Использование ИКТ в формировании культуры чтения

Использование информационно-коммуникационных технологий
в формировании культуры чтения школьников
Иванова Ю.В.,
учитель ГБОУ РМ «Республиканский лицей
для одаренных детей», Саранск
«На современном этапе развития общества происходит переход к информационной цивилизации, что вызывает потребность в обновлении содержания гуманитарного образования» [Калганова, 2003: 21].
Большинство исследователей (методистов, психологов, учителей-практиков, библиотекарей) говорят о двух взаимосвязанных процессах, происходящих в нашем обществе, а значит, и в школе: изменении места книги в жизни общества и изменении характера самого чтения. Новая модель чтения характеризуется, во-первых, негативизмом к литературе классической, во-вторых, игнорированием литературы как учебника жизни. В то время как чтение - «способ существования русской души, сосредоточие культуры, способ возвышения нации над прагматичностью и повседневностью быта» [Тихомирова, 2006:28], снижается количество часов на изучение литературы в школе, меняется само отношение к ней общества, чтение перестаёт быть «патриотическим делом» [Целикова, 2004: 23], а литература как учебный предмет в последние годы переживает определённые сложности.
Несколько десятилетий назад наша страна гордо носила звание самой читающей в мире, чтение называлось даже одной из традиций российского общества. Ситуация изменилась. Книжные магазины переполнены печатной продукцией, чью художественную ценность уже не раз ставили под сомнение. Конечно, книжный рынок процветает, но многие ли из современных бестселлеров можно назвать подлинно художественными? Исследователи постоянно подчёркивают мысль о том, как велика роль семьи в приобщении детей к чтению. «Существенным фактором, отрицательно сказавшимся на отношении нынешних детей к чтению, является нечитающая семья – та среда, в которой ребёнок находится ежедневно и которая более других социальных институтов способна влиять на ребёнка своим примером» [Тихомирова, 2008: 63]. «Если ребёнку в раннем детстве не читали книжек, если дома у него книг нет и родители предпочитают иные занятия в свободное время, нежели чтение книг, то откуда же взяться любви к книге?» - задаётся вопросом психолог Карташова Н. [Карташова, 2008:43].
Не будем вдаваться в подробный анализ того, что читают мамы и папы современных школьников, отметим только, что сами дети, безусловно, читают всё меньше. У части современных школьников отмечается узкий круг эстетических интересов, деформация нравственных и эмоциональных качеств, низкий культурный уровень, в то время как «привычка к постоянному чтению серьёзной литературы гармонирует личность, закладывает позитивное отношение к жизни» [Алексеева, 2004: 67]. Анализируя их читательские интересы, можно отметить, во-первых, явное стремление к развлекательной литературе и, во-вторых, снижение интереса к литературе классической. Современные подростки питают особую склонность к приключениям, их увлекает детектив, фэнтези, мистика, которые ценятся ими за увлекательный сюжет, при этом остаются незамеченными и малозначимыми художественные достоинства произведения (язык, стиль, изобразительные средства, лирические отступления, пейзажные зарисовки и т.д.). Не секрет, что массовая литература нередко навязывает детям ложные ценности, уводя от реальности, стирая границы добра и зла. «Агрессивный, разрушительный потенциал этих произведений явно противоречит созидательной направленности классической литературы, сбивает читателя с толку, отравляет вкус, заставляет облегченно смотреть на жизнь, вносит в сознание детей сумятицу представлений» [Тихомирова, 2005:31] Литературный текст, изучаемый на уроке, они рассматривают как материал для выполнения заданий учителя, а читаемые по собственному выбору книги считают лишь средством развлечения. Но чтение не развлечение, а «интимный процесс воспитания собственной души, требующий от человека большой работы ума и сердца, переживания, осмысления, поиска ответов на поставленные автором вопросы. Читающий человек – мыслящий человек» [Максимова, 2002: 190]
Чтение же научно-популярной литературы ведёт к информированности, иногда поверхностной эрудированности, но не формирует собственных глубинных мыслей, лишено души. А ведь настоящий читатель – это человек, «воспринимающий художественное произведение не только рассудком, но и всем богатством сложных чувств утончённой души» [Дегтева, 2007: 39].
В центре внимания школьного курса литературы в старших классах чтение, первоначальное знакомство, а затем углубленное восприятие, осмысление, интерпретация художественных произведений. Однако ученики, не утруждая себя прочтением полного текста (особенно эпического), всё чаще обращаются к кратким пересказам, которые Д.Пеннак называет «брикетами замороженной культуры» и которыми, к несчастью, переполнен современный книжный рынок, фрагментарным выдержкам, предлагаемым Интернетом. Сочинения копируются из многочисленных сборников или Интернета, а собственное мнение, индивидуальная исследовательская работа подменяются либо цитированием критической литературы, либо, что ещё хуже, готовыми чужими работами, скаченными из того же Интернета. Работа души и сердца заменяется техническим процессом. В результате происходит разрыв между жизненным, нравственным, читательским опытом ученика и содержанием и формой изучаемых произведений: всё чаще современный десятиклассник не понимает отчаянного поступка Катерины А.Н.Островского, не прельщается «мыслью семейной» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир», не может понять причины тягостных раздумий и душевных мучений Раскольникова. «Изучение литературы, как и сам урок литературы, оказались оторванными от реального чтения и интересов детей и подростков» [Тихомирова, 2005: 29]. А ведь именно творчество писателей XIX века характеризуется ярким конструктивным началом, созидающей направленностью, их произведения учат думать, любить жизнь во всех её проявлениях, уважать человека.
Исследователи отмечают, что существующая система литературного образования вызывает у детей негативизм к чтению, т.к. «учит не читать, а «прорабатывать» литературу» [Тихомирова, 2008: 63]. В сложившейся ситуации важно найти такие методы, приемы и средства, которые бы в наибольшей мере способствовали формированию и воспитанию устойчивого интереса к чтению, совершенствованию литературных способностей школьников.
Литература имеет громадное воспитательное значение, играет уникальную роль в процессе формирования творческого потенциала и духовных личности. Эту мысль постоянно подчёркивали ведущие методисты. По мнению В.К.Маранцмана, обогащая чувства и воображение читателя-школьника, добиваясь глубины понимания литературных произведений и мотивированных оценок их содержания и формы, учитель литературы призван сформировать ценностные ориентации ученика, его отношение к родине, общественному долгу, труду, семье, религии, любви, слову, природе, собственной личности. Поэтому Г.И.Беленький предлагает прежде всего добиться определенного уровня начитанности школьников, заронить и развить у них интерес (а в идеале любовь) к литературе, сформировать необходимые знания и умения, помогающие вникнуть в творения писателя, а через них в литературу как носительницу духовных и эстетических ценностей. [Беленький, 2003: 27]
Цели и задачи литературного образования сегодняэто воспитание интереса к чтению, повышение общей и читательской культуры учащихся, осмысленное отношение к общечеловеческим и национально-культурным ценностям, воплощенным в художественных произведениях отечественной и зарубежной литературы, наконец, формирование на этой основе высокой нравственности, эстетического вкуса, культуры речи и общения [Левицкая, 2006: 43] Ещё Рыбникова подчёркивала, что задача учителя - научить читать художественную книгу, научить ценить литературу как искусство.
Поэтому приобщение учеников к русской литературе, формирование культуры чтения и развитие литературных способностей школьников - главная задача уроков литературы сегодня.
В настоящее время произошла смена модели чтения: современные школьники всё больше тяготеют к медиатестам в электронном формате, общение с печатными текстами заменяется на контакт с Интернетом. Современный школьник все активнее осваивает аудиовизуальную культуру, книга превращается в некий анахронизм. Как заставить подростка прочитать объёмный роман, когда он привык к визуальному восприятию действительности, зрелищному и менее трудоёмкому? Один из предлагаемых выходов – использование современных информационных технологий. Изучение литературных произведений с привлечением современных технических средств, бесспорно, способствует активизации читательского интереса подростков. «В условиях резкого ослабления авторитета литературы в мире в целом визуальные искусства выходят на первый план» [Гутов, 2007: 25].
Одним из направлений информационных технологий является использование аудио- и видеосредств, поэтому наряду с ними говорят об аудиовизуальных технологиях обучения, в которых «значительная часть управления познавательной деятельностью учащихся осуществляется с помощью специально разработанных аудиовизуальных учебных материалов» [Селевко, 1998: 118].
Литература, сама являясь синтетическим видом искусства, успешно и разнообразно взаимодействует с другими видами искусства, эффект от чего переоценить трудно: обращение к живописи, музыке, киноискусству помогает более глубокому постижению литературного явления и художественного произведения, а также способствует общему эстетическому развитию школьника, пониманию им сложного языка других искусств. «именно искусство позволяет личностно присвоить потенциал культуры и влиять на сознание и поведение учеников школы» [Маранцман, 2003: 24] Отвечая нуждам современной педагогики в развитии личности, применение информационно-коммуникационных технологий расширяет спектр методов и форм проведения занятий с учащимися. Интернет, виртуальный мира компьютера (объединяющий черты практически всех традиционных средств массовой коммуникации) помогает исправить, например, такие существенные недостатки традиционного образования как одностороннее, изолированное друг от друга изучение литературы, музыки или живописи, обособленное рассмотрение формы (так называемых «выразительных средств») и содержания при анализе конкретного произведения. Очевидно, учитель литературы в современных условиях должен активнее использовать визуальность на уроке, не отказываясь, разумеется, от слова классики. При этом учитель «является посредником между художником и читателем-учеником, организуя процесс чтения-переживания, познания» [Айзерман, 2005: 28]
Другим органичным новым средством на уроках литературы являются звуковые пособия, т.к. выразительное чтение, работа над интонационно-смысловой структурой текста важнейшие приемы в методике литературы, ступенька в воспитании чувств. Особенно важно слышать в исполнении актера или автора лирические стихотворения, т.к. профессиональный характер исполнения позволяют четче проявить особенности художественного стиля произведения. Голосом, тембром, интонациями он позволяет подчеркнуть особую красоту звучания, своеобразие ритма, сложную гамму переживаний, составляющих эмоциональное содержание произведения. Те изобразительно-выразительные средства, которыми писатель воздействует на воображение читателя, актер усиливает своими специфическими приемами, возможностями, делая воздействие на читателя-слушателя более объемным, многомерным. Вопросы и задания к прослушанному тексту дополняют вопросы и задания к прочитанному тексту, помогая школьнику более объемно, многогранно представить себе и героев, и художественное своеобразие литературного произведения.
Сконцентрировать внимание учащегося на главном поможет работа с качественной иллюстрацией, помогающей выделять из текста наиболее важные сцены и эпизоды. Книжная иллюстрация – это особый раздел изобразительного искусства, она является «дополнительным средством установления связей между читателем и художественным текстом» [Ладыгин, 2008: 35]. Современный школьник привык к высокому качеству картинки, поэтому старые, потерявшие привлекательность наглядные пособия по литературе, которыми обладает школа, теряют свою актуальность, не выдерживая конкуренции с современными носителями информации: CD-дисками и Интернетом. Не все старшеклассники в силу индивидуальных особенностей психики способны легко и быстро перевести словесный текст в образы, работа с иллюстрацией интенсифицирует этот процесс. При выборе иллюстраций нужно обратить внимание не только на их качество, но и на то, насколько полно они соответствуют замыслу писателя.
При сопоставлении произведения живописи с искусством слова на уроках литературы речь идет, конечно, не о точных сходствах, а о близости в ощущении жизни, в видении окружающего мира, в подходах к его изображению.
Экранизация - это тоже важный аспект разговора о литературе. Киноэкранизация – это перевод литературного произведения на язык другого вида искусства. В старших классах, когда объем текста значительно возрастает, видеоматериал может стать тем спасительным мостиком, который ведёт к формированию литературных читательских способностей. Конечно, кинофильм может дать представление о книге, но не заменяет литературное произведение, т.к. литература предполагает активное участие читателя в осмыслении текста, его «соавторство», а киноискусство предлагает зрителю уже готовую интерпретацию характеров и идейного звучания произведения.
Не менее тесные связи существуют между литературой и музыкой, у них много общих точек соприкосновения. Песни, романсы, оперы, как жанры музыкальные немыслимы без литературного текста - неотъемлемой составной их части, «причем литературная составляющая в таких жанрах не менее важна, чем музыкальная, мелодическая» [Ладыгин, 2008: 35]. Музыкальные произведения или отрывки из них, предлагаемые создателями мультимедийных хрестоматий и учебников, могут быть использованы для создания эмоционального фона на уроках, а также в качестве сюжетной основы для творческих работ на уроках развития речи, для создания соответствующего эмоционального настроя в начале урока или в процессе звучания литературного текста. При этом можно ожидать более чуткого отношения школьников к слову, звуку, цвету, своим и чужим эмоциональным переживаниям, развитие мышления, воображения и речи школьников. «Искусство слышать и видеть жизнь вокруг себя и внутри себя это искусство чувствовать и сочувствовать» [Назарова, 2003: 26].
Нынешние школьники с лёгкостью осваивают новые информационные технологии, общаются друг с другом посредством электронной почты, знакомятся через Интернет. Визуальный ряд, дополняющий ряд словесный и предлагаемый мультимедийными учебниками, различными CD и сетью Интернет, позволяет сосредоточить и удерживать внимание учеников в течение всего урока, учитывать некоторые психологические особенности восприятия подростков (словесное воздействие не для всех учеников является сильным стимулятором, т.к. они в разной степени наделены способностью воображения). При этом неудачно отобранная учителем наглядность или не к месту использованная на уроке может отбить желание продолжать знакомство с произведением. Однако подкрепление воздействие текста воздействием визуального ряда с применением ИКТ, т.е. адекватного мировосприятию современных школьников, ведёт к повышению эффективности обучения.
Виртуальные увлечения современного школьника должны быть использованы педагогами при решении образовательных задач, могут стать мощным импульсом для интеллектуального, эмоционального и личностного развития ученика, сформировать интерес к литературе и чтению при условии предшествующей серьёзной работы, направленной на формирование у учащихся навыков грамотного читателя, его информационной культуры, иначе всё может превратиться в забаву, только отдаляющую ребёнка от литературы и чтения.
Литература
Айзерман, Л.С. Поэзия без стихотворений и стихотворения без поэзии Литература в школе № 3 2005 Стр. 28-30
Алексеева, Т.В. Роль литературы в духовном оздоровлении личности // Школьная библиотека. – 2004. - №3. – С.66-69
Беленький, Г.И. «Информбомбёжка» или изучение? //Литература в школе № 9 2003 стр. 26-29
Гутов, А. О словесном и визуальном в обучении. //Литература в школе №9 2007 стр. 25 – 26
Дегтева, Л. Как воспитать талантливого читателя // Библиополе №6 2007 С. 39-41
Калганова, Т.А. Содержание гуманитарного образования. Решение и проблемы нашего времени. //Литература в школе № 10 2003 Стр. 21- ????
Карташова, Н. Вместе с книгой мы растём: Психологическое исследование // Школьный психолог (ПС). – 2008. - №12. – С.42-43
Ладыгин, М.Б. Литература и другие виды искусства // Образование в современной школе. № 9 2008 С. 34-38
Левицкая, Г.Н., Константинова, И.В. Викторина как приём активизации внимания учащихся при чтении художественного произведения. //Литература в школе №3 2006 стр. 43-45.
Максимова, С.И., Кузнецова, О.В. Электронная литература как средство приобщения ребёнка к книге и чтению// Школьные технологии №2 2002 С. 190-195.
Маранцман, В.Г. Цели и структура курса литературы в школе //Литература в школе №4 2003 стр. 21-24
Назарова, Л.В. Роль учителя-филолога в формировании представлений школьников о внутренних связях литературы и музыки. //Литература в школе №2 2003 Стр. 23-26
Пеннак, Д. Помочь ученику открыть в себе читателя // Первое сентября. – 2007. - №13-14. – С.19-20
Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256с.
Тихомирова, И.И. О модели чтения, ведущей к жизни //Литература в школе № 2 2005 стр. 29 – 32
Тихомирова, И.И. Детское чтение: тенденции и противоречия //Школьная библиотека №3 2008 С. 62-66
Тихомирова, И.И. Культура чтения в контексте российских традиций// Школьная библиотека № 2 2006 С. 27-32
Федоров, А.В. От чтения книг – к чтению медиатекстов //Школьная библиотека №4 2005 С. 30-33
Целикова, Е.И. Чтение – патриотическое дело //Литература в школе №1 2004 С. 23-25
Чудинова, В.П., Голубева, Е.И., Михайлова, А.И. и др. Дети и библиотеки в меняющейся медиасреде. – М.: Школьная библиотека, 2004. – 336с.








13PAGE 15


13PAGE 14115




15