Пути формирования информационной грамотности у обучающихся
Выступление на МО учителей начальных классов
Фазылгалиевой Н.Е.
Тема: «Пути формирования информационной грамотности обучающихся».
В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».К наиболее значимым компетентностям личности, необходимым для продолжения образования, специалисты относят коммуникативную компетентность, информационную компетентность, компетентность разрешения проблем. Термин «информационная компетентность» относится к ключевым терминам образовательных стандартов второго поколения и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий». С этим термином тесно взаимосвязаны "информационная грамотность" и "информационная культура".Информационная грамотность учащихся является основой, начальным уровнем формирования информационной компетентности и включает совокупность знаний, умений, навыков, поведенческих качеств учащегося, позволяющих эффективно находить, оценивать, использовать информацию для успешного включения в разнообразные виды деятельности и отношений.Информационная культура — умение целенаправленно работать с ин- формацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:• в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);• в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;• в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;• во владении основами аналитической переработки информации;• в умении работать с различной информацией; Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и является средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему.Несмотря на различные виды и формы творческих работ (проекты, доклады, рефераты, сообщения, сочинения, исследования и пр.), существует нечто общее, что их объединяет. Во-первых, никакая творческая работа невозможна без тщательного осмысленного изучения источников информации. Во-вторых, существуют определенные требования к ее структуре и оформлению.Алгоритм работы с информационными ресурсамиУчащимся будет проще работать, если они усвоят некоторые правила и последовательность действий или алгоритм деятельности, которые необходимы при любой самостоятельной деятельности с информационными ресурсами.Определение темы, вида, цели, задач и структуры творческой работы - Отбор необходимой литературы и источников информации - Изучение отобранного материала - Составление плана - Работа с текстами и подготовка выписок - Формирование текста - Написание черновика -Оформление работы - Подготовка к выступлению (защите).
При создании презентаций учащиеся глубоко анализируют передаваемую информацию, естественно повышают свой интеллектуальный уровень. При выполнении работы проявляются творческие способности учеников, их фантазия и глубина мышления. Обращаю внимание на структуру презентации, в которой необходимо выделить основные моменты, тем самым, обучаю школьников связной структуре передачи и закрепления информации. На собственном опыте убеждена, что данная работа учащимися принимается с удовлетворением. Школьники успешно выступают на защите проектов. Например, в этом году прошла защита проектов о выдающихся людях.
В « Программах начального общего образования Стандартов нового поколения» большое значение уделяется формированию информационной грамотности в начальной школе.
Под термином «информационная грамотность» понимается совокупность умений работать с информацией. Эти умения формируются на уроках по предметам, на факультативах, в кружках и применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации информации и по созданию своих информационных объектов.
На уроках русского языка открываются широкие возможности по формированию данных умений, составляющих информационную грамотность.
Уже в первом классе при работе со словарными словами ученики знакомятся с «Толковым словарём русского языка» С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой, «Толковым словарём живого великорусского языка» В. Даля, «Школьным толковым словарём русского языка» М. С. Лапатухина, Е. В. Скорлуповской.
Во время такой работы у учеников формируются умения работы со словарём: пользуясь аппаратом ориентировки, правильно отыскивать нужное слово, выделять нужную информацию из словарной статьи, понимать сокращения, а главное использовать их в своей работе.
Начиная со второго класса, знакомлю учеников с другими видами словарей: «Этимологический словарь», «Орфоэпический словарь» О. Д. Ушакова, «»Школьный словообразовательный словарь русского языка» А. Н. Тихонова.
Словарную работу
можно проводить по определённой системе. Каждый день недели несёт свою определённую функцию. Понедельник – словарный диктант ранее изученных слов (причём со второго класса – однокоренными к словарным), вторник – знакомство с новой группой слов (с использованием различных словарей: толкового, этимологического, орфоэпического), среда – работа с группами однокоренных слов к словарным словам (обязательно с использованием словообразовательного словаря), четверг – выполнение текстовых заданий с использованием словарных слов, пятница – разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок ( дети с удовольствием включаются в эту работу). Отмечу, что содержание всех вышеперечисленных заданий тесно связано с темой урока. Домашние задания так же предполагают использование вышеперечисленных словарей.
Добавляются словари синонимов и антонимов, фразеологический словарь, словарь омонимов, омографов и омофонов. Такая работа проводится на образовательном курсе «Школа развития речи»
Для формирования информационной грамотности очень важно научить детей работать с таблицами, алгоритмами, памятками: извлекать информацию из них, а позже и самим составлять. Для этого формируется папка, в которую вкладываются памятки ,таблицы и алгоритмы. В ней весь материал структурирован соответственно предметам и темам программы. Первоначально они выдаются детям в готовом виде. Затем с недостающими данными, а позже некоторые полностью создаются учениками. Папка становится собственноручно изготовленным справочником. К нему можно обратиться, когда новый материал ещё не полностью усвоен, если появляются затруднения при выполнении домашней работы, а так же при повторении и в среднем звене.
Итак, в начальной школе уделяется большое значение формированию информационной грамотности.