Методическая разработка к проведению открытого воспитательного занятия на тему «Вредные привычки»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГПОУ «ГОРЛОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭКОНОМИКИ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
к проведению открытого воспитательного занятия
на тему «Вредные привычки»
Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии профессиональной электромеханической подготовки
Протокол № от . .2016 г.
Председатель комиссии
___________________ Е.П. Бондаренко
Подготовил преподаватель
А.В. Исаев
Горловка, 2016
Методическая разработка открытого воспитательного занятия на тему «Вредные привычки»
Подготовил: А.В. Исаев, преподаватель Горловского колледжа промышленных технологий и экономики – 2016 г.
Методическая разработка создана в помощь преподавателям и кураторам для проведения воспитательных часов. Приведенный в разработке пример воспитательного часа имеет законченный вид и может использоваться как готовый сценарий. А также может стать лишь планом для создания нового мероприятия, то есть не ограничивает творческий подход к воспитательной работе и позволяет несколько изменить при использовании имеющегося материального обеспечения.
Рецензенты
– преподаватель , специалист высшей категории Т.А. Мержева – преподаватель , специалист высшей категории Е.П. Бондаренко
Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии профессиональной электромеханической подготовки (протокол № от __.__.2016г.СОДЕРЖАНИЕ Стр.
Введение 4
1. Основная часть 5
1.1 План воспитательной работы 5
1.2 Ход воспитательной работы 5
1.3 Сценарий воспитательной работы 6
2. Заключительная часть (выводы) 14
Список литературы 15
ВВЕДЕНИЕ
Наш воспитательный час на тему «Вредные привычки» посвящен Всемирному дню не курения, который проводится 31 мая.
Человеческая жизнь и здоровье - наибольшие жизненные ценности, стоимость которых трудно переоценить.
Курение табака в наше время стало одним из наиболее распространенных вредных привычек. Большинство будущих курильщиков втягиваются в курение в детском и юношеском возрасте. Именно они являются тем резервом, который постоянно пополняет ряды взрослых курильщиков. Данные мировой статистики свидетельствуют, что численность курильщиков продолжает увеличиваться в основном за счет женщин и детей. К сожалению, растет и производство табачных изделий.
Бесполезно узнавать у курильщика, почему он это делает. Он и сам не знает. Зато знают психологи и физиологи. Так проявляется инстинкт подражания. Именно он заставляет детей, подростков и даже взрослых людей впервые взяться за сигарету и поддерживает эту привычку у тех, кто на самом деле не имеет никотиновой зависимости. Легенда о успокаивающем и антистрессовом действии табака не выдерживает никакой критики. Зато действительно успокоительным является ритуал зажигания сигареты. Эти рефлекторные движения тесно связаны в подсознании курильщика с паузой, моментом отдыха, "перекуром". И поэтому на сегодняшнем воспитательном часе мы попробуем выяснить, зачем люди курят и какое воздействие на организм человека оказывает курение табака.
1 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
План воспитательной работы
Тема: «Вредные привычки»
Группа: 13 АСУ
Место проведения: аудитория № 113
Воспитательная цель - воспитать отрицательное отношение к курению как антиобщественного явления, что приводит к деградации личности. Воспитать здоровый образ жизни у молодого поколения и высокие моральные ценности. Обратить внимание на предупреждение курения среди молодежи, снизить уровень потребления табачных изделий, способствовать здоровому образу жизни.
Дидактическая цель - обобщить и систематизировать знания студентов о вреде курения, обратить особое внимание на негативное влияние никотина на организм человека и предостеречь студентов от его употребления.
Методическое обеспечение – видеофильм «О вреде курения»
Техническое обеспечение: компьютер, проектор.
1.2 Ход воспитательной работы
Организационные мероприятия. Подготовка аудитории к проведению классного часа.
Ознакомление студентов с темой воспитательного часа, планом занятия.
Объявление темы и цели занятия.
Мотивация воспитательного мероприятия. Курение табака в наше время стало одним из наиболее распространенных вредных привычек. Большинство будущих курильщиков втягиваются в курение в детском и юношеском возрасте. Данные мировой статистики свидетельствуют, что численность курильщиков продолжает увеличиваться в основном за счет женщин и детей. Эта проблема широко освещена в научной и медицинской литературе. Но хотелось бы еще раз обратить на нее внимание.
Проведение мероприятия. Изучение нового материала в форме рассказа с элементами беседы.
Закрепление познавательных аспектов. Выступления студентов в течение всего урока, советы врача, астролога и исторические факты.
Выводы. Мода на курение на Западе прошла лет двадцать назад. Но в нашей стране достигла пика своей популярности. Разве нам мало Чернобыля с его фатальными последствиями, которые ощущаются до сих пор и еще долго будут сказываться? Ведь курение, его распространения это тоже катастрофа, как социальная, так и экологическая.
1.3 Сценарий воспитательной работы
Вначале участники делятся на две команды
Команды придумывают себе название
Наша встреча сегодня посвящена актуальнейшей проблеме современности – здоровому образу жизни, основными составляющими которой являются:
1.) отказ от курения; 2.) отказ от алкогольных напитков; 3) отказ от наркотиков; 4)отсутствие всевозможных заболеваний; 5.) занятия физкультурой и спортом; 6.) отказ от сквернословия.1-ый тур.
От каждой команды выбирается по два участника. Им предлагается нарисовать плакат на тему «Хочешь жить – бросай курить». Они отсаживаются за отдельные столы и приступают к работе.
Классный руководитель знакомит ребят об истории появления табака в Европе.
Курение табака возникло еще в глубокой древности. В Европу табак попал из Америки, где побывал мореплаватель Христофор Колумб. Высадившись на незнакомый берег, Колумб и его спутники увидели, что туземцы — взрослые и дети — держали в зубах дымящиеся пучки тлеющих листьев неизвестного европейцам растения. Выяснили, что «дикари» традиционно используют листья для частого вдыхания дыма.
Туземцы предлагали путешественникам покурить и воспринимали отказ как проявление враждебности или недоверия.
Возвращаясь в Европу, Колумб захватил с собой несколько кип сушеных листьев «табакко» и... нескольких курильщиков. Он рассчитывал развлечь своих соотечественников невиданной экзотикой. Так и случилось: краснолицые «дикари», украшенные перьями и пускающие дым изо рта, поразили весь испанский двор.
Вскоре табак попал во Францию: Жан Нико, бывший послом в Испании, привез оттуда листья и семена табака в подарок своей королеве Екатерине Медичи. От фамилии Нико произошло слово «никотин» — так называют основной компонент табака, самый ядовитый.
Постепенно курение стало «путешествовать» по Европе, дошло до России, но активного распространения не получило, пока царевич Петр Алексеевич, постоянно общавшийся с чужеземцами, не научился курить... А потом он стал царем и начал, как известно, вводить в России «европейские» порядки, в том числе и не препятствовал распространению курения.
В конце XVI столетия в Англии за курение казнили, а головы казненных с трубкой во рту выставляли на площади. Французский король Людовик XIII издал специальный указ о том, что лишь аптекарям разрешается продавать табак, и только как лечебное средство. В Турции курильщиков сажали на кол. В Италии пятеро монахов, уличенных в курении, были заживо замурованы в монастырской стене. В Англии по указу Елизаветы I курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шее. В России в царствование Михаила Федоровича уличенных в первый раз наказывали палочными ударами, во второй — отрезанием носа или ушей. А что знают наши команды?
Предлагаем вопросы и три варианта ответов, один из которых верный. Какой?
За правильный ответ команде присуждается очко.
1. Родина табака:
а) Южная Америка. +
б) Южная Африка.
в) Южный полюс.
2. Колумб в 1492 году высадился на побережье Кубы и увидел аборигенов с дымящейся травой, употребляемой для курения, которую они называли...
а) папиросо.
б) сигаро. +
в) самокруто.
3. Кто обнаружил в табаке никотин?
а) Жан-Жак Руссо.
б) Жан-Поль Бельмондо.
в) Жан Нико. +
4. Екатерина Медичи использовала табак как лекарственное средство от...
а) насморка.
б) мигрени. +
в) простуды.
5. В какой стране табак в XVI веке был объявлен «забавой дьявола»?
а) В Испании.
б) В Италии. +
в) В Бразилии.
6. Книга, написанная английским королем Яковом I в 1604 году, называется...
а) «О вреде табака». +
б) «О пользе курения».
в) «Об истории трубки».
7. Самый популярный способ употребления табака в США до XIX века?
а) Курение.
б) Нюханье.
в) Жевание. +
8. Кого называют «курильщиками поневоле»?
а) Тех, кто находится в обществе курящих. +
б) Тех, кого заставляют курить принудительно.
в) Тех, кто курит в тюрьме.
8. В XIX веке в Петербурге запрещалось курить на улице. Нарушителей порядка строго штрафовали. Кто выступал инициатором запрета на курение?
а) Медики.
б) Пожарные. +
в) Церковь.
9. При каком царе за курение табака — «дьявольского зелья» — в России секли кнутом, рвали ноздри и ссылали в Сибирь?
а) При Петре I.
б) При Михаиле Федоровиче. +
в) При Алексее Михайловиче.
10. В школах Китая юного курильщика ожидает изнурительное наказание. Какое же?
а) Тренировка на велотренажере. +
б) Бег на 1,5 км.
в) Мытье полов в школе.
11. Широко ведется борьба с курением в Болгарии. Какие профессии там объявлены «профессиями некурящих»?
а) Учителя и медики. +
б) Пожарные и милиционеры.
в) Егери и подводники.
12. В 1934 году во французском городе Ницце компания молодежи устроила соревнование — кто выкурит больше папирос! Двое «победителей» не смогли получить приз, так как скончались, выкурив...
а) 40 папирос.
б) 50 папирос.
в) 60 папирос. +
Команда, ответившая первой правильно, получает очко за каждый вопрос.
2-ой тур
Краткая статистика о курящих.
Люди начавшие курить до 15-летнего возраста, умирают от рака лёгких в 5 раз чаще, чем те, которые начали курить после 25 лет. Длительно и много курящие в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 - инфарктом миокарда, в 10 раз - язвой желудка и в 30 раз - раком лёгких.
Нет такого органа, который бы не поражался табаком: почки и мочевой пузырь, половые железы и кровеносные сосуды, головной мозг и печень.
Учёные выяснили, что курение в 2 раза опаснее для растущего организма, чем для взрослого. Смертельная доза для взрослого человека содержится в одной пачке сигарет, если её выкурить сразу, а для подростков - в половине пачке. Были даже зарегистрированы случаи смерти подростков от подряд выкуренных двух-трёх сигарет из-за резкого отравления жизненно важных центров, в результате которого наступала остановка сердца и прекращалось дыхание.
Сердце у курящего делает в сутки на 15 тысяч сокращений больше, а питание организма кислородом и другими необходимыми веществами происходит хуже, так как под влиянием табака кровеносные сосуды у подростка сжимаются. Вот почему у курящих ребят слабеет память, вот почему среди них чаще встречаются неуспевающие в учёбе.Учёные выяснили, что в табаке содержится масса ядовитых веществ. Среди них наиболее известен никотин: по своей ядовитости он равен синильной кислоте.
Окись углерода (угарный газ) вступает в соединение с гемоглобином, который является переносчиком кислорода. При курении происходит резкое уменьшение содержания кислорода в крови. А это очень тяжело переносит головной мозг подростка. Аммиак раздражает слизистую оболочку рта, гортани, трахеи, бронхов. Вот почему у курильщиков не редкость рыхлость дёсен, язвочки во рту, часто воспаляется зев, что приводит к возникновению ангин. От длительного курения происходит сужение голосовой щели, появляется осиплость голоса.
В последние годы учёные уделяют пристальное внимание веществам, вызывающим рак. К ним в первую очередь относятся бензопирен и радиоактивный изотоп полоний-210. Если курильщик наберёт в рот дым, а затем выдохнет его через платок, то на белой ткани останется коричневое пятно. Это и есть табачный дёготь. В нём особенно много веществ, вызывающих рак. Если ухо кролика несколько раз смазать табачным дёгтем, то у животного образуется раковая опухоль.
Виде о вреде курения.
Викторина
1) Как говорят, когда дело плохо? (Дело табак!)
2) Дружба дружбой, а он врозь. Назовите его. (Табачок. «Дружба дружбой, а табачок врозь».)3) Голосом какого знаменитого актёра театра и кино говорит мультяшный кот Матроскин?
(Олега Табакова.)
4)Как называется тушка цыплёнка, разрезанная вдоль и поджаренная со специями?
(Цыплёнок-табака.)
5) Когда на Руси впервые появился картофель, некоторые его называли «чертовым яблоком». А что эти же люди называли «чертовым ладаном»? (Табак.)
6) На какие российские острова мечтают попасть все курильщики? (На Курильские острова.)
7)Это не только морской родственник окуня, но и остаток выкуренной сигареты. Назовите это.
(Бычок.)
8) Как называют короткий отдых или перерыв в работе? (Перекур.)
9) Как называется очень тонкая бумага для детского творчества? (Папиросная бумага.)
10) Знак перемирия у воинствующих индейцев – это... Что? (Трубка мира)
11) Известный лошадиный убийца – это... Кто? (Никотин.)
12) Почему ночной грабитель обходит стороной дом курильщика?
(Потому что он всю ночь кашляет и не спит.)
13) Почему собака не кусает курильщика?
(Он слаб и поэтому ходит с палкой, а собаки не кусают человека с палкой.)
14) Почему курильщик никогда не состарится?
(Потому что он умрёт молодым.)
3-й тур
Распечатываются тестовые вопросы «Если хочешь быть здоров – занимайся!»:
Изобретатель этого предрекал своему детищу две области применения – доставка почты и средство для похудения. Назовите современный прообраз этого предмета. (Велосипед)
П.Брегг говорит, что есть 9 докторов. Начиная с четвёртого, это: естественное питание, голодание, спорт, отдых, хорошая осанка и разум (человеческая душа). Назовите трёх первых докторов, упомянутых Брегом. (Солнце, воздух и вода).
О каком виде спорта говорится в остроумном английском изречении: «Это обмен знаниями при помощи жестов»? (О боксе.)
Очень долгое время на Олимпийских играх в Древней Греции был один единственный вид лёгкой атлетики. Какой? (Бег)
Появлению этой спортивной игры помогло обыкновенное недозрелое яблоко. С Востока эта игра пришла в Европу. В позапрошлом веке её привёз английский герцог, поместье которого находилось недалеко от города, откуда и берёт начало своё название эта игра. О какой спортивной игре идёт речь? (Бадминтон)
В русский язык это слово пришло в конце 18 века из французского языка. Так первоначально называли срочную почту, доставлявшую письма, донесения специальными посыльными, которые сменяли друг друга в пути в определённых пунктах. Назовите это слово, которое в наши дни получило значение.(Эстафета)
2 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Подведение итогов конкурса плакатов.
В конце подсчитываются очки. Команды награждаются.
Классный руководитель благодарит всех за участие и завершает классный час словами:
«Способность бросить вредную привычку зависит от вас: вашей собранности, воли.
Надо быть упорным и настойчивым. Начать курить легче, чем отказаться от курения.
Так давайте же не начинать курить: давайте беречь здоровье — свое и близких!»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Легкий способ бросить курить. Ален Карр.
Александров, А.А. Профилактика курения у подростков
А.А. Александров [и др.] Вопросы психологии. – 2008. - №2. – С. 55-61
Анташева Ю.А. «Курение и здоровье». Программа по профилактике курения среди несовершеннолетних // Социальная педагогика. – 2013. - №3. – С.70-80.
Дацун, Н.П. Проблема курения: организация исследовательской деятельности учащихся Химия в школе. – 2006. - №6. – С.63-66. (чз)
Матвеева М. Ребенок не закурит, если… Здоровье. – 2004. - №8. – С.70-71
Михеева Е.Б. Убийцы из сигареты: урок в 8-м классе ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2010. - №3. – С.11-16.
Сизанов А.Н. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. 5-11 классы, ПТУ / А.Н. Сизанов, В.А. Хриптович. – Москва: Вако, 2004. – 272 с.