Доклад «Использование инновационных технологий на уроках в начальной школе, повышающих эффективность процесса обучения».


Тема доклада: «Использование инновационных технологий на уроках в начальной школе, повышающих эффективность процесса обучения».
Козлова Владлена Валентиновна – учитель начальных классов 1 категории МБОУ СОШ №16 г.Ишимбая, Milashka300199@mail.ru

За последнее время в практике отечественного образования произошли изменения во всех сторонах школьного дела. На первое место выдвинулись новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода в обучении. Это требует и новых методов обучения. Такие методы должны формировать активность, самостоятельность и инициативу в обучении школьников, развивать исследовательские, рефлексивные, самооценочные умения и навыки, формировать умения, нацеленные на развитие познавательного интереса учащихся, реализовывать принцип связи обучения с жизнью.
«Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Поэтому я стала внедрять в свою практику инновационные технологии: проектную деятельность, обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, тестовую, игровую технологии и здоровьесберегающие технологии.
Такое содержание уроков вызывает эмоционально-положительное отношение учеников (удивление, сопереживание, радость открытия) и желание работать на успех. Такой подход к работе развивает творческую личность, учит самостоятельно добывать знания, вселяет уверенность в каждого ученика.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям 21 века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире. Проекты в младших классах - это проблематично, так как дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно.
Педагогическая ценность ученического проекта определяется возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива, содержанием в нем новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта, навыками, которые в ученике развивает работа над данным проектом, заинтересованность ученика в работе.
Обязательно присутствуют три момента: выбор, планирование, защита проекта. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.
Так, например, при изучении в 3-ем классе темы «Удвоенные согласные в корне слова», ребята подготовили проект.
Проект.
В русском языке есть слова, в которых надо писать удвоенную согласную в словах.
Такие слова можно разделить на группы:

1) Слова с удвоенными 2) Слова с удвоенными 3) Слова с удвоенными согласными на стыке согласными на стыке согласными в корне
приставки и корня корня и суффикса слова
рассказ лунный класс
расстояние оконный сумма
рассада лимонный ванна
- Слов с удвоенной согласной в корне много. Их надо запомнить как можно больше. Для этого важно распределять их по группам в зависимости от того, какая буква удваивается. Представляем группы таких слов.

- 1 -



РР СС ЛЛ НН ММ
перрон касса аллея антенна сумма
терраса масса Алла ванна грамм
территория шоссе коллектив Анна программа
коррида класс коллекция Инна комментатор
Учитель: Это только часть таких слов. Их много. Все ли слова данной группы понятны вам?
Дети: Значения слов:
Перрон – пассажирская платформа на железнодорожной станции.
Терраса – летняя открытая (без стен) пристройка к дому.
Коррида – бой быков в Испании.
Масса – множество, большое количество кого – нибудь или чего – нибудь.
Шоссе – дорога, замощенная щебнем, а также всякая дорога с твердым покрытием.
Аллея – дорога с рядами деревьев, посаженными по обеим сторонам.
Комментатор - человек, освещающий на радио и телевидении определённый круг событий.
К Новому году ученики моего класса выполнили проект «Ёлочка, живи!». В проект вошли: коллективная работа из пластиковых бутылок «Нарядная красавица», сочинения - сказки про ёлочку и подборка материала о ёлочке, новогодних традициях со стихами, загадками, пословицами.
Особенно эффективной является технология «Обучение в сотрудничестве». В этой технологии уделяется большое внимание достижению целей и успеху всей группы в ходе самостоятельной работы учащихся над какой-либо темой или проблемой. Важно, чтобы каждый член команды овладел какими-либо знаниями, умениями и навыками, и вся группа заинтересована в этом, поскольку от вклада каждого зависит успех всей команды.
Эта технология сводится к трём основным принципам: 1 .Награду команда получает одну на всех в виде балла, сертификата, значка отличия, похвалы и др. видов оценки. 2. Индивидуальная ответственность каждого ученика за свои собственные успехи и успехи членов всей команды. Это стимулирует учеников следить за успехами друг друга, приходить на помощь друг другу. 3. Равные возможности для достижения успеха (каждый ученик приносит очки своей команде, зарабатывая их путём улучшения своих предыдущих результатов). Поэтому сравнение результатов ученика происходит со своими собственными результатами. Это стимулирует ученика к учению. Правила работы в команде: 1. Работать в группе с любым партнёром. 2. Работать активно, серьёзно относится к полученному заданию. 3. Вежливо и доброжелательно общаться с партнёрами. 4. Испытывать чувство ответственности не только за свои собственные успехи, но и за успехи партнёров по команде и всего класса. В данной технологии работа в командах предполагает выполнение различных ролей: лидер, организатор, докладчик, исследователь. Учащиеся являются помощниками педагога, помогают руководить групповой работой, отслеживать её результативность. От урока к уроку роли должны меняться. Учителю при подготовке к уроку по данной технологии следует определить объём материала, чтобы обеспечить его выполнение.


- 2 -





Кроме того, необходимо учитывать, что технология хорошо вписывается в традиционную систему обучения, поэтому можно выбрать технологию в соответствии с целями урока и определить её место на уроке: в начале, середине или конце урока. Необходимо знать, что технология обучение в сотрудничестве применима только в дружном коллективе. Внедрять её нужно постепенно, сначала дети работают в парах, затем в группах, но выполнение ролей обязательно. На своих уроках я применяю групповую форму работы. В качестве примера предлагаю один из уроков математики по теме: «Умножение и деление на число 5». Цель Познакомить учащихся с табличными случаями умножения и деления на число 5. Задачи: 1. Закрепление с учащимися табличных случаев умножения и деления. 2. Воспитание чувства взаимопомощи, дружеских отношений, аккуратности при письме. 3. Развитие навыков устного и письменного счёта, памяти, мышления, интереса к математике, активности и внимания учащихся.
Тип урока: нетрадиционный Форма организации урока: групповая Оборудование: карта путешествия, карточки, тесты, ребус. Ход урока: І. Психологический настрой. ІІ. Целевая установка. Дидактическая цель: информация о целях и задачах Метод: словесный - Сегодня мы совершим путешествие на планету МиФ (математика и фантазия). Познакомимся с умножением и делением на число 5. План нашего путешествия изображён на карте. Отправимся в путешествие группами на кораблях. В дороге нам помогут строки данного стихотворения: Не беда, что нам плыть далеко, Не боимся, что путь будет труден. Никогда не давались легко Достижения людям. ІІІ. Минутка чистописания. - А сколько наше путешествие продлится, вы узнаете, если правильно решите задачу: От школы до «Волшебного сада» плыть 20 минут. От «Волшебного сада» до «Океана неизвестности» в 2 раза меньше. А до «Замка невыученных уроков» 15 минут. Сколько времени мы будем в пути? (20+20:2+15=45) ІV. Актуализация знаний. Дидактическая цель: применение ЗУН. Метод: контроль, работа в группах. - Каждый моряк должен уметь работать с шифровками. Вы должны расшифровать запись: МАНБОЦ ВАРПО ОКК ТАНПИКА - Какие слова зашифрованы ? (боцман, повар, кок, капитан) - Какое слово «лишнее»? (повар) Почему? Испытание для капитанов. Работа у доски по карточкам. (Решение задач). - А мы ребята отправимся к звёздам, ведь каждый матрос должен уметь ориентироваться по звёздам. 18 12 24 16 10 14 - Разделите поровну.

- 3 -


V. Физкультминутка. VІ. Изучение нового материала. Дидактическая цель: приобретение знаний. Метод: поисковый.
- Итак, мы приближаемся к «Океану неизвестности». Перед вами айсберги. Что такое айсберги? (Ответы учащихся) Они нас пропустят к «Замку», если мы выполним задания. Работа в группах. Задание 1. Составить таблицу умножения и деления на 5. Задание 2. Работа с учебником. Задание 3. Найдите устно значения выражений: 95 45:9 6.5 59 58 40:8 85 VІІ. Закрепление. - Мы приближаемся к «Замку невыученных уроков», но на пути что-то странное. Кто это? (Кит) Что вы знаете о нём? Решение ребуса и выражений. 5,ница 65 75 85 95 30:5 30:6 56 VІІІ. Итог урока.
Проблемное обучение использую на этапах сообщения темы, целей урока и самостоятельной работы учащихся. Создаю проблемную ситуацию на уроке – удивление, затруднение.
В качестве иллюстрации общения «учитель – ученик» приведу фрагмент урока русского языка в 3 классе по теме «Сложные слова».  -  Обратите внимание на доску. (На доске написано слово варить.) Определите корень. Образуйте новые слова. Ответы учащихся: повар, варка, варенье, навар, вареный , заварка, заварной, самовар и т.д. Предлагается классифицировать слова по способам образования. Учащиеся классифицируют, высказывают свое мнение, обсуждают в парах варианты ответов, внимательно выслушивая друг друга. Таким образом, были сделаны выводы. Приставочный - навар, повар. Суффиксальный - варка, варенье, вареный. Приставочно-суффиксальный - заварка, заварочный, заварной. Во время работы на доске были поставлены вопросы (?) с правой и с левой стороны от слова варить, которые убирались в ходе рассуждения учеников. Осталось слово самовар. А сложные слова – это способ образования новых слов? Давайте порассуждаем. Что такое сложные слова? Ответы: это сложение или слияние двух основ (корней) с помощью соединительных гласных о, е или без них. Во время данной работы создалась проблемная ситуация: сложные слова - это способ образования слов? Ребята смогли доказать и убедиться, что это именно так.
Фрагмент урока математики. Мальчик записывал математические выражения к заданиям: 1) к 2 прибавь 5 и умножь на 3; 2) к 2 прибавь 5, умноженное на 3. У него получились вот такие записи: 2+5*3=21 2+5*3=17. Найди ошибку в записях. Верный вариант: (2+5)*3=21, 2+5*3=17
На уроках также применяю и игровые технологии, потому что игра это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:
 1) Для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по стране Знаний», урок – спектакль);
2) В качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) . Использую игры и игровые моменты - игры «в слова», игры «со словами», «Дополни слово», «Перевёрнутые слова», «Соедини половинки слов».

- 4 -


Например: «Перевернутые слова». Ребенку предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо восстановить нормальный порядок слов. Пример: МАИЗ - ЗИМА. В сложных случаях буквы, являющиеся в окончательном варианте первыми, подчеркиваются. Пример: НЯНААВ ВАННАЯ.
Немаловажную роль я отвожу в своей работе с детьми и здоровьесберегающим технологиям. Здоровье сберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровье сберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.
В уроки, внеклассные мероприятия по предмету включаю гимнастику, гимнастику для слуха, танцевально-ритмические паузы (под музыку), физкультминутки, двигательно-речевые упражнения, точечный массаж и самомассаж, оздоровительные игры на переменах, упражнения на релаксацию, дыхательную гимнастику, беседы с медсестрой на темы «Чистота – залог здоровья», «Полезные продукты», «Уроки здоровья и безопасности».
Выбираю физкультминутку в зависимости от преобладающей деятельности на уроке. Если преобладающий вид деятельности письмо, то использую упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для кистей рук; если чтение - гимнастику для глаз; слушание, говорение - гимнастику для слуха, дыхательную гимнастику.
Считаю, что здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Поэтому в своей практике укрепляю психическое здоровье учащихся, используя:
1.   Аутогенную тренировку (самовнушение).
2.  Упражнения на снятие нервного напряжения у детей.
3. Метод "хохочущих" фотографий (автор–психолог А. Чалый)
В своей педагогической деятельности использую разнообразные формы организации учебного занятия (коллективные, групповые, индивидуальные, парные). Для выявления индивидуальных способностей применяю методы педагогической диагностики. Постоянно отслеживаю знания, умения, навыки каждого учащегося с целью своевременной помощи и развития способностей. Совместно с детьми провожу рефлексию, учу оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.








- 5 -