Дополнительная общеобразовательная программа Волшебные узелки
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Бокситогорский центр дополнительного образования детей»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
протокол педагогического Совета Директор
от 30.08.2013 № 1 МБОУ ДОД «БЦДОД»
____________ Овчинникова И.В.
ОБСУЖДЕНО приказ от 30.08.2013 г. № 81
протокол методического Совета
от 31.08.2013 № 1
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
«Волшебные узелки»
Возраст детей: 12;17 лет
Срок реализации программы: 2 года
Автор:
Гладышева Н.В., педагог дополнительного образования
г. Пикалёво
2012
Структура программы
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc409036331" 141.Пояснительная записка 13 PAGEREF _Toc409036331 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc409036332" 141.1 Направленность программы. 13 PAGEREF _Toc409036332 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc409036333" 141.2 Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность. 13 PAGEREF _Toc409036333 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc409036334" 141.1 Цель и задачи программы. 13 PAGEREF _Toc409036334 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc409036335" 141.2 Форма проведения и режим деятельности. 13 PAGEREF _Toc409036335 \h 1461515
13 LINK \l "_Toc409036336" 141.3 Ожидаемые результаты и способы их проверки. 13 PAGEREF _Toc409036336 \h 1461515
13 LINK \l "_Toc409036337" 141.4 Основные формы диагностики и контроля. 13 PAGEREF _Toc409036337 \h 1481515
13 LINK \l "_Toc409036338" 141.5 Основные формы фиксации результатов. 13 PAGEREF _Toc409036338 \h 1481515
13 LINK \l "_Toc409036339" 142. Учебно-тематический план. 13 PAGEREF _Toc409036339 \h 1491515
13 LINK \l "_Toc409036340" 143.Содержание программы . 13 PAGEREF _Toc409036340 \h 14101515
13 LINK \l "_Toc409036341" 144.Методическое обеспечение программы. 13 PAGEREF _Toc409036341 \h 14131515
13 LINK \l "_Toc409036342" 145.Список литературы для педагога. 13 PAGEREF _Toc409036342 \h 14151515
13 LINK \l "_Toc409036343" 146.Список литературы для детей 13 PAGEREF _Toc409036343 \h 14151515
15
1.Пояснительная записка
1.1 Направленность программы.
Направленность индивидуальной программы дополнительного образования по курсу «Волшебные узелки» - художественная, направление – декоративно-прикладное.
1.2 Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Главная проблема детей с ограниченными возможностями заключается в нарушении их связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей. Дети, имеющие инвалидность, могут быть также способны и талантливы, как и их сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу им мешает неравенство возможностей. Дети-инвалиды не пассивные объекты социальной помощи, а развивающиеся личности, которые имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве. Социализация должна происходит в микросоциуме (семья) и в макросоциуме (общество).
В процессе занятий происходит развитие двигательных умений и навыков, развитие мелкой моторики, координированных движений рук, развитие зрительно-моторных координаций. Психологическая сущность этой работы заключается в формировании познавательных и социально значимых мотивов трудовой деятельности, что способствует подготовке к жизни, к выбору профессии. Достижение подобного единства представлений и трудовых навыков необходимо, поскольку оно лежит в основе гармонической социализации ребенка с проблемами в развитии.
Фриволите - это простой и доступный вид искусства.
А что может быть изящнее кружева, которым можно украсить любую одежду и предметы быта. Используя работу в технике фриволите, можно организовать увлекательный процесс развития индивидуальных возможностей и индивидуально художественных особенностей. На это ориентирует программа занятий.
Занятия по фриволите помогут ребёнку реализовать свои идеи в изготовлении одежды для кукол, для себя, изделий для дома. А так же способствуют развитию индивидуальных особенностей в овладении способами плетения в технике фриволите, работе с материалом и инструментами.
На занятиях кружевоплетением развивается творческое начало. Обучающаяся имеет возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость сделанных своими руками различных работ. Занятия по данной программе способствуют трудовому и эстетическому воспитанию, расширению кругозора, профессиональной ориентации на профессии связанные с дизайном. Обучаясь по данной программе, ребёнок развивается интеллектуально, эмоционально. Работа с челноком способствует развитию мелкой моторики рук. Обучение по данной программе тесно связано с народным творчеством, поэтому в программу включены беседы об истоках возникновения кружева. Подобные беседы обогащают знания ребёнка об истории своей страны и вызывают интерес к прошлому.
Плетение челноком не сложно и увлекательно. Этим рукоделием можно заниматься в любых условиях. Оно не требует специально оборудованного места. На занятиях ребёнок отдыхает, получая определенную эмоциональную разгрузку, т.к. плетение успокаивает нервную систему, снижает стрессы, что особенно актуально для детей с ограниченными возможностями
Занятия кружевоплетением, это не только развитие мелкой моторики, но и получение первоначальных трудовых навыков. Будучи взрослыми эти девочки смогут, опираясь на полученные в детстве навыки, легко приобрести специальность и приносить пользу обществу.
Поэтому с уверенностью можно сказать, что занятия по данной программе помогут ребёнку с ограниченными возможностями, дадут толчок развитию детского творчества, фантазии, трудолюбия.
1.1 Цель и задачи программы.
Цель: развитие социально адаптированной личности обучающегося, способного к творческому самовыражению через овладение приемами плетения узлов фриволите.
Задачи:
Образовательные:
Формировать знания, умения, навыки по плетению изделий различной сложности в технике фриволите.
Закрепить полученные знания на занятиях в творческой практике.
Расширить кругозор.
Формировать знания профессиональной ориентации по профессиям связанным с дизайном.
Развивающие:
Развивать эстетический вкус.
Развивать творческое мышление, воображение, наблюдательность, память и внимание.
Развивать творческие способности.
Развивать глазомер, мелкую моторику рук.
Побуждать к творческому поиску и активной творческой деятельности.
Воспитательные:
Воспитать уважения к труду и стремление к красоте.
Воспитать усидчивость, аккуратность, терпение.
Воспитать уважение и любовь к древним промыслам, интереса к истории своей страны.
1.2 Форма проведения и режим деятельности.
Индивидуальные занятия; 2 занятия по 45 минут, с 10 минутным перерывом; 1 раз в неделю.
1.3 Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Предметные результаты:
После 1 года обучения обучающиеся овладевают
Знаниями:
Истории происхождения техники фриволите.
Основных инструментов и способов их применения.
Терминов «прямой и обратный узел», «пико», «кольцо», «дуга», «пико соединительное».
Основных приёмов плетения.
Умениями:
Читать и работать по простейшим схемам.
Самостоятельно плести 1 и 2 челноками.
Самостоятельно выполнять соединение.
Метапредметные и личностные результаты:
В результате освоения программы обучающиеся будут способны:
Организовывать свое рабочее место под руководством педагога.
Определять цель и план выполнения задания на занятии и в жизненных ситуациях под руководством педагога.
Находить нужную информацию в литературных источниках.
Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».
Проявлять уважение к своему народу, к своей родине.
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Предметные результаты:
После 2 года обучения овладевают
Знаниями:
Истории появления «фриволите» в России.
Терминов «прямой и обратный узел», «пико», «кольцо», «дуга», «пико соединительное», «ножка», «сцепка», «трёхлистник».
Правил техники плетения по схемам средней сложности
Умениями:
Читать и работать по схемам средней сложности.
Самостоятельно выполнять небольшие изделия в технике фриволите.
Самостоятельно исправлять «прямой» и «обратный» узлы.
Метапредметные и личностные результаты:
В результате освоения программы обучающиеся будут способны:
Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным педагогом.
Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Принимать участие в выставках, конкурсах, проводимых на уровне ОУ, города, района, области.
1.4 Основные формы диагностики и контроля.
Наблюдения во время занятий.
Конкурсы и выставки.
1.5 Основные формы фиксации результатов.
Дневник «мои достижения».
Дневник моих достижений ( для 1 года)
Ф. И.
умения
Я могу сделать это самостоятельно.
Мне нужна помощь или подсказка.
Сплести дугу
Сплести кольцо
Соединить дугу с кольцом
Плести по схеме
Дневник моих достижений ( для 2 года)
Ф. И.
умения
Я могу сделать это самостоятельно.
Мне нужна помощь или подсказка.
Исправить прямой узел.
Исправить обратный узел
Читать схему
Выполнить небольшое изделие
2. Учебно-тематический план.
1 год обучения
№
Наименование темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1.
Путешествие в мир кружева.
2
2
2.
Цветоведение.
2
1
1
3.
Плетение дуги.
6
1
5
4.
Плетение колец.
8
1
7
5.
Выполнение простейших узоров схематичного хар-ра.
12
2
10
6.
Плетение простейших цветов по стандартной схеме.
12
2
10
7.
Плетение бабочки составление композиций.
10
2
8
8.
Плетение однорядного мерного кружева.
20
4
16
ИТОГО:
72
15
57
2 год обучения.
№
Наименование темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1.
Путешествие в мир кружева.
1
1
2.
Плетение новогодней композиции.
45
6
39
3.
Плетение салфетки из простых мотивов.
26
3
23
ИТОГО:
72
10
62
3.Содержание программы .
1 год обучения.
1. Путешествие в мир кружева. Теория. Беседа «Эти изящные кружева», об истории возникновения фриволите, знакомство с инструментами для работы и техника безопасности. Практика. Игра-викторина « Подбери пару»
2. Цветоведение. Теория .Знакомство с различными цветами и оттенками. Практика. Игры на знание цветов и оттенков.
3. Плетение элемента «Дуга». Теория. Беседа «Значение дуг в изделии», подготовка материалов. Практика. Научить детей плести узел «фриволите», плетение двумя челноками разного цвета. Все движения обеих рук осуществляются в плоскости параллельно груди. Челнок остаётся в одном положении, между большим и указательным пальцами правой руки, и никогда не перехватывается.
4. Плетение кольца и полукольца. Теория. Беседа «могут ли изделия состоять только из колец», подготовка материалов. Практика. Кольцо выполняется одним челноком. После того, как будет сплетено , необходимое количество узлов создаётся кольцо. Для этого выполняют следующие операции:
- снять рабочую нить с пальцев левой руки;
- указательным и большим пальцем зажимают узлы;
- правой рукой затягивают воздушную часть нити, пока не образуется кольцо.
Выполнение образца «дуга-кольцо», знакомство с графическим изображением этого образца, обучение на нитях разных цветов. Выполнение пико на дугах и кольцах. Знакомство с видами пико. Декоративное пико- из одинарной нити – образуется между 2-мя узлами, и располагается выше их.
Соединительное пико предназначено для соединения элементов и мотивов. Знакомство с открытым и закрытым пико. Выполнение пико в образце «дуга-кольцо». Знакомство с графическим изображением этого образца. Соединение элементов, выполнение сцепки,
5. Выполнение простейших узоров схематического характера. Теория. Повторение правил по технике безопасности, просмотр иллюстраций, разбор условных обозначений. Практика. Плетение образца по схеме №1. Дуга из 5-ти узлов в чередовании с простейшими кольцами. Плетение образца по схеме №2. Чередование простых колец с более сложными дугами. Плетение образца по схеме №3. плетение одним челноком четырёх лепесткового цветка. Знакомство с графическим изображением. Умение читать и переписывать схемы. Плетение по схеме №4. Плетение шестилистника с дугой. Научить прятать концы нитей в готовом изделии. Плетение образца по схеме №5. Плетение прошивки по схеме. Особенности плетения заключается в том, что при начале плетения кольца изделия следует перевернуть, а длина «нитки» должна быть равна радиусу кольца.
6. Плетение цветов. Теория. Показ готовой композиции, рассмотрение и изучение цветов. Выявить какие цветы состоят их 2-х, 3-х, 4-х рядов. Знакомство и разбор схем. Практика. Запись схем. Плетение цветов. Подбор лучших готовых цветков для композиции, их обработка.
7. Плетение бабочки. Теория. Знакомство со схемой изделия. Подготовка нитей, запись схем. Беседа о значимости изделия и его использования. Практика. Плетение бабочки по рядам, составление композиций.
8. Плетение однорядного мерного кружева. Теория. Знакомство с мерным кружевом. Просмотр журналов и книг с его изображением, беседа о значимости изделия. Подбор нитей, выбор кружева. Изучение и запись схем. Практика. Плетение однорядного мерного кружева, анализ выполненной работы.
год обучения.
1. Путешествие в мир кружева.
Теория.
Видио урок ( просмотр презентации « Чудо кружева» )
2. Плетение новогодней композиции.
Теория.
Беседа об истории празднования Нового года и традициях, просмотр иллюстраций, разбор схем каждого предмета композиции, подбор нитей и челноков.
Практика.
Зарисовка композиции, запись схем, плетение каждого предмета композиции по записанной схеме, оформление композиции, анализ.
3. Плетение салфетки из простых мотивов.
Теория.
Просмотр иллюстраций, фотографий и готовых изделий, подготовка оборудования, разбор схем каждого мотива.
Практика.
Запись схем, плетение мотивов по схемам, соединение мотивов между собой, сборка всех мотивов, обработка изделия, анализ проделанной работы.
4.Методическое обеспечение программы.
1 год обучения.
Раздел, тема.
Формы занятий.
Приёмы и
Методы.
Дидактический материал ТСО
Формы подведения итогов.
Путешествие в мир кружева.
Видиоурок
Объяснительно-иллюстративный.
Рассказ
Наглядные пособия, литература, ТСО диск
Викторина,
анкетирование.
Цветоведение
Игра
Частично-поисковый
Карточки
Наблюдение, анализ
Плетение дуги
Теоретическое, практическое.
Словесные, наглядные
Наглядные пособия
Анализ и оценка
Плетение колец
Теоретические, практические.
Словесные, наглядные
Наглядные пособия
Анализ и оценка
Выполнение простейших узоров схематичного хар-ра
Теоретическая, практическая
Объяснительно-иллюстративный
Литература, наглядные пособия
Выставка
Плетение простейших цветов по стандартной схеме
Теоретическое, практическое
Объяснительно-иллюстративный,
рассказ.
Литература, магнитофон,
Цветы(живые или искусственные)
Выбор лучших изделий
Плетение бабочки
Теоретическое, практическое
Объяснительно-иллюстративный
Беседа.
Литература, карточки, магнитофон
Составление композиции, оценка
Плетение однорядного мерного кружева
Теоретическое, практическое
Словесный, наглядный, частично-поисковый
Литература, схемы
Анализ, оценка, выставка.
2 год обучения.
Раздел, тема
Форма занятий
Приёмы и методы
Дидактический материал ТСО
Формы подведения итогов
Путешествие в мир кружева
Экскурсия, видиоурок
Словесные, наглядные.
Литература, фотографии, диск
Тестирование
Плетение простейших салфеток
Теоретическое, практическое
Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый
Литература, карточки схемы, наглядные пособия
Выставка, анализ и оценка.
Плетение новогодней композиции
Теоретическое, практическое
Объяснительно-иллюстративный, Частично-поисковый
Беседа.
Магнитофон, рисунки, учебные пособия
Составление композиции, оценка
Плетение простейшего воротника
Теоретическое, практическое
Словесные, наглядные.
Литература, наглядные пособия
Выставка анализ и оценка.
Плетение салфетки из простых мотивов
Теоретическое, практическое
Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый
Литература, наглядные пособия
Выставка анализ и оценка.
5.Список литературы для педагога.
Курбатская Н. С. Методика преподавания кружевоплетения фриволите. – М., 1993 – 20с.
КлейменоваТ.А. «Фриволите, ступени мастерства», - Санкт-Петербург: Паритет, 2008. – 237 c.: ил.
Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. – М.:просвящение, 1992.
Секунова Т.И. «Волшебные узоры», – М.: Дом печати. – 120 с.: ил.
Уткина Т. Фриволите. - М., ОЛМА-ПРЕСС, изд. Дом «Нева» 1998 – 236с.
Чикулаева Ю.А. Азбука фриволите. - Корона принт, 1999. – 64с. Ил.
6.Список литературы для детей
Куликова Л.Н. Воспитать себя. – М.: Просвещение, 1991
Курбатская Н. С. Вяжем кружево фриволите. – М., 1993 – 70с.
Уткина Т. Фриволите.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, изд. Дом «Нева» 1998 – 236с.
Чикулаева Ю.А. Азбука фриволите. - Корона принт, 1999. – 64с. Ил.
13PAGE \* MERGEFORMAT141615
Заголовок 1Заголовок 615