конспект урока по обществознанию на тему Конституция Приднестровской Молдавской Республики
Методическая разработка урока
1. № ООО МОУ «БСОШ № 13»
2. Ф.И.О. педагога Гылка Наталия Васильевна
3. Предмет обществознание
4. Класс, профиль 9-Б, общеобразовательный
5. Программно-методическое обеспечение: Типовая программа для общеобразовательных учреждений (5-11 кл.). Тирасполь: ГИПК,2000.
Обществознание. Учебное пособие для учащихся IX класса общеобразовательных школ ПМР. Ломакина В.И.; ГИПК, 2004.
6. Тема урока: Конституция Приднестровской Молдавской Республики
7. Цель урока:
1. разъяснить учащимся сущность Основного закона страны, познакомить с правовым статусом гражданина ПМР;
2. формирование умения работать в группе, выражать свои собственные взгляды, аргументировать;
3. сформировать уважительное отношение к правам и обязанностям друг друга.
8. Тип урока: изучение нового материала
9. Оборудование: высказывания, Конституция ПМР, раздаточный материал, презентация.
«Какая конституция самая лучшая?
Та, которая лучше исполняется»
Л.Берне ( 1786-1837 ),
немецкий публицист,
литературный критик
10. Ход урока:
Объявление темы занятия.
1.Вводное слово учителя.
- Какое событие наша страна празднует 24 декабря? - Я думаю, что вы понимаете, как наша судьба не отделима от судьбы Приднестровской Молдавской Республики, в которой мы все живем, как важна тема урока « Конституция ПМР».
2. Работа над эпиграфом урока.
- Эпиграфом нашего занятия являются слова известного немецкого публициста и литературного критика Берне: «Какая конституция самая лучшая? Та, которая лучше исполняется».- Как вы понимаете смысл данных слов?
(в переводе с латинского означает «устройство», «постановление»)
-Что такое Конституция? (Мы говорили на прошлых урока)
- Сегодня мы рассмотрим следующие вопросы:
Основной закон страны.
История развития Конституции ПМР.
Структура Конституции.
Правовой статус гражданина ПМР. Что значит быть гражданином ПМР?
Основные права и обязанности человека и гражданина.
Логическое задание классу: Определить, что может сделать каждый молодой человек, обучающийся в школе, для процветания Приднестровской Молдавской Республики и нашего города?
Тестирование: (презентация)
1. Соотнесите определения и понятия:
а) противоправное поведение гражданина или учреждения;
б) предусмотренное уголовным правом общественно опасное деяние, приносящее вред личности, обществу или государству;
в) нарушение правопорядка с меньшей степенью общественной опасности;
1) преступление;
2) проступок;
3) правонарушение.
2. Правовая связь человека с государством называется:
а) ответственностью; б) гражданством; в) законом.
3. Какая из видов правовой ответственности человека осуществляется только в судебном порядке?
а) уголовная ответственность;
б) гражданская ответственность;
в) административная ответственность;
г) дисциплинарная ответственность.
4. Какой из перечисленных признаков не относится к правовому государству?
а) верховенство закона;
б) незыблемость прав и свобод человека;
в) разделение властей;
г) наличие Конституции.
5. С какого возраста в России наступает уголовная ответственность?
а) с 14 лет; б) с 16 лет; в) с 18 лет
Проверьте правильность выполненных заданий:
№
Ответ
Кол-во баллов
1.
А-3
Б-1
В-2
3
2.
Б
1
3.
А
1
4.
Г
1
5.
А
1
Поставьте оценку
Баллы
оценка
8
5
6-7
4
4-5
3
Основная часть:
1. Работа с понятиями. Задание по группам. (Раздаточный материал)
I группа: Понятие «Гражданин»
Задание – Какие значения слова гражданин вам известны?
Обращение к человеку.
Высокое звание, которым человека удостаивают за определённые поступки (почётный, уважаемый).
Лицо, принадлежащее к постоянному населению.
Гражданин – житель какой-то страны, имеющий право гражданства, участник правовой и политической жизни.
II группа: Понятие «Гражданские качества»
Каждый человек и гражданин обладает определенными чувствами.Задание - Выберите из предложенного списка качества человека, которые на ваш взгляд являются гражданскими.
Гуманность Скромность Чувство справедливости Честность Чувство долга Чувство чести Искренность Чувство вины Стыдливость Сочувствие Милосердие Ответственность. Задание - Объясните свой выбор. Ребята! Какими же качествами должен обладать настоящий гражданин?
III группа: Понятие «Патриот»
Задание – Определить, какое понятие зашифровано в данных словах?
Полезный, активный, творческий, решительный, инициативный, организованный, толерантный.
- Патриотом часто называют человека, совершившего подвиг.
- Знаете ли вы героев - земляков?
IV группа: Понятие «Гражданство»
Задание – Выберите из предложенного списка определение понятия «гражданство»:
Совокупность прав и обязанностей гражданина.
Лицо, состоящее в устойчивом правовом государстве.
Постоянная политико-правовая связь лица и государства, выражающая в их взаимных правах и обязанностях.
Вопросу всему классу.
- Как можно стать гражданином ПМР?
Приобретение гражданства по рождению.
Приобретение гражданства в порядке регистрации.
Приём в гражданство (натурализация) – для иностранцев, проживающих на территории ПМР, не менее 3 лет.
- Как называется документ, подтверждающий, что вы являетесь гражданином страны? (паспорт)
2. Работа над первым вопросом.
Презентация Белозер А., Выдриной Е. – История развития Конституции ПМР.
Презентация Солодкого Е., Шевчука Е. – Структура Конституции.
3. Работа над вторым вопросом.
- Рассмотрим второй вопрос. Что такое правовой статус?
( Правовой статус человека составляет совокупность его прав и обязанностей ).
Запись в тетрадях.
- Какие международные документы, закрепляющие права человека, являются фундаментом российской конституции?
1948г. – Всеобщая декларация прав человека;
1950г. – Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод;
1959г. –Декларация прав ребенка;
1989г. – Конвенция о правах ребенка.
- Что значит быть гражданином Приднестровской Молдавской Республики сегодня?
( во-первых, это значит иметь права, установленные юридическими нормами;
во-вторых, получая от государства гарантии соблюдения прав, быть ему в чем-то обязанным)
4. Работа над третьим вопросом. Групповая работа.
Быть гражданином – значит пользоваться определенными правами и нести необходимые обязанности по отношению к своему государству. Эти права и обязанности определяются в основном законе страны Конституции ПМР.
Классификация основных прав человека:
Ограждающие человека от вмешательства в его жизнь других людей, государства и общества.
Обеспечивающие его активность в государственной и общественной жизни.
Обязывающие государство заботиться о человеке.
Перед вами слайды, отражающие основные права и свободы человека и гражданина ПМР.
Задание: Определите и записать в таблице какие права относятся к :
I группа - Ограждающие человека от вмешательства в его жизнь других людей, государства и общества.
II группа- Обеспечивающие его активность в государственной и общественной жизни.
III группа, IV группа - Обязывающие государство заботиться о человеке.
Раздаточный материал. Таблица на листах по группам.
Вывод:
Классификация основных прав человека
Перечень основных прав человека, отраженных в законодательстве ПМР
/. Ограждающие человека от вмешательства в его жизнь других людей, государства и общества
Право на жизнь, неприкосновенность личности, частной жизни, жилища, на сохранение личной и семейной тайны, тайны личной переписки. Право на самостоятельное определение национальности, свободу мысли, совести и религии, а также право наследования, владения имуществом и частной собственностью
2. Обеспечивающие его активность в государственной и общественной жизни
Право на труд и вознаграждение за него, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Право на отдых, свободу творчества, получение и распространение информации, на пользование учреждениями образования и культуры. Право на трудовые споры, предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность, право на создание объединений граждан для защиты своих интересов, проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий, участие в управлении делами государства и общества, на свободное определение своего гражданства и т.п.
3. Обязывающие государство заботиться о человеке
Право на жилье, охрану здоровья и медицинское обслуживание, рождение и воспитание детей, на образование, социальное обеспечение в случае старости, болезни, инвалидности, на благоприятную экологическую среду и достоверную информацию о ее состоянии. Право на судебную защиту, равенство перед законом и судом, квалифицированную юридическую помощь, возмещение вреда, причиненного человеку не правовыми действиями органами государственной власти, местного самоуправления или их должностными лицами.
Конституция ПМР гарантирует равенство прав и свобод независимо от пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения, принадлежности к общественным организациям и других обстоятельств.
Основные обязанности человека и гражданина ПМР:
Статья 47
Осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданином и человеком своих обязанностей перед обществом и государством.
Статья 48
Защита Приднестровской Молдавской Республики - священный долг для каждого. Законом устанавливается всеобщая воинская обязанность.
Статья 49
Каждый обязан соблюдать Конституцию и законы, уважать права, свободы, честь и достоинство других людей.
Статья 50
Каждый обязан бережно относиться к окружающей природе.
Статья 51
Каждый обязан оберегать культурное и духовное наследие народа Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 52
Каждый обязан платить налоги и местные сборы, установленные законом.
IV. Подведение итогов.
1. Выполнение логического задания.
- Что может сделать каждый молодой человек, обучающийся в школе, для процветания Приднестровской Молдавской Республики и нашего города?
- Становление личности человека происходит под влиянием многих факторов, но, в первую очередь, от нас самих, от того какие цели я ставлю перед собой, какова моя гражданская позиция, воспитываю ли я в себе примерного семьянина, достойного жителя своего города, гражданина ПМР, человека демократического общества.
И сейчас мы постараемся разработать программу саморазвития:
«Моя гражданская позиция».
Задание: В группах обсудить одно из направлений программы саморазвития
«Моя гражданская позиция». Раздаточный материал ( 4 домика):
I группа: Я – гражданин ПМР
II группа: Я – достойный житель своего города
III группа: Я – будущий семьянин
IV группа: Я – успешный ученик
Ожидаемый результат
Я – гражданин ПМР
Я – человек с активной жизненной позицией, участник социальных проектов
Я - знаю историю моей Родины
Я- знаю структуру политической власти страны и местного самоуправления
Я - принимаю многонациональность ПМР и ценю самобытность разных культур
Я - с уважением отношусь к национальным символам
Мне небезразличны актуальные проблемы страны
Я – достойный житель своего города
Я люблю свою малую родину, земляков
Я соблюдаю чистоту в своём районе
Я – участник местных праздников и акций
Я- участвую в благоустройстве района и школьного двора
Я – краевед: знаю историю своего края, ухаживаю за памятниками
Я - берегу природу родного края
Я – будущий семьянин
Я – хороший сын (дочь), стараюсь не огорчать родителей, помогать им
Я – заботливый брат (сестра), помогаю младшим в учёбе
Я – внимательный внук ( внучка), уважаю пожилых людей, ценю их жизненный опыт
Я- изучаю права и обязанности ребёнка в семье, я против насилия в семье
Учусь строить взаимоотношения в семье на основе понимания и уважения друг к другу
Я – будущий семьянин. Я знаю свою родословную и ценю семейные традиции
Я – успешный ученик
Я - учусь с удовольствием, умею добывать знания
У меня есть цель и я знаю, как её достичь, я уверен в себе
Я - умею писать эссе и рефераты, разрабатывать проекты
Я- владею компьютером и Интернетом
Я- умею управлять саморазвитием. Ценю время, организован
Я - трудолюбив, развиваю свои способности, участвую в олимпиадах, проектах и конкурсах.
3. Рефлексия
- Предлагаю всем выйти в круг. У меня в руках песочные часы – символ быстротечного времени, передавая их друг другу, скажите несколько слов о нашем уроке.
- Пусть наш круг даёт поддержку в тяжёлую минуту. Мы все граждане одной страны с названием Приднестровская Молдавская Республика, мы – бендерчане. Только в согласии и единстве наша сила.
IV. Домашнее задание. Стр. 17 – 21. Учебное пособие для учащихся IX класса общеобразовательных школ ПМР. Задание № 4 письменно.
V. Выставление оценок.
15