детей, играет значимую роль в моей работе. Я очень благодарна родителям своего класса и верю, что зёрнышки доброты, посеянные в душах детей, дадут добрые всходы. Мы нашли взаимопонимание с родителями – они мои друзья и лучшие помощники.  
Таким образом, конструктивное сотрудничество взрослых способствует эффективному развитию детей. Вспомним слова В.А.Сухомлинского, который со свойственной ему восторженностью и ... правотой утверждал: «Задача школы и родителей - дать каждому ребенку счастье. Счастье многогранно. Оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нем творцом, и в том, чтобы любить другого человека, быть любимым, растить детей настоящими людьми. Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье».