Из опыта работы по сопровождению профессиональной адаптации молодых учителей в образовательной организации
Из опыта работы по сопровождению профессиональной адаптации молодых учителей в образовательной организации
Негодина Инна Сергеевна, учитель географии МАОУ «Зональненская СОШ» Томского района Томской области
Аннотация: данная статья посвящена проблеме профессиональной адаптации молодых педагогов в современной социально-экономической ситуации. В работе раскрыта сущность профессиональной адаптации начинающих педагогов, сформулированы психолого-педагогические трудности, с которыми сталкивается молодой учитель, и их причины. Представлены также современные формы сопровождения молодого специалиста.
Учитель – это не просто профессия, это образ жизни, призвание. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем труд преподавателя.
Современный ритм жизни требует от учителя постоянно продолжающегося профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Сегодня, как и во все времена, учитель – это не только хранитель знаний, умений и навыков, образец поведения, подражания для детей, сколько мастер, способный научить обучающихся находить нужные знания в бездонном океане современных наук, приобретать опыт самообразования и саморазвития. Учитель в первую очередь должен вдохновлять своих подопечных на учение.
Но в любой профессиональной сфере с течением времени наступает период, когда обновление рабочего коллектива или, иными словами, естественная возрастная ротация, как норма успешного существования любой профессиональной группы, становится неизбежной. В противном же случае отрасль умирает без свежего притока.
Молодой учитель, начинающий свою педагогическую деятельность в школе, нередко теряется. Знаний, полученных в вузе, достаточно, но школьная практика показывает, что молодым учителям не хватает педагогического опыта. Зачастую возникающие у молодого специалиста трудности связаны со слабой методической подготовкой, отсутствием возможностей организации своей педагогической деятельности, недостаточным владением приемами и методами обучения. Готовясь к уроку, молодой педагог не может выделить приоритетные цели и задачи, что приводит к низкой эффективности обучения.
Профессиональная некомпетентность молодых учителей связана и с тем, что они плохо контролируют и порой не верно строят свою речь. Неумение разъяснить учебный материал молодой учитель воспринимает как собственную профессиональную непригодность и зачастую делает неверный вывод о правильности выбора своей профессии.
Общим для всех начинающих учителей является то, что они хорошо представляют цели, задачи школы и свое социальное назначение в ней, имеют достаточно высокий уровень общеобразовательной подготовки. Однако специфические особенности учительского труда и профессиональные возможности каждого учителя, отсутствие опыта, разрыв между знаниями и умениями приводят к разнообразным трудностям в период адаптации.
Как следствие происходит не всегда оправданный отток молодых учителей, не нашедших себя в выбранной специальности.
Наставничество является наиболее значительным фактором в процессе профессиональной адаптации молодого преподавателя, специфической методикой, которая представляет собой постоянный диалог между опытным педагогом и начинающим учителем. Организация наставничества носит поэтапный характер и включает формирование и развитие функциональных и личностных (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) компонентов деятельности преподавателя. Наставник проверяет уровень профессиональной компетенции молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей [1, c. 35–36]. Молодой преподаватель должен чувствовать постоянную поддержку старших, опытных наставников: администрации, председателя методического объединения, учителей-коллег, классных руководителей и психологов. Ведь все они могут и помочь «новичку» в календарно-тематическом планировании, и рассказать о специфике работы с детьми и поделиться опытом.
С этой целью Региональным центром развития образования города Томска была разработана региональная программа профессиональной адаптации и развития молодых учителей «Три горизонта».
Цели и задачи программы:
обеспечение эффективной профессиональной адаптации молодых учителей;
организация поддержки в развитии профессиональных навыков молодых учителей;
знакомство молодых учителей с инновационным педагогическим сообществом;
оценка потенциала и планирование дальнейшего профессионального и карьерного развития молодых учителей;
эффективное использование опыта лучших и потомственных учителей Томской области;
развитие практики наставничества.
В ходе реализации Программы стажировки для молодых учителей по теме «Современный урок. Проектирование и проведение» я стала наставником для учителя географии МАОУ лицей № 7 г. Томска.
Целью данной Программы является совершенствование и развитие профессиональных компетенций молодых педагогов в форме стажировки по вопросам проектирования и проведения современного урока.
Индивидуальная стажировка, «Проектирование современного урока», носила личностно-ориентированный характер и направлена на решение индивидуальных проблем стажеров в разработке и проведении урока.
Я прошла обучение на подготовительном 16-часовом семинаре «Требования к современному уроку в соответствии с ФГОС». Это позволило мне и стажеру опираться на одни и те же теоретические положения при разработке уроков.
Содержательный блок программы (план-схема стажировки) 1.Беседа наставника со стажером с целью определения единого понятийного пространства по теме стажировки. Разработка модели технологической карты урока, соответствующей осваиваемой технологии деятельностного типа.
2.Посещение открытого (эталонного) урока №1 наставника в 6 кл «Состав и строение атмосферы», наблюдение, анализ.
3.Совместное (стажер и наставник) планирование и проведение стажером открытого урока (стажерская проба 1) в 6 кл «Температура воздуха» по разработанному сценарию на рабочем месте наставника. Самоанализ и анализ урока. Выявление достижений стажера в проведении урока по совместно разработанному сценарию, фиксация недостатков.
4. Посещение открытого (эталонного) урока №2 в 6 кл «Атмосферное давление. Ветер» наставника, наблюдение, анализ.
5.Самостоятельное проектирование сценария урока стажером и проведение открытого урока в 6 кл «Влажность воздуха. Облака» на рабочем месте стажера (стажерская проба №2). Видеозапись урока.
Контрольно-оценочный блок стажировки 1.Анализ и оценка урока (видеозапись) наставником. 2.Подготовка рекомендаций стажеру по совершенствованию подготовки и проведения урока.
Совместная с наставником деятельность позволило молодому учителю получить ценный профессиональный опыт. Наши разработки уроков вошли в банк дидактических материалов программы «Три горизонта».
Итогом стажировочной площадки стал:
региональный Фестиваля открытых уроков молодых специалистов, который состоялся 22 апреля 2015 года на базе РВЦИ МАОУ лицей № 7 г. Томска. Молодым педагогом был показан разработанный совместно со мной урок в 6 классе «Погода и климат»;
призовое место в региональном этапе Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Мой лучший урок» в 2016 году;
победа в финальном этапе Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Мой лучший урок» в марте 2016 года в г. Москва;
участие во Всероссийском молодежном образовательном форуме «Балтийский Артек» в июле 2016 года.
В результате стажировки молодой педагог научилась:
составлять ориентировочные основы универсальных учебных действий и задания, направленные на их формирование;
разрабатывать инструментарий педагогической диагностики с помощью компьютерной программы «My Test» (создание и редактирование тестов, организация компьютерного тестирования, компьютерная обработка полученных результатов);
разрабатывать и реализовывать сценарий урока в соответствии с требованиями выбранной современной педагогической технологии;
разрабатывать материалы для участия в профессиональных педагогических конкурсах.
Список литературы
1. Барыбина И.А. Организация наставничества в школе / И.А. Барыбина // Справ. педагога-психолога. Школа. – 2012. – №7. – 67 c.
2. Дворядкина Д.А. Проблемы адаптации молодого учителя в современной школе: Материалы IV Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» 15 февраля – 31 марта 2012 года / Д.А. Дворядкина. – Ростов на/Д, 2012. – 35 с.
3. Зарина Г.Д. Адаптация молодого специалиста / Г.Д. Зарина // Директор шк. – 2009. – №2. – 84c.
4. Подготовка высококвалифицированных педагогов: международный опыт Институт международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) 24 августа 2011 г [Электронный ресурс]. – Режим доступа:.http://iori.hse.ru/news/oecd/page2.html