Статья Развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников в рамках деятельности научного общества учащихся
Развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников в рамках деятельности научного общества учащихся
Мы живем в период модернизации российской образовательной системы. Переход на новые образовательные стандарты предъявляет принципиально новые требования к педагогическому сообществу и привносит в образовательное пространство школы инновационные подходы в обучении и воспитании ребенка. На сегодняшний день социальным заказом общества можно считать формирование творческой личности с широким научным кругозором, неординарным мышлением, умеющей ставить и решать оригинальные задачи. Школа решает поставленные перед ней задачи путем урочных и внеурочных форм работы, где особое место отводится совместной субъектно-ориентированной деятельности ученика и учителя.
В частном учреждении образовательной организации Школе «Выбор» г. Москвы функционирует научное общество учащихся «Парнас», которое руководствуется в своей деятельности Положением о научном обществе учащихся «Парнас» ЧУОО Школы «Выбор».
Научное общество учащихся «Парнас» в той или иной степени определяет работу всех методических объединений школы. Особо следует отметить работу методического объединения учителей естественно-математического цикла.
Прежде всего, педагоги естественнонаучной кафедры школы стремятся выявить детей, заинтересованных в научно-познавательной деятельности. С этой целью учителя МО опираются на апробированные на практике методы:
выявление критериев, позволяющих судить о естественно-математическом складе ума у школьника;
анкетирование учащихся школы для определения личностных интересов каждого ученика;
сбор сведений у учителей-предметников и классных руководителей о наличии естественно-математических способностей школьников;
мониторинг мнения родителей о склонностях и сфере интересов их ребенка;
участие в интеллектуальных состязаниях и тестовых программах различного уровня, позволяющих определить способности ученика;
анализ соотношения результатов тестирования и успехов в реальной деятельности;
проведение внеурочных мероприятий, позволяющих ребенку проявить свои способности.
Работа методического объединения учителей естественнонаучного цикла с учениками школы в рамках НОУ «Парнас» осуществляется по нескольким направлениям:
Для развития природных задатков детей и поддержания их интереса к предметам естественно-математического цикла педагоги школы организуют еженедельные интеллектуальные состязания. Система проведения интеллектуальных игр спланирована таким образом, что в течение месяца проходит полный круг предметов естественно-научного цикла: математика, физика, химия, биология, география.
В интеллектуальных состязаниях принимают участие ученики 6 – 8 классов, самостоятельно формирующие разновозрастные команды и назначающие ведущего игры. Учителя подбирают для состязаний нестандартные задания, вопросы или проблемы, решить которые необходимо с оптимальным эффектом. Время игры составляет один академический час, во время которого главная роль отводится ученику, что способствует раскрытию творческого потенциала личности, а также самореализации и самовыражению ребенка.
Важно, что интеллектуальные состязания проводятся в игровой форме и несут в себе следующие характеристики:
В ожидании следующей интеллектуальной игры дети с нескрываемым интересом обсуждают услышанное и делятся впечатлениями от вопросов и заданий состязания. Забавно слышать, как участники научного общества «Парнас» хвастаются друг перед другом, чьи родители смогли ответить на заинтересовавшие их вопросы, а чьи затруднились.
Можно с уверенностью говорить об успехе педагогов ЧУОО Школы «Выбор» по вовлечению учащихся в активную внеурочную работу в рамках деятельности научного общества, число участников которого постоянно растет.
Таким образом, живой интерес к естественным наукам позволяет заинтересованным и мотивированным детям достичь значимых результатов в обучении как на уроках, так и во внеурочных мероприятиях (предметные олимпиады, интеллектуальные, творческие и проектно-исследовательские конкурсы). А победы ученика – это победы учителя в частности и школы в целом!
13PAGE 15
13PAGE 14115
Предметные
олимпиады
Проектно-
исследовательская
деятельность
Научные
лектории
Научно-
практические
конференции
Творческие
мероприятия
Интеллек-
туальные
состязания
Естественно-
научная
кафедра
школы
Научность
Расширенный объем материала
Практическая
направленность
Форма диспута
Метапредметный подход
Учет интересов учащихся
Интеллектуальные состязания
15