Создание благоприятных условий для взаимодействия с родителями. Как проводить родительское собрание.

Создание благоприятных условий для взаимодействия с родителями. Как проводить родительское собрание.
«Самое сложное в работе с детьми –это работа с их родителями».
Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.
Роль семьи в обществе несравнима по своему значению, ни с какими другими составляющими общества, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, его отношение к себе, своему здоровью. Но, тем не менее, школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь очень часто именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов.
Сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров.
Положительный результат зависит от контакта с семьёй учащегося. Именно в семье закладывается фундамент добра, порядочности, ответственности, а в школе эти качества развиваются. Помочь семье в воспитании и обучении детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание возможно в результате систематической, последовательно организованной работы.
Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам школы, класса.
Основными формами работы с семьёй в школе являются групповые и индивидуальные.
К индивидуальным формам можно отнести организуемые классными руководителями и учителями беседы с родителями по вопросам обучения и воспитания ребёнка, консультации, посещение семьи, что помогает лучше познакомиться с условиями жизни, в которых живёт ребёнок, материальным положением семьи, образом жизни, проверить режим дня ребенка. При посещении семьи педагог беседует с родителями об интересах и склонностях ребёнка, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. Посещая семьи и беседуя с родителями, учителя узнают о семейных традициях, о характере работы каждого члена семьи, выявляют, кто из членов семьи оказывает большее влияние на ребенка, ищут пути сотрудничества семьи и школы; уделяют большое внимание здоровью ученика.
Консультации могут быть тематическими. Их рекомендуется проводить в каникулярное время или после проведения всех занятий с детьми, чтобы педагог не был жестко ограничен во времени и мог свободно общаться с родителями. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Одной из форм взаимодействия семьи и школы является дневник ученика. Это письменная форма информирования родителей об успехах их детей, где выставляются оценки, делается запись учителями-предметниками о поведении, опозданиях на уроки и т.д.
Иногда даже телефонный разговор можно считать достаточно эффективной формой общения с родителями, если нет возможности личной встречи. Словом, для достижения положительного результата в работе, классному руководителю необходимо уметь выбирать нужную форму работы с семьей, исходя из ее индивидуальных особенностей.
К групповым формам работы с семьёй мы относим психолого-педагогическое просвещение родителей. Классные руководители школы используют такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции, лекции, встречи с учителями - предметниками, администрацией. К психолого-педагогическому просвещению родителей привлекают специалистов различных направлений.
Единство семьи и школы – эта тема всегда сложная, всегда актуальная, на эту тему нет готовых рецептов. Вопросов всегда возникает много, а ответов мало. Поэтому давайте поразмышляем на эту тему.
Если разграничить четко функции семьи и школы, то школа всегда должна была заниматься обучением, а семья – воспитанием ребенка. Но цель и школы, и семьи – развитие личности. Поэтому объединяет две разграниченные функции именно развитие личности, т.е. цель.
Школа не может заниматься чистым обучением. Это обучение безусловно должно быть воспитывающим. А семья, кроме воспитания, должна обеспечивать контроль обучения.
Надо сказать, что несмотря на то, что функции воспитания лежат больше на семье, родители, какими бы они не были добросовестными и как бы они не хотели блага своему ребенку, они могут многого не знать и не уметь в процессе воспитания.
А школа, педагоги-профессионалы, наверное, не имеют такого права – не знать и не уметь. Ибо педагогика – это наука о воспитании. Это наш профессионализм.
Все известные теоретики –педагоги, если они ставили цель помочь ребенку, обучали процессу воспитания родителей этих детей и считали, что без обоюдной помощи, без такой своеобразной двухсторонней атаки результаты хорошими не будут.
Поэтому в идеале школа не только должна помогать родителям в воспитании детей, особенно трудных, школа должна учить родителей.
Но это все в идеале, к которому несомненно надо стремиться.
Но жизнь всегда все корректирует. И мы можем делать только то, что можем.
Поэтому, наверное, сейчас школа и родители должны объединяться в том. Чтобы уберечь ребенка от негатива сегодняшнего времени.
Если дети не нужны ни школе, ни семье, то они просто попадают на улицу. А улица сегодняшнего дня – это насилие, разврат, наркотики, алкоголь, это деградация в лучшем случае, гибель – в худшем.
Поэтому сегодня совершенно необходимо говорить с родителями о досуге детей. (многие из вас с этим согласятся, судя по результатам анкеты).И наверное, инициативу на себя должна брать школа.
Если досуга контролируемого нет, то значит, ребенок целиком предоставлен улице со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Родители должны знать о положении в городе с малолетней проституцией, о статистике венерических заболеваний, о том, что наркомания практически не поддается лечению, что легче уберечь, чем вылечить.
Родители должны знать элементарные положения уголовного закона для подростков.
Не все наши родители образованны и грамотны. Да и образованные родители могут не интересоваться конкретными вещами.
Но школа, сталкиваясь с проблемами детей, для всех без исключения родителей должна давать своевременную исчерпывающую информацию, связанную с проблемами детства. Эту информацию должны получать и дети.
Конечно же, педагоги, которые каждый день находятся рядом, не должны быть равнодушными, не должны молчать.
Надо приглашать опытных специалистов (юристов, наркологов, психологов). С одной стороны родителей надо озадачить (напугать), с другой стороны – помочь им быть грамотными в этих вопросах.
Надо сказать что, чем меньше свободного времени у ребенка, тем он более защищен. У ребенка должен быть досуг, который необходимо контролировать родителям.
Ребенок тянется к хорошему, если его направлять. Надо стремиться, чтобы тяга к хорошему вошла в привычку.
В организации детского досуга большую роль играют спортивные секции и кружки, так как спорт нравится всем детям: и мальчикам, и девочкам.
По возможности в школе должны быть кружки. Ибо творчество также нравится всем, и оно способствует развитию ребенка.
В чем еще родители и школа должны совместно объединить усилия: с раннего возраста прививать уважение и желательно любовь к книге. Ибо книга не только развивает ребенка и обогащает его душу, но и заполняет его досуг.
Но чтобы подвести своеобразный итог этому разговору, необходимо еще раз выделить самые важные моменты:
- Общество, в котором мы живем, состоит из людей. И от того, какие это люди, будет зависеть вся наша жизнь. Эта жизнь будет или цивилизованной, или мы будем жить в зверинце. А значит, на эту тему говорить надо. И школа здесь должна оставаться островами культуры, как бы жизнь не менялась.
- Школа никогда ничего не может сделать одна, потому что дети большую часть своего времени проводят в семьях, а, значит, надо донести до родителей важность правильного воспитания ребенка, ибо это прежде всего надо самим детям.
- Как это сделать? Может быть, не все и получится, но что-то делать надо. И прежде всего обеспечивать интерес к обучению, чтобы дети в школу шли с желанием. И обеспечивать досуг ребят и школе, и родителям. А для этого должна быть грамотная информация и педагогическая, и конкретная помощь и родителям, и детям.



Родительское собрание как средство взаимодействия семьи и школы в интересах развития личности ребенка.
Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи.
Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.
В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто отстает от современных требований. Для решения этого несоответствия педагогу необходимо сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей. Практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, учитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы. Поэтому необходимо уделять большое внимание подготовке и проведению родительского собрания.
Виды родительских собраний:
1. установочные ( знакомство с изменениями в учебном процессе);
2. аналитические ( знакомство с аналитическими материалами об успеваемости, медосмотре, правонарушениях);
3. консультативные ( обсуждение тех или иных мероприятий, требующих поддержки, одобрения родителей);
4. чрезвычайные ( по поводу какой-либо чрезвычайной ситуации);
5. совместные ( с учениками и родителями);
6. отчетные;
7. связанные с помощью отдельным семьям и детям;
8. информационно-просветительские ( посвященные рассмотрению проблем, связанных с воспитанием и обучением).
Несколько советов при подготовке к родительскому собранию:
1. Организуйте приглашение на собрание ( открытка, дружеский звонок, официальная записка). Дайте понять каждому родителю, что его ждут, он нужен.
2. Столы расставьте так, чтобы родители видели друг друга – это сформирует коллектив.
3. Хорошо бы украсить класс творческими работами детей ( выставки, стенгазеты и др.)
4. Входя в кабинет, где будет проходить собрание, родители, прежде всего, должны увидеть улыбку классного руководителя и услышать от него дружеское приветствие. Это сразу создает определенное настроение и атмосферу ( оставьте за дверью плохое настроение).
5. Отведите на собрание не больше 1,5 часа.
6. Тщательно продумайте «сценарий» собрания.
7. Подготовьте вопросы, которые вы зададите родителям.
8. Старайтесь делать краткие сообщения. Научитесь время от времени разряжать напряженную обстановку доброй шуткой.
9. Поблагодарите родителей, кто нашел время прийти, особенно отцов.
10. Помните «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, продолжить о негативном, завершить разговор предложениями на будущее.
11. Дайте понять родителям, что в вопросах воспитания и обучения вы не прокурор, а их единомышленник.
12.Доведите до родителей мысль, что слабоуспевающий ученик не означает «плохой человек».
13. Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он всегда и во всем должен помогать своему ребенку.
Чего не стоит делать на собрании:
- осуждать отсутствующих родителей за их неявку на собрание, но с каждым из них потом надо обязательно пообщаться;
- сравнивать успехи отдельных учащихся с упоминанием их фамилий;
- давать негативную оценку всему классу;
- переоценивать значение отдельных предметов;
- использовать для общения с родителями назидательный тон;
- вступать в конфликт с отдельными родителями ( агрессоров нейтрализовать – пригласить на индивидуальную беседу наедине).
Наиболее распространенные ошибки родителей в воспитании детей:
- неумение родителей учитывать возрастные изменения в психике ребенка;
- ограничение самостоятельности подростка в авторитарной форме;
- убежденность, что наказание приносит пользу, а не вред;
- нетерпимость родителей к различиям темпераментов своих детей;
- непонимание потребностей детей;
- игнорирование личных интересов ребенка;
- запрещение ребенку заниматься любимым делом;
- убежденность в том, что все заложено природой и что домашняя среда не влияет на воспитание ребенка;
- бездумное удовлетворение потребностей детей при полном отсутствии их представления о цене труда.
По сути у педагога не так уж много форм взаимодействия с родителями: собрания, индивидуальные беседы, общение на дому (при согласовании с родителями), совместная творческая и иная деятельность. Но продуктивность этих немногих форм возрастает по мере того, как налаживается деловое общение педагогов с родителями. Вот лишь основные этапы этого многотрудного дела: 1-й – знакомство с родителями на стадии становления классного коллектива, узнавание семейных отношений; 2-й – изучение взаимоотношений в семье, выявление неблагополучных сторон в отношениях родителей и ребенка (осуществить это можно с помощью наблюдения, анкетирования, опять-таки беседы); 3-й – активное привлечение родителей к жизни класса во время подготовки и проведения совместных творческих дел, участие родителей в иных жизненно важных заботах класса.
Деловые взаимоотношения педагога и родителей не приходят сами собой. Они всегда – результат сознательной, целенаправленной деятельности, активной творческой работы самого учителя, классного воспитателя, их желания включиться в круг общения с родителями не только по профессиональному долгу, но и как с заинтересованным, эрудированным, притягательным собеседником. Разносторонние формы контактов с родителями – показатель педагогической культуры.
Для педагога результатом работы над проблемой взаимодействия семьи и школы является создание взаимоотношений, взаимодействий педагога с семьей. Данная система, как показывает практика, обеспечивает наполнение неформальным содержанием понятия «семья и школа», что необходимо для полноценного, разностороннего развития личности.
Заключение
Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Родители учеников являются основными участниками образовательного процесса, с которыми делятся усилия и ответственность за итоги педагогической работы.
Родители могут немало сделать для того, чтобы ребёнок любил школу и учился с радостью. Например, Каждый день интересоваться школьными событиями. Чем занимались на уроке чтения? Чем вас кормили сегодня в столовой?
В школьной библиотеке имеется большая подборка нормативных документов, книг и материалов, позволяющих родителям найти ответы на многочисленные вопросы по воспитанию своих детей.
Родители нуждаются не только в информировании со стороны школы. Родитель должен чувствовать, что он нужен школе и что школа работает с ним постоянно и системно. Это не должен быть просто перечень мероприятий по работе с семьёй, а комплексное и планомерное взаимодействие с ней.
Работа должна строиться не от праздника к празднику, а иметь своеобразный круг дел, когда родители вместе с педагогическим коллективом постепенно становятся готовыми к взаимодействию. Сегодня в школе есть родители, которые полностью посвящают себя воспитанию детей, они ждут от педагогов советов и рекомендаций, готовы подключиться к любым общественным делам и активно проявляют себя в общественной и досуговой жизни своего ребенка и всего классного коллектива в целом.
Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка. Мы всегда должны помнить, что функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление вашей деятельности.



15