ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ГОВОРЕНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
Статья на тему:
ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ГОВОРЕНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
Автор: Иванов Евгений Михайлович, учитель английского языка ГБОУ СОШ №176 Калининского района Санкт-Петербурга
Цель статьи – обоснование применения кейсовой организации обучения иноязычному говорению.
Одним из путей повышения качества преподавания иностранного языка на среднем этапе обучения в школе является разработка учебных материалов, соответствующих возрастным особенностям и когнитивным интересам подростков (Б. В. Беляев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, В. А. Крутецкий, А. А. Леонтьев, И. А. Мещерова, В. М. Филатов). Использование кейсовой методики в обучении иноязычному говорению является одним из путей интенсификации обучения этому виду речевой деятельности.
Современные требования к повышению качества образования предусматривают внедрение в обучение активных методов. Активное обучение отличается вынужденной активностью (принудительная активизация мышления независимо от желания обучаемого); длительным вовлечением обучаемых в учебную деятельность;самостоятельной творческой выработкой решений, повышенной степенью мотивации и эмоциональности; постоянным взаимодействием обучающихся и обучающего (прямая и обратная связь). Творческий поиск, прочная обратная связь, возникающие в результате применения кейсовой организации обучения, создают благоприятные условия для усвоения и глубокого осмысления обучающимися учебного материала.
Цель статьи – обоснование применения кейсовой организации обучения обучающихся средней школы иноязычному говорению.
Кейсовый метод обучения основан на таком учебно-методическом взаимодействии обучающихся и обучающего, задачей которого является обеспечение обучающихся необходимым набором учебно-информационного, а обучающего – методическим материалом и возможностью осуществить контроль / самоконтроль за усвоением изучаемого материала.Учебно-информационный материал для обучения обучающихся средней школы иноязычному говорению организуется в виде кейсовых заданий-упражнений, обеспечивающих активизацию мотивационного, процессуального, результативного и рефлексивного компонентов, выделяемых в содержании обучения иноязычному говорению в качестве основных. Эти компоненты содержания обучения иноязычному говорению соотносимы с мотивационно-побудительной, формирующей и формулирующей мысль и реализующей фазами речепорождения.
Мотивационно-побудительная фаза речепорождения вовлекает мотивационный аспект содержания обучения иноязычному говорению, поскольку желание обучающегося сказать что-либо побуждается внутренней коммуникативно-когнитивной потребностью осуществить устное общение. Она воплощается, объективируется в мотиве речевой деятельности и направляется коммуникативным намерением, осознаваемым обучающимися в цели говорения: спросить, уточнить и др. Таким образом, мотивационно-побудительная фаза, являющаяся сложным взаимодействием мотива говорения и коммуникативного намерения, формирует общий замысел, общий предмет высказывания.
В этой связи встает задача создания, поддержания и повышения мотивированности речевого поступка обучающегося. Решение этой задачи предполагает отбор и организацию учебно-речевых ситуаций, стимулирующих возникновение и развитие коммуникативно-когнитивной потребности обучающихся к высказыванию мысли на иностранном языке с определенной целью. Следует отобрать интересный, удовлетворяющий коммуникативно-когнитивную потребность обучающихся средней школы материал, в виде личностно значимой, проблемной постановки смыслового содержания темы, ситуации в виде коммуникативного задания.
Фаза формирования и формулирования мысли отражает процессуальный аспект содержания обучения иноязычному говорению. Здесь осуществляется правильный отбор средств и способов формирования и формулирования собственной мысли на иностранном языке, происходит планирование, программирование и внутренняя языковая организация предметного, содержательного плана высказывания. Выполнение этой задачи предполагает обеспечение обучающихся необходимым учебным материалом в виде языкового и речевого материала упражнений-кейсов, а также приданных им различных средств схематической, смешанной, комбинированной и иллюстративной наглядности.
Внешне выраженная фаза реализации замысла говорящего, на которой осуществляется произнесение высказывания, отражает результативный аспект содержания обучения иноязычному говорению. Реализация высказывания во внешней речи неразрывно связана с самоконтролем речевой манифестации намерений говорящего. Анализ, производимый на основе контроля / самоконтроля манифестируемых во внешней речи интенций говорящего, находит свое отражение в рефлексивном аспекте содержания обучения иноязычному говорению.
В процессе говорения реализуется определенная программа порождения высказывания. Эта программа задается ситуацией устного общения. При программировании и реализации иноязычного говорения, обучающиеся непрерывно контролируют свои действия во внутренней речи и внешнем оформлении высказывания. Постоянный контроль собственных речевых действий позволяет обучающимся постепенно овладевать способностью порождать иноязычное высказывание самостоятельно, без использования вспомогательных языковых, речевых и наглядных средств. В результате, необходимость в предъявлении внешнего образца отпадает по мере овладения способностью самостоятельного воспроизведения речевых действий.
Значение внешнего образца важно для создания у обучающихся внутренней модели действия или ее внутреннего программирования. Выработка внутренней программы, схемы речевого действия является основной задачей обучения иноязычному говорению. Ее решение осуществляется в результате тщательной тренировочной работы. Кроме того, обучающиеся могут оценивать свои достижения, выполняя определенные контрольные задания.
Освоение описанного выше содержания обучения иноязычному говорению в его мотивационном, процессуальном, результативном и рефлексивном аспектах должно осуществляться в упражнениях. Методическая организация системы обучения иноязычному говорению может быть представлена тремя группами упражнений, представляющими собой циклично-селективную модель обучения говорению, при которой последовательность циклов соответствует порядку нарастания трудностей и отражает поэтапный характер овладения речевыми навыками и умениями.
В первую группу входят упражнения, направленные на обеспечение обучающихся: учебно-речевой ситуацией, которая отражает проблемный характер предмета общения, и способствует вызову коммуникативно-когнитивного мотива говорения и коммуникативной интенции; языковым и речевым материалом, сопровождаемым разнообразной внешней наглядностью, стимулирующей успешное планирование и программирование иноязычного высказывания.
Во вторую группу входят упражнения, нацеленные на подготовку дискуссий, проектов, мозговых штурмов, активизирующих учебно-речевую деятельность обучающихся без использования вспомогательных языковых, речевых и наглядных средств.
В третью группу упражнений входят упражнения контрольного характера.
Все упражнения носят рецептивно-репродуктивный и продуктивный характер и являются условно-речевыми и речевыми упражнениями с наличием опор и без.
Выводы. Методическая организация комплекса кейсовых заданий-упражнений в виде циклично-селективной модели обучения иноязычному говорению, при которой последовательность циклов соответствует порядку нарастания трудностей восприятия, смысловой обработки информации и ее воспроизведения при помощи вербальных и схематичных смысловых и содержательных опор, способствует формированию и развитию специальных речевых умений говорения и позволяет обучающимся при выполнении упражнений последующих циклов опираться на умения, сформированные в ходе выполнения упражнений предыдущих циклов.
Реализация предложенного методического построения комплекса кейсовых заданий-упражнений показала высокую эффективность осуществления управления на разных уровнях регуляции при помощи кейсовой организации обучения, обеспечивающей дифференциацию и индивидуализацию обучения иноязычному говорению и развитие коммуникативно-когнитивных умений обучающихся средней школы.
Аннотация. В статье обосновано применение кейсовой организации обучения обучающихся средней школы иноязычному говорению. Методическая организация комплекса кейсовых заданий-упражнений в виде циклично-селективной модели обучения говорению, при которой последовательность циклов соответствует порядку нарастания трудностей восприятия, смысловой обработки информации и ее воспроизведения при помощи опор, способствует формированию и развитию специальных речевых умений говорения и позволяет обучающимся при выполнении упражнений последующих циклов опираться на умения, сформированные в ходе выполнения упражнений предыдущих циклов. Реализация предложенного методического построения комплекса кейсовых заданий-упражнений показала высокую эффективность осуществления управления на разных уровнях регуляции при помощи кейсовой организации обучения, обеспечивающей дифференциацию и индивидуализацию обучения иноязычному говорению и развитие коммуникативно-когнитивных умений обучающихся средней школы.