Программа по сохранению здоровья и формированию ЗОЖ студентов
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Большеглушицкий государственный техникум»
Рассмотрено на
методическом совете ГБОУ СПО «БГТ»
Протокол №7___________А.С.Демин
от «27» августа 2013 г.
Утверждаю
Директор ГБОУ СПО «БГТ»
____________Лазутчев Ю.А.
«27» августа 2013 г.
ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ»
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГБОУ СПО «БГТ» ПО СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ И ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА 2013-2016 УЧ. ГОД.
с. Большая Глушица
2013г.
Аналитическое обоснование программы
Предметом острой тревоги в современном обществе стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей. Актуальность данной программы обусловлена приоритетными направлениями государственной политики в области образования на сохранения здоровья учащихся. Проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся является одной из важнейших задач современного образования. Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, сохранение здоровья физического, психического и духовного, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить учащемуся возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровье учащихся зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении.
Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание.
Опыт некоторых учебных заведений показывает, что создание благоприятной образовательной среды способствует не только прочным знаниям, но и одновременно способствует укреплению здоровья учащихся.
Именно поэтому разработанная нами программа «Здоровье» направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий.
Цель:
Воспитание физически развитого, психически здорового и социально адаптированного выпускника с устойчивой мотивацией на здоровый образ жизни
Задачи программы:
Сохранение и поддержание здоровья детей.
Формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у педагогов, детей и родителей.
Обучение основам здорового образа жизни.
Мониторинг здоровья.
Организация и проведение пропагандистской работы по вопросам здоровья и здорового образа жизни.
Разработка и внедрение системы оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий;
Прогнозируемый результат:Формирование человека здорового физически, психически, нравственно, с развитым мышлением, адекватно оценивающего свое место и предназначение в жизни.
Участники программы:
Учащиеся,
классные руководители,
учителя-предметники,
школьная медсестра,
врачи-специалисты ЦРБ,
школьные специалисты (психолог),
родители.
Ожидаемые конечные результаты:
Реализация мероприятий программы позволит:
сохранить здоровье учащихся;
внедрить оптимальный режим учебного труда и активного отдыха учащихся в урочное и внеурочное время;
повышение уровня физической подготовки учащихся; увеличение числа занимающихся в спортивных секциях и кружках
постоянно корректировать учебные нагрузки в соответствии с состоянием здоровья детей;
сформировать осознанное отношение детей и их родителей, членов педагогического коллектива к состоянию здоровья через пропаганду здорового образа жизни.
улучшение организации и качества питания в образовательном учреждении
повышение социально-психологической комфортности в детском и педагогическом коллективах
Этапы реализации программы.
2013-2014уч.г. - организационно-подготовительный;
диагностика уровня заболеваемости учащихся, тестирование по определению физической подготовки учащихся.
внедрение здоровьесберегающих технологий.
2014-2015уч.г. - функционирующий;
наблюдение за практическим использованием здоровьесберегающих технологий.
воспитывать и учить учащихся быть здоровыми, способствовать формированию у учащихся осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни.
2015-2016уч.г. – аналитический.
подведение итогов анализа на совещаниях, педсовеьах.
обобщение опыта работы коллектива техникума по применению здоровьесберегающих технологий.
выпуск рекомендаций педагогами по организации оздоровительной работы а техникуме.
Сотрудничество БГТ с другими учреждениями
Учреждение
Задачи и направления
Формы взаимодействия
Детская поликлиника
профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное
лечение.
медосмотры, медицинская
помощь, проведение лекториев и бесед медработниками
Взрослая районная
поликлиника
профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное
лечение.
медосмотры, медицинская
помощь, проведение лекториев и бесед медработниками
Отдел «Семья»
профилактика заболеваний, вредных привычек
встречи со специалистами
ГИБДД
предупреждение детского травматизма.
лекции, беседы, ролевые игры для учащихся.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебно-воспитательная и физкультурно-оздоровииельная работа –формирование мотивации навыков ЗОЖ.
Диагностическая работа - комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья как учащихся, так и учителей.
Профилактическая и коррекционная работа - предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья воспитанников.
Информационно-просветительская работа
· - пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация.
План мероприятий
Учебно-воспитательная и физкультурно-оздоровительная работа
Мероприятия
Сроки
Курс
Ответственный
1.
Профилактика нарушения осанки на уроках
В теч.
года
1-3 курс
Учитель
физкультуры
Учителя предметники
2.
Организация общетехникумовских соревнований
В теч.
года
1-3 курс
Кл. руководители,
учитель физ-ры
3.
Участие в районных и областных соревнованиях
В теч.
года
1-3 курс
Кл. руководители,
учитель физ-ры
4.
Организация дней здоровья, прогулок, поездок, экскурсий.
В теч.
года
1-3 курс
Зам. дир. по ВР
Кл. руководители
5.
Работа спортивных секций
В теч. года
1-3 курс
Учитель физ-ры
6.
Организация и проведение занятий с учащимися, отнесенными к спецмедгруппе.
В теч. года
1-3 курс
Учитель физ-ры
Медсестра
7.
Тематические классные часы по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании
В теч.
года
1-3 курс
Кл. руководители
8.
Конкурсы, викторины
По
плану
1-3 курс
Зам. дир. по ВР
Кл. руководители
9.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс
В теч. года
1-3 курс
Учителя предметники
Диагностика и мониторинг психофизического здоровья учащихся
1.
Тестирование в рамках программы оценки психофизического состояния человека
В течение года
1-3 курс
Зам.дир по ВР.
психолог
2.
Психологический мониторинг здоровья учащихся:
тест на адаптацию в техникуме;
тест на тревожность
В течение года
1-3 курс
психолог
3.
Медико-психологический мониторинг здоровья учащихся
В течение года
1-3 курс
Психолог
медсестра
Профилактическая и коррекционная работа. Медицинская диагностика
Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах. Комплектация на их основе физкультурных групп
сентябрь
1-3 курс
Медсестра,
Кл. руководители,
учитель физкультуры
1.
Профосмотры учащихся
Октябрь-
февраль
1-3 курс
Медсестра,
кл. руководители,
специалисты
поликлиники
2.
Контроль за качеством питания и питьевым режимом
В течен. года
1-3 курс
Медсестра
3.
Рациональное расписание уроков, не допускающее
перегрузок (соблюдение требований СанПиНа)
В течен. года
1-3 курс
Медсестра,
Зам дир по УВР
4.
Анализ случаев травматизма в техникуме.
В течен. года
1-3 курс
Медсестра,
зам. директора
по ВР
5.
Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни
В теч. года
1-3 курс
Медсестра,
Кл. руководители.
6.
Эстетическое оформление кабинета и техникума
В теч.
года
1-3 курс
Зам.директора
По ВР
7.
Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим
требованиям:
проветривание;
освещение;
отопление
вентиляция
уборка
Ежедневно
1 раз в н.
2 раза в г.
2 раза в г.
Ежедневно
Все
поме-
щения
Зам. директора
по АХЧ,
зам. дир по УВР,
медсестра
8.
Прививки согласно приказам Минздрава
В теч.
года
1-3 курс
Медсестра
9.
Профилактическая работа во время эпидемий.
В теч.
года
1-3 курс
Медсестра
10.
Профилактическая работа через беседы, уголки
здоровья, санбюллетени, полезные советы
В теч.
года
1-3 курс
Медсестра
Информационно-просветительская работа
1.
Встречи с сотрудниками ЦРБ
По
плану
1-3 курс
Зам. дир. по ВР
2.
Встречи со специалистами отдела «Семья»
По плану
1-3 курс
Зам. дир. по ВР
3.
Встречи с сотрудниками ГИБДД
По плану
1-3 курс
Зам. дир. по ВР
4.
Выпуск стенгазет
По плану
1-3 курс
Зам. дир. по ВР
5.
Тематические родительские собрания
В теч.
года
1-3 курс
Кл. руководители,
Зам. дир. по ВР
1. Функции медицинской службы техникума:
проведение диспансеризации учащихся :
медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья;
выявление учащихся специальной медицинской группы;
2. Функции директора и его заместителей:
общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся
обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;
разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;
организация работы классных руководителей по программе «Здоровье» и ее контроль;
организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
организация работы психологической и социальной службы в школе.
3. Функции классного руководителя:
санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности учащихся:
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;
организация и проведение профилактической работы с родителями;
организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, конкурсы и др.) в рамках программы «Здоровье»;
организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся;
организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.
Заключение
Данная программа «Здоровье» рассчитана на 3 года и предполагает постоянную работу по ее дополнению и совершенствованию.
15