Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку для учащихся 1-4 классов.
Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку
для учащихся 1-4 классов.
I. Правила правописания
1. Заглавная буква, точка в конце предложения.
Выпиши предложение правильно. Поставь в конце точку.
Подчеркни заглавную букву и точку.
Делай так: Птицы улетели.
2. Заглавная буква в имени собственном.
Запомни: фамилии, имена, отчества людей, клички животных, названия стран, городов, деревень, улиц, рек, пишутся с большой буквы.
Например: Аня, Лена, Коля - имена;
Мурка, Дружок, Рекс - клички;
Москва, Саратов, Энгельс - названия городов;
Иванов Сергей Петрович-фамилия, имя, отчество.
Составь и запиши предложение со словом, в котором допущена ошибка.
3. Гласные и согласные звуки и буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём гласные и согласные буквы.
Делай так: ученик, звонок.
4. Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Делай так :у|чи|тель – 3 слога
5. Перенос слов.
Раздели слово чёрточками для переноса.
Запиши ещё два слова и правильно перенеси их, напиши два слова, которые переносить нельзя.
Делай так: осиґ-на, учиґ-тель, ма – ши – на, Оля, Юля /переносить нельзя!/
6. Приставки в словах.
Запомни: приставка - часть слова. Она пишется слитно.
Напиши слово верно. Придумай и запиши еще два слова с приставками.
Делай так: приехал, заехал, уехал.
7. Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно, выдели приставку. Запиши еще два слова с этой приставкой.
Делай так: полетели, побежали, потянули.
8. Предлоги со словами.
Запомни: предлог - это отдельное слово. Это часть речи. Предлог со словами пишется раздельно. Не смешивай приставку с предлогом.
У глаголов нет предлогов.
Лодка отплыла от берега.
Напиши слово вместе с предлогом. Докажи раздельное написание предлога со словом.
Делай так: у дома, у (какого?) дома, у большого дома.
9. Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Делай так: алфавиґт, аґзбука, портфеґль, щавеґль.
10. Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
Делай так: звонок, ученик.
11. Слово из словаря.
Напиши слово три раза.
Делай так: моркоґвь, моркоґвь, моркоґвь.
12.Гласные в сочетаниях: жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Выпиши слово. Запиши ещё два слова на этот правило.
Делай так: чижи, жизнь, машина;
туча, чай, чайка.
13. Ь на конце и в середине слова.
Выпиши слово правильно. Придумай и запиши еще два слова на это правило, подчеркни Ь и согласную перед ним.
Делай так: ель, день, пень;
пальто, мальчик, коньки.
14. Разделительный Ь знак.
Запомни: разделительный Ь знак пишется после согласной перед гласными И, Е, Ё, Ю, Я.
Выпиши слово правильно. Запиши еще два слова на это правило. Подчеркни три буквы-согласную, Ь и гласную.
Делай так: платье, деревья, семья;
15. Разделительный Ъ знак.
Запомни: разделительный Ъ знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед корнями, начинающимися с гласных Е, Ё, Ю, Я.
Выпиши слово правильно. Запиши еще два слова на это правило. Покажи приставку, подчеркни согласную в приставке и гласную, с которой начинается корень.
Делай так:подъезд, объяснил, съёмка.
16. Ь на конце существительных после шипящих.
Запомни: Ь пишется на конце существительных ж.р., 3 склонения.
Выпиши слово правильно. Определи род и склонение, запиши два слова с этой орфограммой.
Делай так: дочь, ночь, речь (ж. р., 3 скл.);
луч ,шалаш , врач (м.р., 2 скл.).
17.Сочетания –ЧК-, -ЧН-, -НЧ-, -НЩ-, -ЩН-
Запомни: –ЧК-, -ЧН-, -НЧ-, -НЩ-, -ЩН- пиши без мягкого знака.
Выпиши слово правильно, подчеркни сочетания, запиши еще два слова с этой орфограммой, выдели её.
Делай так: дочка, речка, мощный
18.Суффиксы – ЕК-, -ИК-.
Запомни: чтобы правильно писать суффиксы –ЕК- и –ИК-, надо изменить (просклонять) слово. Если гласная выпадает (является беглой), то в суффиксе пишется буква Е; если гласная не выпадает – то И.
Выпиши слово правильно, измени слово, выдели орфограмму.
Делай так: кусочек– кусочка,
мостик – мостика.
19. Безударная проверяемая гласная в корне слова.
Запомни: безударные гласные в словах пишутся так же, как и ударные.
Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, подчеркни проверяемую гласную, напиши проверочное слово.
Делай так:волнаґ- воґлны.
20. Звонкие и глухие согласные в корне слова.
Запомни: чтобы проверить парную по глухости-звонкости, подбери однокоренное слово или измени слово так, чтобы после этой согласной была гласная или сонорная.
Выпиши слово грамотно. Подбери проверочное слово. Выдели в нем корень. Подчеркни букву, в которой допущена ошибка.
Делай так: зуб-зубы, зубной.
21. Непроизносимые согласные.
Запомни: в словах лестница, праздник, чувство непроизносимая согласная не проверяется.
Выпиши слово, подбери проверочное слово, подчеркни орфограмму.
Делай так: грустный - грусть.
22. Правописание безударных окончаний имен прилагательных.
Запомни: для определения окончания прилагательного надо знать его род и падеж. Это определи по существительному.
Кроме того, окончание прилагательного можно определить по вопросу, который задается от существительного. В этом случае надо хорошо знать родовые окончания имен прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с тем существительным, к которому оно относится. Выдели окончание. Докажи окончание имени прилагательного.
Делай так: к дальнему лесу, к лесу (какому?) дальнему (м.р., Д. п.).
23. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
Запомни: для определения окончания существительного нужно знать склонение и падеж.
Падеж
Вспомогательное слово
Вопросы (в скобках смысловые)
Предлоги
Именительный падеж
есть
кто?что?
-
Родительный падеж
нет
кого?чего?(чей?из чего?откуда?)
вокруг, около,позади,впереди, возле, после, прежде, у, для, кроме, до, с (со), без, от, из, из-за, из-под
Дательный падеж
дать (рад)
кому?чему?(где?)
благодаря,вопреки,к (ко),по
Винительный падеж
вижу
кого?что?(куда?)
в (во), на,за,по,под (подо), про,об (обо), сквозь, через,
несмотря на
Творительный падеж
любуюсь
(горжусь)
кем?чем?(где?когда?)
с (со), под, над, за, между, перед,
согласно с, в связи с
Предложный падеж
думаю(говорю)
о ком?о чём?(где?как?какая?)
о, об (обо), в (во), на, при
Падеж
Вопросы (в скобках
1-е скл.
2-е скл.
3-е скл.
мн.число
смысловые)
ж.р.м.р.-а-я
ж.р.-ия
м.р.
·ср.р-о-е
м.р.
-ийср.р
-ие
ж.р.ь
·
все склонения
ср.р.-ие
Именительный падеж
кто?что?
ая
я
· о е
ий
·е
·
а яи ы
я
Родительный падеж
кого?чего?(чей?из чего?откуда?)
ыи
и
аяо е
я
и
овевей
·
ий
·
Дательный падеж
кому?чему?(где?)
е
и
ую
ю
и
амям
ям
Винительный падеж
кого?что?(куда?)
ую
ю
о еа я
·
яе
·
а яи ыейов ев
я
Творительный падеж
кем?чем?(где?когда?)
ойейоюею
ей
омемём
ем
ю
амиями
ями
Предложный падеж
о ком?о чём?(где?как?какая?)
е
и
е
и
и
аяях
ях
24. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь глагол в неопределенную форму. Посмотри на гласную перед - ТЬ. Определи спряжение глагола и напиши нужную гласную. В глаголах I спряжения в окончании встречаем Е, в глаголах II спряжения - И
Делай так: пишет – писать (I спр.) - е;
смотрит - смотреть (II спр) - и (искл.).
Спряжение глаголов
Лицо
I спряжение
II спряжение
ед.ч.
мн.ч.
ед.ч.
мн.ч.
1-е
У(Ю)
ЕМ
У(Ю)
ИМ
2-е
ЕШЬ
ЕТЕ
ИШЬ
ИТЕ
3-е
ЕТ
УТ(ЮТ)
ИТ
АТ(ЯТ)
Неопр. форма
Все глаголы на ТЬ, ЕТЬ, АТЬ, ОТЬ, УТЬ, кроме исключений, + брить, стелить.
Все глаголы на ИТЬ, кроме исключений, + гнать, держать, дышать и слышать, зависеть, видеть, ненавидеть, а ещё смотреть, вертеть, и обидеть, и терпеть.
Запомни: Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.
25. Ь в неопределенной форме глагола.
Запомни: Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ТЬСЯ, если в вопросе есть Ь.
Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ЧЬ всегда.
Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши еще одно слово с этой орфограммой.
Делай так: пытаться (что делать?), уґчится (что делает?), беречь, стеречь.
26.Соединительные гласные в сложных словах.
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши одно слово с этой орфограммой.
Делай так: водовоз, самолет.
27.НЕ с глаголом.
Запомни: не с глаголами пишется раздельно, кроме тех слов, которые без НЕ не употребляются: нездоровится, негодовать и др.
Выпиши глагол с НЕ. Запиши два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
гл. гл.
Делай так: не_пришел, не_выучил.
28.Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа.
Запомни: глаголы 2-го лица единственного числа пишутся с Ь на конце слова.
Выпиши глагол правильно. Выдели окончание. Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой.
Делай так: пишешь (2-е лицо, ед.ч.), решаешь (2л., ед.ч.), читаешь (2л., ед.ч.)
29.Правописание Ы-И после Ц.
Запомни:
Часть слова
Ы
И
Корень
Только в исключениях: ЦЫГАН на ЦЫПОЧКАХ ЦЫКНУЛ ЦЫПЛЁНКУ: "ЦЫЦ! "
Во всех случаях, кроме исключений. Например: цИнк, цИфра, акацИя.
Суффикс, окончание
Во всех случаях. Например: куницЫн, птицЫ.
НИКОГДА
Выпиши слово правильно. Определи часть слова, в которой допущена ошибка, выдели орфограмму, запиши ещё два слова.
Делай так: птицы, куницы, улицы.
30.Правописание О-Ё после шипящих и Ц.
Запомни:
Часть слова
О
Е-Ё
Корень
1. Без ударения.Например: шОколад.2. Исключения.Я услышал ШОРОХ на КРЫЖОВНИКЕ и порвал ШОВ на КАПЮШОНЕ и ШОРТАХ. ЧОКНУТЫЙ ЧОПОРНЫЙ ШОРНИК был в ШОКЕ. ОБЖОРА устроил ПОДЖОГ и получил ОЖОГ. (глаг.-поджЁг)
1. Под ударением.Например: шЁлк.2. Однокоренные слова.Например: шелковистый
Окончания имён сущ. и прилаг.Суффиксы имён сущ. и прилаг., и нареч., обр. от сущ.
Под ударением.Например: большоґго, врачоґм, галчоґнок, камышоґвый, хорошоґ.
Без ударения.Например: боґльше