Организационно-педагогические условия проектирования и реализации индивидуальных образовательных программ 
Бах Ольга Ивановна
учитель начальных классов,
I квалификационной категории,
муниципального казённого 
общеобразовательного учреждения
Куйбышевского района
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Организационно-педагогические условия проектирования и реализации ИОП
В рамках организации индивидуально-ориентированной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) специалистами психолого-педагогического сопровождения и учителем (классным руководителем), под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе (руководителя ПМПк) в рамках деятельности школьного психолого- педагогического консилиума разрабатывается Индивидуальная образовательная программа (ИОП). 
Индивидуальная образовательная программа является результатом проектирования индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ в рамках ОУ и продуктом деятельности школьного психолого- педагогического консилиума. 
Основная цель ИОП  построение образовательного процесса для ребёнка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей. 
Индивидуальная образовательная программа  документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования. 
Индивидуальная образовательная программа должна обладать следующими характеристиками: 
 наличие «индивидуальной составляющей» целевого, содержательного и технологического компонентов, предусматривающей успешность в образовательном процессе и отражающей интересы, возможности и потребности ученика;
-обеспечение реализации права учащегося и его законных представителей на выбор темпа достижения личностно-значимого результата; 
 возможность адаптации программы к меняющимся запросам;
  ориентация учебно-воспитательного процесса на продуктивность, развитие индивидуальных особенностей учащихся. 
Индивидуальная образовательная программа разрабатывается для следующих категорий обучающихся с особыми образовательными потребностями: 
1) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме индивидуального обучения на дому, в том числе дети-инвалиды. 
2) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме дистанционного обучения, в том числе дети-инвалиды. 
3) Дети с ОВЗ, выбравшие профессиональный профиль обучения. 
4) Дети с ОВЗ, обучающиеся в форме очного обучения во фронтальном режиме в рамках реализации инклюзивной практики. 
Здесь следует отметить, что разработку и реализацию ИОП для последней категории обучающихся в настоящее время можно отнести к инновационным технологиям профессиональной деятельности педагогов, реализующих инклюзивную практику, т.е. обучающих детей с различными нарушениями развития в классе совместно с условно нормативными детьми.     Индивидуальная образовательная программа реализуется через Индивидуальный образовательный план  корректируемая часть Индивидуальной образовательной программы, структурированная программа действий администрации, учителей, специалистов психолого- педагогического сопровождения, родителей обучающегося/воспитанника с ограниченными возможностями здоровья на некотором фиксированном этапе обучения (четверть, триместр, полугодие). 
Организационно-педагогические условия проектирования и реализации ИОП: 
1) Наличие в ОУ службы сопровождения, в рамках которой проводится комплексная оценка специалистами необходимости и целесообразности разработки для ребенка с ОВЗ ИОП. В качестве оптимальной структуры сопровождения обучающихся в образовательном учреждении выступает школьный ПМПк (психолого-медико-педагогический или психолого- педагогический консилиум). 
2) Согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка по Индивидуальной образовательной программе. 
3) Наличие подготовленных педагогических кадров. В таблице в обобщенном виде представлены функции различных групп специалистов, обеспечивающих разработку и реализацию Индивидуальных образовательных программ для детей с ОВЗ (детей-инвалидов), обучающихся в общеобразовательной школе: 
Группа Функционал
Администрация Проектирование образовательного процесса с учетом разработки и реализации ИОП для детей с особыми образовательными потребностями, в том числе  детей с ОВЗ (детей-инвалидов): 
 финансовое обеспечение реализации ИОП; 
 внесение изменений в существующие и разработка новых локальных нормативно-правовых и регламентирующих документов (Устав ОУ, ООП НОО, приказы, положения и т. д.); 
 кадровое обеспечение реализации ИОП (наличие кадров, повышение квалификации, стимулирование); 
 обеспечение материально) технических условий, специального учебного оборудования, оборудования для использования тех или иных методов, приемов, технологий.
Специалисты психолого- педагогического сопровождения (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель- дефектолог, социальный педагог, тьютор), члены ПМПк разработка индивидуальных образовательных программ;  отслеживание динамики развития обучающегося; 
 оценивание успешности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в освоении программ и в случае, необходимости внесение необходимых коррективов;
  помощь педагогам в выборе адекватных методов и средств обучения; 
 проведение индивидуальных и групповых коррекционно- развивающих занятий; 
 консультирование родителей.
Учитель (основной) Проектирование образовательного процесса в инклюзивном классе с учетом реализации ИОП, создание условий для развития позитивных потенций каждого ребенка: 
 разработка рабочих программ по предметным областям с учетом образовательных потребностей и возможностей обучающихся; 
 организация развивающей среды в классе; 
 формирование у всех обучающихся положительной учебной мотивации; 
 применение технологий обучения и воспитания, отвечающих задачам развития всех детей и Индивидуальных образовательных программ; 
 выстраивание взаимоотношений сотрудничества с родителями обучающихся, в том числе  детей с ОВЗ.
Особенности работы над Индивидуальной образовательной программой: 
1) Разрабатывается в рамках деятельности ПМПк коллегиально. 
2) Разрабатывается на определенный ограниченный во времени период (учебный год, ИОП  четверть, триместр, полугодие). 
3) По окончании периода производится оценка достижений ребенка - динамики его развития, освоения образовательной программы, адаптации в группе сверстников, школьном коллективе. Так же предполагается анализ динамики и эффективности работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения. По результатам всех заключений происходит корректировка программы.