Проект «Современные образовательные технологии в формировании общих и профессиональных компетенций специалиста»

Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Краевой политехнический колледж»











Проект «Современные образовательные технологии в формировании общих и профессиональных компетенций специалиста»
Сроки реализации проекта: 2013-2015 гг.






Автор проекта:
Овчинникова И.В.







Чернушка – 2013


Обоснование проекта
Активный процесс совершенствования рынка образовательных услуг побуждает учебные заведения пересматривать подход к подготовке профессиональных кадров: необходимо заниматься внедрением новых технологий, методов и приемов обучения, созданием новых форм организации педагогической деятельности.
Поиск направлений совершенствования качества подготовки специалистов в условиях формирующегося рынка труда, с одной стороны, и удовлетворение запросов личности в образовательных услугах - с другой, заставляют образовательные заведения пересматривать учебный процесс, совершенствовать технологии обучения.
Анализ ситуации свидетельствует, что современные образовательные технологии (технологии интерактивного обучения, кейс-технология, ИКТ, технология развития критического мышления, проблемное обучение) применяют 37 % педагогов. Методикой проведения компетентностно- ориентированного занятия владеют только 26 % педагогов. Треть педагогов применяет приемы совместного целеполагания, итоговой рефлексии. Но, несмотря на целенаправленную работу, педагогами недостаточно используются знания по учебному проектированию, организации учебного исследования на уроке, современным способам работы с текстовой информацией.
Процесс освоения образовательных технологий должен охватывать большую часть педагогического сообщества колледжа. Поэтому география проекта широка: участниками проекта являются все филиалы и базовое учреждение. Разработчиками проекта определен перечень технологий, органично, вписывающихся в образовательный процесс профессионального учреждения в условиях реализации ФГОС: проектная технология, проблемное обучение, технология развития критического мышления, модерация, кейс-стади, учебная фирма.
Во всех технологиях присутствуют:
включение обучающегося в деятельность за счёт специальных заданий аналитического или проектного характера;
групповые, дискуссионные формы работы;
возможность выбора задания или способа, режима его выполнения, формата представления;
возможность (и необходимость) формировать свою позицию, формулировать мнение;
презентация продукта образовательной деятельности (проекта, исследования, эссе, модели и т.д.);
рефлексия результата и процесса.
Проект направлен на совершенствование образовательного процесса, так как применение современных образовательных технологий (изменение педагогических подходов) будет способствовать подготовке высококвалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда и готового к профессиональному росту.
Таким образом, ключевой идеей проекта является проектирование педагогической деятельности нового типа в условиях реализации ФГОС










Цель:
Поиск и реализация эффективных стратегий, методов и форм использования современных образовательных технологий, направленных на формирование общих и профессиональных компетенций

Задачи:
1. Определить педагогические условия выбора современных методов и технологий обучения, способствующих формированию ОК и ПК
2. Создать модель развития профессионального мастерства педагога
3. Установить особенности и доказать эффективность применения современных образовательных технологий
4. Сформировать модель конкурентоспособного специалиста на основе выявленных характеристик рынка труда и требований к подготовке специалиста

Последовательность действий (механизмы) по реализации проекта:
Формирование проектных групп
Определение содержания и организационно-педагогических условий деятельности ПГ (проект/план/программа/инструменты)
Курсы повышения квалификации по теме «СОТ в условия реализации ФГОС»
Изучение, анализ СОТ, определение педагогических целей
Подбор методов обучения, учет особенностей СОТ
Пилотная апробация/включение в инновационную деятельность
Диссеминация (распространение) опыта
Внедрение опыта эффективного использования СОТ в практику работы колледжа

Ожидаемые результаты:
Целевой обмен опытом, сориентированный на решение технологических аспектов организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС
Командный поиск решений обозначенных вопросов
Ситуация успешного повышения профессионализма: владение технологиями, развитие творческой деятельности, активная позиция каждого участника ПГ
Реализация ФГОС, увеличение количества педагогов, применяющих СОТ на 20%
СОТ могут существенно повысить эффективность образовательного процесса
Модель выпускника
Инструмент для мониторинга:
Анкетирование педагогического состава на предмет применения СОТ в практике своей работы
Посещение уроков
Участие в конференциях, семинарах. Презентация опыта.
Проведение мастер-классов


Дорожная карта проекта
№ п/п
Содержание
Сроки
Результат

Определить педагогические условия выбора современных методов и технологий обучения, способствующих формированию ОК и ПК

1
Формирование проектных групп по территориальному признаку
Сентябрь 2013
Положение о проектной группе, списочный состав

2
Проведение организационного совещания-семинара
2 октября 2013
Единые требования к проекту

3
Методическое сопровождение подпроектов по проектированию образовательного процесса с использованием СОТ, организации педагогической деятельности нового типа
В течение всего периода
Разработка диагностического инструментария
Создание методических рекомендаций

4
Диагностика студентов
До 15 октября 2013
Выявление уровня сформированности компетенций

5
Разработка подпроектов
До 8 октября 2013
Проект, определение экспериментальных групп

6
Курсовая подготовка
Октябрь 2013, 2014
2015
Обучено 30 чел.
Обучено 5 чел.
Обучено 5 чел.

7
Консультирование руководителей проектных групп
В течение всего периода
Решение проблемных вопросов

Установить особенности и доказать эффективность применения современных образовательных технологий

8
Изучение особенностей технологий

2013
Подбор методов, приемов

9
Выработка общих подходов к проектированию образовательного процесса

2013-2014
Конструирование урока, занятия, внеаудиторной самостоятельной работы

10
Промежуточная диагностика
Май, 2014
Корректирование, подбор методов, приемов и форм обучения

11
Итоговая диагностика
Декабрь-март, 2015
Модель конкурентоспособного специалиста

12
Реализация подпроектов
2013-2015
Апробация новых подходов

13
Анализ работы проектных групп
За семестр
Аналитическая справка

14
Диссеминация опыта
2014-2015
Публикации, участие в НПК, семинарах, открытые уроки

15
Проведение обучающих семинаров, мастер-классов для педагогов колледжа
2015
Модель развития профессионального мастерства педагога



Профессиональные риски
сопротивление части педагогов внедряемым изменениям;
недостаточная методическая поддержка;
недостаточное взаимодействие с «заказчиком»
Выход: введение механизмов стимулирования инновационной деятельности педагогов, эффективное планирование ПГ










15