«Активизация познавательной деятельности школьников в условиях использования интерактивных технологий»


«Активизация познавательной деятельности
школьников в условиях использования интерактивных технологий»
Кокурина Вера Васильевна
учитель истории и обществознания;
высшая квалификационная категория
МБОУ СОШ №7 г. Павлово Нижегородской обл.
Актуальность проблемы.
В условиях модернизации Российского образования изменяются стратегия и тактика, техника и логика реализации концептуальных идей и тенденций организации учебного процесса в школе, обновления его содержания, форм и методов. Образовательный стандарт второго поколения нацеливает общеобразовательную школу и педагогов на системно-деятельностный подход в образовании, на формирование в процессе обучения различных способов деятельности и ключевых компетенций учащихся, навыков эффективного использования полученных знаний в социальной практике.
Специфика деятельности учителя определяется ориентацией на приоритетное развитие познавательной активности детей, их мыслительных способностей, а также развитие новых способов и приемов учебной деятельности как организационной основы активной познавательной деятельности в школе.
Ученик – это не сосуд,
который надо заполнить, а факел, который надо зажечь.
Людмила Георгиевна Петерсон

Педагогическая наука и школьная практика накопили немалый опыт применения методов и организационных форм, стимулирующих познавательные силы учащихся. Интерес к этой стороне обучения усилился в последние годы.
      Проблема активизации познавательной деятельности стояла перед педагогами всегда. Еще Сократ учил своих слушателей умению логически мыслить, искать истину, размышляя. Ж.-Ж. Руссо, чтобы ученик захотел узнать и найти новое знание, создавал для него специальные ситуации, вынуждающие к познавательному поиску. Генрих Песталоцци, Фридрих Адольф Дистервег и другие педагоги учили так, чтобы школьник не только получал, но и искал знание. Однако в полной мере эта проблема получила разработку в педагогике ДжонДьюи и ученых XX века. Дьюи выступал с критикой словесной, книжной школы, которая дает ребенку готовые знания, пренебрегая его способности к деятельности и познанию. Он предлагал обучение, когда учитель организует деятельность детей, в ходе которой они решают возникающие у них проблемы и получают необходимые им знания, учатся ставить задачи, находить решения, применять полученные знания.
В педагогической науке присутствуют три метода взаимодействия учителя и ученика:

Рисунок 1. Схема пассивного метода

Рисунок 2. Схема активного метода

Рисунок 3. Схема интерактивного метода
Что означает понятие «интерактивный метод». Интерактивный ("Inter" – это взаимный, "act" – действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.
(по В.С. Дьяченко) - это метод, при котором "все обучают каждого и каждый обучает всех".
Традиционно выделяется три стороны общения.
- информативную (обмен информацией);
- интерактивную (выработка стратегии и координация совместных действий индивидов);
- перцептивную (адекватное восприятие и понимание друг друга).
Общение полноценно, когда в нем присутствуют все три названные стороны.
С развитием новых информационных технологий:, интерактивной доски, лаб-диска, мультимедиа-технологий, с применением современной системы голосования, технологий, расширяются возможности применения интерактивных технологий.
Считается что в «репертуаре» каждого современного педагога должны быть пять информационных технологий.
Поисковые системы. Поисковые системы – основа работы учителя в технологичной среде.
Обучение в технологичной среде. Развитие онлайн-образования означает, что рано или поздно и вам будет предложено преподавать в этой довольно специфичной форме. Для этого вам нужно будет осваивать программы, использующиеся в процессе дистанционного обучения.
Программное обеспечение по визуальному сопровождению. Некоторые учителя буквально молятся на PowerPoint, потому что он позволяет им объединять свою подготовительную работу с фактическим обучением.(мульти-медиа презентация и интерактивная доска).
Системы для получения ответов учеников. В последние несколько лет во многих школах внедрили интерактивные инструменты, чтобы стимулировать школьников к участию в классной работе. Наиболее известны так называемые «кликеры», то есть наладонники, которые ученики используют для ввода ответов на вопросы. С такими системами фиксации отклика можно быстрее получать ответы на устные вопросы, выставлять оценки и немедленно реагировать на обратную связь от учащихся.
Смартфоны. Сегодняшние учителя также могут развивать возможности использования смартфонов в профессиональной педагогической деятельности.
Свое выступление хотелось бы закончить размышлениями министра образования РФ Дмитрия Викторовича Ливанова.
«Новый стандарт – не столько про новые учебники и новые педагогические технологии. Он про новые задачи образовательного процесса и про новую систему мотивации к обучению для детей».
Что такое метапредметные результаты, о которых все говорят, но для обсуждения которых, пока даже среди профессионалов не найден общий язык? Например, к ним относится интерес к обучению. И когда он станет не менее важным следствием образования, чем конкретные предметные знания, можно будет говорить о достижении метапредметных результатов.
«Нам очень важно, чтобы метапредметные результаты были зафиксированы не на бумаге, а достигались в реальной практике начальной школы.»     
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но, какие бы не свершались реформы, урок остается главной формой образовательного процесса.  Именно он лежит в основе всего процесса обучения. От содержательности урока, его эффективности и результативности напрямую зависит качество школьного образования.