Конспект непосредственно — образовательной деятельности средней группы по познавательному развитию « Клуб Почемучек». ( экспериментирование с песком)
«Здравствуйте, добрые знатные умельцы! Наслышана я о клубе вашем,
о руках ваших умелых, об опытах интересных. Недавно, читала я
одну книгу и увидела там картинку прекрасного замка. Как же мне
захотелось жить в таком же. Я попробовала построить замок из песка.
Здесь, где я живу, его очень много. Но ничего не получается,
замок рассыпается и не хочет строиться. Помогите мне, пожалуйста,
ребята, построить замок.
С уважением, Черепаха».
Конспект непосредственно - образовательной деятельности средней группы по познавательному развитию
« Клуб Почемучек».
( экспериментирование с песком)
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, физическое, социально- коммуникативное, художественно- эстетическое развитие.Цели:
1)Расширение представлений у детей в процессе экспериментирования о свойствах
и качестве песка , его происхождении;
-развивать смекалку, наблюдательность, усидчивость;
-развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей в процессе экспериментирования ; учить анализировать, сравнивать, обобщать;
-обогащение словарного запаса слов у детей
2)Закреплять умение соблюдать порядок и чистоту в работе с песком.
3)Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Задачи:
1)Обогащение познавательного, эмоционального и сенсорного опыта детей о свойствах песка, с помощью приемов экспериментирования (опытов).
2)Развитие у детей:
-логического мышления: с помощью решения проблемной ситуации;
приемов экспериментирования; вопросов развивающего характера;
-творческую активность, в процессе постройки домика.
3)Воспитывать желание экспериментировать, умение доводить начатое дело до конца.
Оборудование:
1. Тарелки с песком на каждого ребенка.
2. Лупа на каждого ребенка.
3.Стакан с водой на каждого ребенка.
4.Трубочка для коктейля на каждого ребенка.
5. Влажные салфетки.
6.Песок.
7.Миски с сырым песком.
8 .Письмо от черепахи.
9.Презентация.
Предварительная работа:
Игры с песком на прогулке.
Рассматривание фотографий с видами построек из песка.
Рассматривание через лупу песка.
Ход занятия:
Приветствие:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Весело занятие начнется.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня я приглашаю вас в клуб «Почемучек». В этом клубе
почемучки ставят перед собой вопросы и ищут на них ответы с помощью
опытов. Гость нашего клуба прислал нам письмо. А от кого, вы скажите мне сами, когда
отгадаете загадку.
Носит домик на себе
И на суше и в воде.
Домик крепкий, без калитки ( слайд № 1)
Ходит чуть быстрей улитки.
Воспитатель достает письмо.
- Хотите узнать, что здесь написано?
ПИСЬМО
«Здравствуйте, добрые знатные умельцы! Наслышана я о клубе вашем,
о руках ваших умелых, об опытах интересных. Недавно, читала я
одну книгу и увидела там картинку прекрасного замка. Как же мне
захотелось жить в таком же. Я попробовала построить замок из песка.
Здесь, где я живу, его очень много. Но ничего не получается,
замок рассыпается и не хочет строиться. Помогите мне, пожалуйста,
ребята, построить замок.
С уважением, Черепаха». ( слайд № 2)
Воспитатель:Ребята вы согласны помочь Черепахе?
Воспитатель:Для того, чтобы помочь ей, нам нужно самим разобраться,
какими свойствами обладает песок. Ребята, давайте
пройдем в нашу лабораторию. Будем проводить опыты.
Но сначала мы с вами познакомимся с правилами поведения
в лаборатории.
Воспитатель проговаривает с детьми правила по картинкам: ( слайд № 3)
Можно:
-Смотреть.
-Слушать.
-Думать.
-Осторожно нюхать.
-Осторожно работать руками.
Нельзя:
- Кричать и баловаться.
-Ничего не брать в рот.
-Портить и бросать оборудование.
Дети проходят в «лабораторию» и садятся за столы.
1 ОПЫТ.
-У вас на столах в тарелках находится песок. Возьмите щепоточку
песка и потрите между пальцами, посыпьте «дождиком».
Что вы почувствовали? Какой песок?
Дети отвечают - (Сухой, сыпучий, рыхлый и т.д.)
2 ОПЫТ.
-Насыпьте на бумагу немного песка и с помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрите его.
-Из чего состоит песок? - (песчинки, маленькие камешки).
-Как выглядят песчинки ? Какие они ? - (разные, разной формы,
размера, отличаются друг от друга по цвету).
3 ОПЫТ.
-Возьмите трубочки и осторожно дуньте на них. Что происходит? - (они разлетаются, потому что песчинки не прилипают друг к другу).
4ОПЫТ
- Попробуйте что-нибудь слепить из него. Что происходит?
(песок рассыпается)
ВЫВОД: Сухой песок состоит из маленьких песчинок, которые разные
по форме, цвету, размеру и не прилипают друг к другу. Из него нельзя
ничего слепить.
5 ОПЫТ.
Добавьте в чашечку с песком воду из стакана.
Что происходит? (вода исчезла)
Куда исчезла вода? (она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками.)
Каким стал песок? (мокрый, влажный).
Попробуйте мокрый песок посыпать.
Что происходит? (он не сыпется)
ВЫВОД: Песок не сыпется, потому что песчинки намокли от воды и
прилипли друг к другу.
6.ОПЫТ
-Возьмите влажный песок и попробуйте слепить из него
что-нибудь, например, шар или пирожок.
Почему вы смогли слепить? (потому что он мокрый, влажный и т.д.).
Что можно слепить из мокрого песка? (ответы детей).
ВЫВОД:
-Правильно он не сыпется, и из него можно лепить, потому что когда он
намокает, мокрая песчинка слипаетсясо своей «соседкой».
-Ребята, какой ответ мы с вами дадим Черепахе:
Из какого песка ей нужно строить песочный дом ? (из мокрого).
-А сейчас мы с вами протрем руки влажными салфетками и немного
отдохнем.
Физкультминутка.
Что за чудо — чудеса ( разводят руки в стороны)
Раз рука и два рука!( вытягивают руки вперед поочередно)
И скажу вам, не тая, (Руки всем нужны, друзья.
Сильные руки не бросятся в драку.( имитируют силача)
Добрые руки погладят собаку.( гладят ладошками)
Умные руки умеют лепить. (имитация лепки)
Чуткие руки умеют дружить. ( пожимают руку соседу)
Воспитатель:
-Ребята, давайте сделаем сюрприз для Черепахи! Мы
Построим из волшебного песка красивый замок. Давайте посмотрим какие бывают замки
из песка. ( слайд № 4)
Дети проходят к песочнице истроят замок из песка.
Воспитатель:
-Ребята, как вы думаете, помогли мы Черепахе, понравится
ей замок, который мы ей построили?
Воспитатель:
-Вы молодцы, хорошо, дружно поработали, но теперь
нам пора возвращаться.
Дружно хлопнули в ладоши ( хлоп)
Дружно топнули ногой ( топ)
Все, во что мы здесь играли (взялись за руки, покачали)
Мы запомнили с тобой( подняли указательный палец вверх)
До свидания мы сказали (машут рукой)
Отправляемся домой(выходят из зала)