Формирование ключевых компетентностей у учащихся через применение ИКТ во внеурочной деятельности по математике.
Ольга Рудольфовна Озол,
учитель математики и информатики первой кв.кат.
МКОУ «СОШ №29» городского округа Ревда
Формирование ключевых компетентностей у учащихся через применение ИКТ во внеурочной деятельности по математике.
В последнее время в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам. Которые, в свою очередь, подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку. Одним из условий решения современных задач образования является формирование ключевых образовательных компетенций учащихся.
В течение последних трёх лет я работаю над проблемой развития мотивации и познавательного интереса к обучению математике через применение ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности. Так как современному обществу нужны деловые, предприимчивые, мыслящие личности, то главной задачей школы является проблема формирования такой личности. Выпускник современной школы, вступающий в самостоятельную жизнь в условиях быстро меняющегося информационного пространства, должен быть творческим, самостоятельным, коммуникативным, способным принимать решения. Все эти качества можно успешно формировать, используя компетентностный подход в обучении любому предмету, в том числе и математике.
Помимо ключевых компетенций, общих для всех предметных областей, выделяются и предметные компетенции это специфические способности, необходимые для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающие узкоспециальные знания, особого рода предметные умения, навыки, способы мышления.
В частности, математическая компетенция это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты. Иными словами, математическая компетенция учащегося способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.
При работе с учащимися я сделала акцент на формирование следующих ключевых компетенций:
коммуникативных - умение вступать в диалог с целью быть понятым;
информационных - владение информационными технологиями;
компетенции личностного самосовершенствования.
Для формирования коммуникативных компетенций учащихся использую работу в группах (участие в Интернет-карусели, командные соревнования в различных математических конкурсах, проводимых в рамках декады образовательной области)
Для формирования информационной компетенции применяю следующие приемы:
- рассылка домашнего задания по электронной почте, размещение заданий на интернет-сайтах, участие в Интеренет-викторинах и конкурсах («Сократ», Интернет-карусель, Олимпиада УрФО) и т.д.
- при изучении новых терминов учащиеся, пользуясь толковым словарем, дают различные определения математического понятия, например: в математике модуль – это, в строительстве модуль – это, в космонавтике модуль – это и т.д.
- подготовка собственных презентаций, с использованием материала из разных источников, включая Internet.
- использование во время проведения конкурсов и викторин задач прикладного характера. Вследствие чего у учащихся не только формируется информационная компетенция, но и накапливаться жизненный опыт.
Для формирования компетенции личностного самосовершенствования использую такие формы, как разработка и участие в творческих проектах с привлечением знаний из других предметных областей, способствующих формированию компетенции во взаимодействии «человек-человек», «человек-компьютер», «человек-компьютер-человек»):
мероприятия в форме «деловой игры»: «Путешествия в мир математики и информатики», «Суд над классом» (как классный руководитель провожу в начале учебного года) «Своя игра», «Математические приключения Буратино»» и др. %
конкурсы газет и компьютерных рисунков (о великих математиках, «Симметрия относительно прямой», «Движения», «Рисунки на координатной плоскости»);
создание «Шпаргалок по математике», используя средства MS Word;
создание базы данных своего класса;
создание презентаций («Числа в сказках и народном творчестве», «Старинные меры длины и веса»);
участие в дистанционных обучающих олимпиадах, когда обучающиеся не только получают задания и самостоятельно их выполняют, а сначала проходят обучающий курс, который позволит им выполнить поставленную перед ними задачу, способствующую формированию компетенции во взаимодействии «человек-компьютер - человек».
Применение ИКТ позволяет повысить мотивацию и познавательный интерес к предмету, так как увеличивается процент самостоятельной деятельности обучающихся. Использование мультимедийного проектора и интерактивной доски также позволяет повысить познавательный интерес учащихся, так как используется звуковое сопровождение, слайдовый зрительный ряд.
При формировании ключевых компетенций на уроках и во внеурочной деятельности необходимо начинать с разработки содержания каждой ключевой компетенции (что конкретно должно быть сформировано у выпускника школы) и анализа ресурсов своего предмета и учебного кабинета.
NђЗаголовок 1NђЗаголовок 2NђЗаголовок 3NђЗаголовок 4NђЗаголовок 5NђЗаголовок 6NђЗаголовок 7NђЗаголовок 8NђЗаголовок 915