Конспект урока по географии 7 класс Тема урока: «Растительный и животный мир зоны арктических пустынь».


Конспект урока по географии 7 класс
Тема урока: «Растительный и животный мир зоны арктических пустынь».
Тип урока: комбинированный.
Цель: познакомить учащихся с растительным и животным миром зоны арктических пустынь
Задачи:
К. о.: формировать представление о животном и растительном мире зоны арктических пустынь, закрепить представления о климате зоны арктических пустынь и о зависимости растительного и животного мира от климата;
К. р.: развитие зрительного и слухового восприятия, развитие мышления (анализа, синтеза, обобщения) и внимания;
К. в.: формирование экологического сознания учащихся.
Методы и приемы: словесные (рассказ учителя, беседа); наглядные (работа с презентацией); практические методы (работа с карточками);
Терминологический минимум: мхи, лишайники, водоросли, планктона, треска, сельдь, морской окунь, камбала, белухи, нарвалы, тюлени, моржи, морские котики, нерпы, Красная книга, белые медведи, кайры, лаги, тупики, чайки, чистики, белые гуси, казарки, остров Врангеля, заповедник.Наглядность и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник, презентация «Растительный и животный мир зоны арктических пустынь», карточки с заданием. Ход урока
Этапы
урока Время Деятельность
учителя Деятельность
учащихся ММС
1.Орг.момент 1-3
мин Здравствуйте дети! Пожалуйста, улыбнитесь мне, сегодня мы совершим удивительное путешествие в царство снега, льдов и холода. Здороваются с учителем 2.Актуализация знаний
3-5
мин Работа с картой. Учащиеся по очереди выходят к доске и показывают по заданию учителя моря и острова, на которых располагается зона арктических пустынь: Баренцево море, Земля Франца – Иосифа, Белое море, остров Врангеля, Карское море, Новая Земля, Северная Земля, Чукотское море, море Лаптевых•В каком океане лежат эти острова?
• Какая природная зона расположена в этих морях и на этих островах Северного Ледовитого океана?
• Как называют зону арктических пустынь? Северного Ледовитого океана
Зона арктических пустынь
Арктика 2 слайд
3.Объявление темы урока
5-10
мин 1.Беседа с учащимися о климате Арктики
•Какой климат в зоне арктических пустынь? (Суровый, морозный, лежат льды)
•Почему в Арктике такой климат? Почему в зоне арктических пустынь зима долгая и холодная, а летом часто бывают заморозки? (Находится в северном холодном поясе, Солнце светит, но не греет)
•Что зависит от климата? (Растительный и животный мир)
2.Запись темы в тетради
Ребята, тема нашего урока сегодня «Растительный и животный мир зоны арктических пустынь». Запишите, пожалуйста, её у себя в тетрадях.
а) Растительный мир Арктики
•Ребята, как вы думаете, что необходимо растениям для роста? (Свет, тепло, влага)
Острова, расположенные в зоне арктических пустынь, заняты льдом и снегом. Некоторые из них покрыты тонким слоем почвы. За короткое лето снег не везде успевает растаять. В таких условиях могут расти только мхи и лишайники.
• Мхи и лишайники – низкорослые растения, потому что там дуют сильные ветра. Корни короткие, а листочки мелкие. Земля промерзает, летом оттаивает лишь небольшой слой земли и поэтому эти растения имеют короткие корни.
•Кроме мхов и лишайника, на дне полярных морей растут водоросли. Вода под толстом слоем льда имеет постоянную температуру, и на глубине она теплее, чем на поверхности. Особенно много водорослей и планктона* в Баренцевом море, куда проникает тёплое течение из Атлантического океана. Поэтому в Баренцевом и Белом морях обитает много рыбы (треска, сельдь, морской окунь, камбала).
•Что вы можете сказать о растительном мире зоны арктических пустынь? (Растительный мир беден).
Запись в тетрадях
Растительный мир:
•мхи
•лишайники
•водоросли
•значение слова планктона, нам прочитает (имя ученика).
•Как вы думаете, есть ли в зоне арктических пустынь травоядные животные? Почему вы так думаете? Суровый, морозный, лежат льды
Находится в северном холодном поясе, Солнце светит, но не греет
Растительный и животный мир
Записывают тему
Свет, тепло, влага
Растительный мир беден
Варианты ответов детей
3 слайд
1 слайд
4 слайд
5 слайд
6
слайд
4. Физминутка 1-3
мин «Чудеса»
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
Наши глазки отдыхают,
Упражнения выполняют.
А теперь мы их откроем,
Через речку мост построим.
Нарисуем букву о, получается легко.
Вверх поднимем, глянем вниз,
Вправо, влево повернем,
Заниматься вновь начнем. Закрывают оба глаза.
Продолжают стоять с закрытыми глазами.
Открывают глаза, взглядом рисуют мост.
Глазами рисуют букву о.
Глаза поднимают вверх, опускают вниз.
Глаза смотрят вправо- влево.
Глазами смотрят вверх, вниз. 5.Изучение нового материала 5-10
мин а) Рассказ учителя о морских животных
Животный мир Арктики небогат. Большинство животных и птиц добывают себе пропитание в море. В зоне арктических пустынь обитают белухи, нарвалы, тюлени и моржи – это морские животные.
Белухи – это крупные. Шестиметровые киты белого цвета, без спинного плавника. Свое название они получили за белый цвет кожи. Белуха относится к зубатым китам. У нее есть зубы, которыми она хватает рыбу. Как и другие северные животные, белуха наделена толстым слоем подкожного жира, который защищает ее от переохлаждения. Белуха может «разговаривать». Она издает различные звуки: свист, щебет, визг, клекот, стон. Ее прозвали «морской канарейкой».
Нарвалы – это тоже киты пятнистой окраски. У самцов впереди, на морде, расположен костный бивень. На первый взгляд нарвал не очень-то похож на единорога в нашем привычном представлении. Но давайте присмотримся к нему внимательнее. Очень крупные самцы весят в среднем 1,5 тонны. В длину нарвалы могут вырастать до 6 м. У нарвалов только два верхних зуба, из которых левый развивается в длинный, закрученный спиралью бивень.
Интересно, что эти бивни очень прочные и гибкие. Бивни нужны нарвалам не для нападения и не для пробивания ледяной корки, ее нарвал пробивает головой. Так для чего же они предназначены? Предполагается, что нарвалы с их помощью привлекают самок и отвоевывают право на первенство среди других самцов. Кроме того, бивень является чувствительным органом, определяющим изменение давления и температуры.
Еще в средние века нарвалов добывали ради бивней. Русские купцы продавали их европейским чернокнижникам за большие деньги. Они стоили гораздо дороже золота, покупку целого рога мог позволить себе не каждый. Уже тогда легенды о единорогах приписывали бивням этих животных магическую силу. Считалось, что, если бросить его в чашу с ядом, рог изменяет свой цвет. И только по прошествии нескольких столетий, когда выяснилось, что рога фантастического единорога принадлежали нарвалам, «бизнес» начал угасать и истребление животных в таких больших количествах приостановилось. Сейчас нарвалы занесены в Красную книгу.
Тюлени и моржи – ластоногие животные.
•Как вы думаете, почему тюлени и моржи получили такое название? (У них вместо лап – передние и задние ласты). Такое строение тела позволяет хорошо плавать и нырять.
•Эти животные отлично плавают и ныряют, но медленно передвигаются по суше.
•Они постоянно живут в воде. На сушу они выходят только для размножения и линьки. Почему эти животные не мерзнут в ледяной воде? (Тела этих животных покрыты толстым слоем жира. Жир предохраняет животных от замерзания).•Тюлений жир богат витаминами, и его используют как лекарство. Из шкур народы Крайнего Севера делают различные изделия, а мясо употребляют в пищу. Охота на тюленей ограничена. Детёныш тюленей – белёк. Существует разные виды тюленей, среди них – морские котики и самые мелкие тюлени – нерпы.
•Как вы думаете, чем питаются эти морские животные? (Рыбой и моллюсками)
В переводе с латинского языка слово «морж» означает «тот, кто ходит на зубах». Зачем моржу нужны клыки? 1)Когда морж взбирается на льдину, он работает клыками, будто альпинист ледорубом. 2)Клыки помогает и под водой. Известно, что морж может обходиться без воздуха не более 10-15 минут. По истечении этого времени он клыками пробивает из-под воды отверстие во льду, выставляет ноздри и таким образом вдыхает воздух. Теперь можно снова отправляться на дно в поисках лакомых моллюсков.3)Огромными клыками морж роет подводный грунт, добывая моллюсков.4)Кроме того, бивни помогают моржу защищаться от врагов. Впрочем, на взрослого самца не решается нападать даже сам белый медведь, безоговорочный владыка Арктики.
•Так же известным жителем арктических пустынь является белый медведь. Живет он на островах Северного Ледовитого океана. Это крупный зверь, с длиной тела до 3 метров, он хищник. Медведь быстро бегает, хорошо плавает и ныряет. Питается рыбой и морскими животными. У медведицы рождается от одного до трех медвежат. Они ходят с мамой, пока не научатся сами добывать себе пищу. Центром их размножения является остров Врангеля. Найдите его на картах.
•Как Вы думаете, почему белого медведя так называют? У него белый мех, что позволяет ему незаметно подкрадываться к добыче, мех внутри полый – пустой, как стержень от пасты, эта особенность меха позволяет впитывать в себя слабое тепло от солнца, тепло передается коже. Как Вы думаете, какого цвета кожа медведя? Черного. Черный цвет сохраняет тепло на долгое время. Бывают дни, когда белому медведю становится так жарко, что он ныряет в океан, чтобы охладится, а на самом деле температура воздуха достигает 0 градусов! Под кожей у медведя толстый слой жира, жир защищает тело от холода. Белые медведи занесены в Красную книгу России.
•Кроме млекопитающих, в зону арктических пустынь каждое лето прилетают множество птиц, которые питаются рыбой. Это кайры, гаги, тупики, чайки, казарки, белые гуси и другие птицы. Птицы садятся на скалы и кричат, хлопают крыльями.
Такие скопища называют птичьими базарами.
•Гнёзд северные птицы не вьют, они делают подстилку из сухой травы. Гаги выщипывают у себя на груди пух, делает из него подстилку для яиц. Яйцам, окружённым этим пухом, не страшен мороз. Гагачий пух называют чудесным пухом, он ценится на вес золота, сбор его запрещен. Гаги занесены в Красную книгу.
•Т. о. все обитатели арктических пустынь приспособились к суровым климатическим условиям. У них густой, длинный мех или очень плотное оперение. Морских животных от охлаждения спасает толстый слой жира. Большинство птиц и зверей зимой имеют белую или очень светлую окраску.
•Животные арктических пустынь находятся под охраной государства. На острове Врангеля для охраны белого медведя, лежбищ моржей, колоний белых гусей и др. птиц создан заповедник.
Запись в тетрадях:
Животный мир:
-Белухи;
-Нарвалы;
-Тюлени, белёк (морские котики, нерпы);
-Моржи;
-Детёныш тюленей – белёк;
Лежбище моржей;
-Белые медведи;
-Гага
-Птичий базар; У них вместо лап – передние и задние ласты
Тела этих животных покрыты толстым слоем жира. Жир предохраняет животных от замерзания
Рыбой и моллюсками
Ищут остров Врангеля на карте 7
слайд
8
слайд
9
слайд
10
слайд
11
слайд
12
слайд
13 – 17
слайды
18 слайд
19
слайд
6.Самостоятельная работа с карточками 5-10
мин Индивидуальные карточки: 1 группа – кроссворды; 2 группа – восстановить текст;
3 группа – четвертый лишний. Выполняют СР по карточкам 7. Итоги урока 2-3 мин Ребята, давайте подведём итоги урока и ответим на вопросы:
а) Почему беден растительный и животный мир в арктических пустынях?
б) Какие животные обитают в арктических пустынях?
в) Как животные приспособились к жизни в суровых условиях?
г) Какие птицы прилетают на лето на острова Северного Ледовитого океана?
д) Что такое птичьи базары? 20
слайд
8.Домашнее
задание 1-3
мин Откройте дневники, запишите задание на дом: прочитать страницы учебника № 41-44. Уметь отвечать на вопросы.
2. Составьте сказку про любого животного зоны арктических пустынь. 21
слайд
Индивидуальные карточки
1.Реши кроссворд.

4 г в 5 а рг а рк т и к а н ю 6 г л 2 м е д в е д ь
е е о л н а рв а л я ь ж 1.Северная область Земли, включающая почти весь Северный Ледовитый океан с островами, окраины Евразии и Северной Америки. (Арктика)
2.У него есть брат в лесах,
Сам он плавает во льдах.
Бурый брат, а он весь белый.
Но такой же сильный, смелый. (Медведь)
3.Он отличный рыболов,
Ловит рыбу среди льдов.
У него есть длинный рог.
Может быть, единорог? (Нарвал)
4.Название острова- заповедника в Северном Ледовитом океане (Врангеля)
5.Головка и хвост, вместо лап – плавники,
Ленив он на льду и проворен в водице,
Детишек его называют «бельки».
Скажи, что за зверь возле льдины резвится? (Тюлень)
6.Он усатый, но не кот.
Он на севере живет.
И, заботясь о еде,
Рыбу ловит он в воде. (Морж)
7.Птица, чей ценный пух используют для изготовления легкой и теплой зимней одежды. (Гага)

2.Восстанови текст.
Животный и растительный мир арктических пустынь ... .Все обитатели … к жизни в суровых климатических условиях. В морях … … океана обитают тюлени, белухи, нарвалы, … .На островах и побережье обитают ... …, а также птицы – гаги, кайры, чайки и другие.
Слова для справок: не богат; приспособились; Северного Ледовитого; моржи; белые медведи.
3. Зачеркни лишнее слово. «Четвертый лишний».
Мхи, береза, лишайники, водоросли.
Белый медведь, тюлень, панда, морж.
Кайра, чайка, гага, попугай.
Птичий базар, лежбище тюленей, птичий рынок, семья белых медведей.