Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни – элемент режим у дошкольников 
Капинос Лилия Михайловна
Воспитатель
Детский сад № 203 «Алиса»
АНО ДО «Планета детства «Лада»
Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни – элемент режим у дошкольников. 
     Эффективность формирования основ здорового образа жизни у старших дошкольников обеспечивается следующими организационно -педагогическими условиями: 
организация и насыщение видов детской  деятельности (игровой, познавательно- исследовательской, коммуникативной, двигательной, продуктивной, музыкально- художественной, чтение) информацией о режиме дня как элементе  здорового образа жизни и формирование на этой базе положительного эмоционально-положительного отношения к данному процессу; 
расширение  развивающей предметно-пространственной среды для формирования представлений о режиме дня, как элементе здорового образа жизни; 
осуществление сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи, основанного на единстве воспитательного воздействия.
Обозначенные условия дополняют друг друга и в совокупности обеспечивают эффективность формирования у старших дошкольников  представлений о режиме дня, как элементе здорового образа жизни.
На формирование представлений о режиме дня, как элементе здорового образа жизни у старших дошкольников оказывают влияние педагогические условия воспитания в семье и детском саду: компетентность педагогов и родителей, их взаимодействие, перерастающее в сотрудничество.  Важным условием эффективности работы по формированию представлений о здоровом образе жизни - элемент режим дня у детей старшего дошкольного возраста является внедрение модели взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса: педагогов, детей, родителей. Их влияние значительно усиливается, если сотрудники детского сада взаимодействуют с родителями. Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи обязывает установление единства педагогических воздействий на ребенка и оказанию помощи родителям со стороны педагогов  в целях формирования представлений о режиме дня, как элементе здорового образа жизни. Многие родители понимают, что режим дня  - это очень важно, и ребёнок должен соблюдать его. Ребенок нуждается в опоре и эмоциональной поддержке реально действующих живых конкретных взрослых, взаимодействие с которыми на равных, как партнеры, помогало формированию у дошкольников представлений о режиме дня, как элементе здорового образа жизни.  Достичь цели помогают разнообразные формы работы (Таблица 2).  
                   Таблица 2. Формы работы с родителями  
Макротемы: Взаимодействие с семьей
«Что такое режим» (значение и структура) Консультации:
 - «Что такое рационально организованный режим дня дошкольника?»,
- «Как научить ребенка соблюдать режим дня»
Клубный час
- «Помни твёрдо, что режим людям всем необходим!»
-«Как соблюдение режима дня помогает нам в жизни»,
 - «Почему, чтобы хорошо трудиться, надо правильно отдыхать?»,
 - «Действительно ли  здоровье ребенка зависит от соблюдения режима дня?»
Детско-родительские проекты:
  -  «С утра до вечера»,
  - «Когда спать, когда вставать, когда игру начинать»
Кейс - папки:
 - «Режим выходного дня дошкольника»,
 -  «Режим дня в период адаптация к детскому саду»,
 Обмен семейным опытом:
 -«Летний режим ребенка на даче»,
  -«Режим во время болезни»,
 - «Режим выходного дня»
Совместный просмотр фильма «Сказка о потерянном времени», по сказке Е.Шварца
Выпуск семейных газет: 
«Режим  в нашей семье»
Режим движения (утренняя гимнастика, прогулки) Консультации:
 -«Организация двигательной активности  в режиме дня»
Видеопрезентации:
- «Как сделать зарядку любимой привычкой ребенка»,
- «Один день из жизни спортсмена»
Игровой тренинг для родителей
- «Вместе весело играть»
Клубный час
- «Тольятти спортивный»
Кейс - папки:
- «Значение прогулки в режиме дня»
Спортивный досуг для детей и родителей 
-«Мы – сильные и смелые, здоровые и умелые!»
- «Вместе с папой, вместе с мамой»
Рекомендации: 
«Двигательный режим дома»;
Дискуссия: «Выбираем спортивную секцию для ребенка»
Обмен семейным опытом:
-  «Прогулка на здоровье»
- «Пешие походы»
Режим питания (частота, регулярность) Клубные часы:
-«Разговор о режиме питания в жизни дошкольника»
-«Регулярное  питание – здоровое состояние!»
Конкурс совместного творчества: картинная  галерея «Обед по расписанию»
Совместный досуг:
«Если хочешь быть здоров и забыть про докторов - правильно питайся »
Детско-родительские проекты:
-«Обязательно ли завтракать, обедать и ужинать в определенное время?»
- «Питаться вовремя – это здоровье»
Режим отдыха (сон, значение, правила засыпания) Детско-родительские проекты:
  - «В гостях у Дремушки, 
  - «Спать или не спать вот в чем вопрос»
Обмен семейным опытом:
  -«Организация сна ребенка»
Кейс – папки:
- «Правильно организованный сон – залог здоровья»
- «Важность дневного сна в режиме дошкольника»
    Согласно ФГОС развивающая предметно-пространственная среда  должна обеспечить максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.  Предметно-пространственная среда для освоения детьми способов осознанного отношения к выполнению компонентов режима дня требует содержательного насыщения. Вокруг детей необходимо создавать такую развивающую предметно-пространственную  среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями здоровьесберегающего характера и посвящена режиму дня. Это приведет к формированию потребности осознанного отношения к выполнению компонентов режима дня,  к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями (Таблица 3). Введение этого условия связано с необходимостью овладения детьми способами ведения осознанного отношения к соблюдению режима дня, целенаправленностью, инициативностью и самостоятельностью их использования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Алямовская, В.Г. Ребенок за столом. Методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков / В.Г. Алямовская. – М. : Сфера, 2005.
Арсеневская, О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду / О.Н. Арсеневская. – Волгогорад : Учитель, 2011.
Афонькин, С.Ю.Когда, зачем и почему? / С.Ю. Афонькин. – Петрозаводск, 1993.
Безруких, М.М. Разговор о правильном питании. Рабочая тетрадь для школьников / М.М. Безруких, Т.А.Филипова. – М.: Олма-пресс, 2008.
Баль, Л.В. Букварь здоровья для дошкольника и младших школьников: Учебное пособие/ Л.В.Баль, В.В.Ветрова. М.: ЭКСМО, 1995. - 128 с.
Бочарова, Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста / Н.И. Бочарова. – М. : АРКТИ, 2002.
Бочина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду.- М.,1987.
Галанов, А.С. Развивающие игры для малышей / А.С. Галанов. – М. : Издательство: АСТ-ПРЕСС, 2006.
Голосова, Е.А. Если хочешь быть здоров / Е.А. Голосова, Н.И. Дождикова, В.М. Ульянина. – Тольятти : Изд. «Развитие через образование»,2001.