Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Методическая статья
Лакаевой Оксаны Владимировны,
учителя начальных классов МБОУ «Ульяновская СОШ»
Яшалтинского района Республики Калмыкия
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Цели:
1) Познакомить с методикой использования ИКТ на уроках в начальной школе.
2) Обозначить условия эффективности применения ИКТ в начальной школе.
За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места ПК и информационных технологий в жизни общества. Из предмета профессиональной деятельности достаточно узкого круга специалистов в области точных наук они превратились в инструмент, используемый во всех отраслях современного производства, в быту и общественной жизни. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать и в соответствии с этим, будут возрастать требования к компьютерной грамотности учащихся начального звена.
Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И наконец, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения.
Грамотное использование возможностей современных технологий в начальной школе способствует:
активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
развитию навыков самообразования и самоконтроля у школьников младших классов; повышению уровня комфортности обучения;
снижению дидактических затруднений у учащихся;
повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно-коммуникационной компетенции;
приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.
ТИПЫ УРОКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ
Правила проведения уроков с использованием ИКТ способствует совершенствованию и активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации у учащихся с ЗПР к выполнению умственных и практических действий (в результате чего происходит формирование тех или иных специфических умений); для детей с ДЦП способствует развитию мелкой моторики руки, развитию сенсорного восприятия (всех анализаторов); развитию внимания и тактильной памяти, левополушарной и правополушарной симметрии, а так же развитию духовности человека. Стимулирует познавательную активность.
Основными типами уроков, используемыми в процессе обучения с информационной поддержкой, являются:
комбинированный урок,
урок – контроль и коррекции,
урок совершенствования знаний и умений
Уроки с компьютерной поддержкой при обучении детей по определенному спецкурсу предполагают 3 формы обучения:
фронтальная форма
групповая форма (по типу КСО)
индивидуальная форма обучения
Фронтальная форма. Русский язык. Тема «Правописание окончаний имен существительных, прилагательных, глаголов» или тема «Части речи. Имя существительное».
Групповая форма (по типу КСО). В данном случае необходима помощь учителя по информатике или лаборанта. Часть урока без компьютерной деятельности, часть урока с информационной поддержкой.
Индивидуальная форма обучения. Именно здесь можно применить дифференциацию при самостоятельной работе, используя многовариантность заданий с постепенным увеличением трудности. Индивидуальная форма эффективна еще и тем, что она служит как диагностикой и как планированием для коррекционной работы, если имеется возможность усадить каждого ребенка за компьютер. Если такой возможности нет, то класс делится на группы (2 человека) в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся (сенсорные нарушения, ведущая рука, темп работы). Работа пар длится 15 мин., а один ученик – 7мин.
1. Подходы к созданию электронных учебных материалов для начальной школы:
2. Структура каждого тематического раздела должна быть характерна для урока в начальных классах: объяснение нового материала, первоначальное закрепление и отработка навыков, контроль усвоения;
3. Теоретической части целесообразно придать справочный характер, не перегружая информацией, выделяя основные термины и понятия каждой темы;
4. Объем учебного материала для тренировочных и контрольных заданий определяется с учетом санитарно-гигиенических норм работы ученика начальных классов за компьютером;
5. Отбор учебного материала проводят с учетом основных дидактических принципов;
6. Средства управления компьютерной обучающей системой по любому учебному предмету должны быть максимально простыми и не отвлекающими ученика от выполнения заданий.
Разработанные с учетом этих требований электронные учебные пособия положительно воспринимаются учителями и успешно используются в образовательном процессе начальной школы.
Как я применяю ИКТ на своих уроках?
При разработке плана каждого урока я заранее предусматриваю применение электронных иллюстраций, тренировочных или контрольных заданий, а также учебного материала соответствующей тематики, включенных в предметные электронные системы обучения.
Выбор учащихся, выполняющих соответствующие дидактическим целям урока индивидуальные или групповые задания за компьютером, производятся мной после проведения предварительной психолого-педагогической диагностики с учетом особенностей восприятия информации, статуса ребенка в коллективе. Самое важное, чтобы ученик, выполняющий индивидуальное задание на компьютере или работающий над учебной проблемой в группе, находился в комфортном состоянии и все усилия направлял на решение оставленной задачи.
Так, например, ребенку с приоритетной визуальной системой восприятия иногда полезнее выполнять задания на компьютере в то время, когда например, учитель проводит со всем классом распределительный диктант. Ученику, для которого аудиальная система восприятия является ведущей, можно предложить поработать за компьютером с руководителем (более сильный ученик), пока класс переписывает текст из учебника это особенно важно для детей с заниженной самооценкой поэтому развивая их возможности, учитель может создать с помощью современных технологий обучения ситуацию успеха для таких школьников и тем самым повысить мотивацию учения.
Во время такого этап, как устный счет, орфографическая разминка или краткое повторение изученного, я приглашаю для индивидуальной работы за компьютером учащихся, пропустивших занятия по болезни, либо тех, кто ещё слабо владеет ЗУН по теме урока с ведущем (сильный ученик класса). Более сильных учащихся привлекаю для работы во время фронтального опроса, словарной работы, закрепления ранее пройденного материала.
Учитывая информацию о периоде продуктивной активности школьников, я стараюсь максимально использовать возможности каждого ребенка для обучения и вовремя переключить его на другой вид деятельности, используя компьютер в качестве мощного мотивационного средства. (Показываю присутствующим прием работы с интерактивной лентой на уроке окружающего мира по теме «Моя Родина в годы Великой Отечественной войны»).
Чтобы повысить комфортность обучения детей на уроке я, опираясь на знания о статусе ребенка в классе, организовываю работу за компьютером в группах. Особый эффект такая форма работы дает при решении проблемных задач на уроках математике, заданий исследовательского характера на уроках окружающего мира.
Школьникам выполняющим общие для всех задания быстро и качественно, можно предложить компьютерный тренажер повышенной сложности или задания пропедевтического характера, выполнение которого позволит им участвовать в объяснении нового материала своим одноклассникам.
На своих уроках я использую вместо традиционной проверочной работы по изученной теме компьютерное тестирование (с учетом возрастных особенностей младших школьников). Показываю тестирование к уроку литературного чтения по теме «Александр Сергеевич Пушкин и его прелестные сказки».
При активном использовании ИКТ достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты и сопоставлять их; организовывать и выражать свои мысли на бумаге и устно; логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь; открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.