Применение технических и программных средств информационных технологий в учебном процессе


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИКУМ»













ДОКЛАД

на тему

Применение технических и программных средств
информационных технологий в учебном процессе























Долгопрудный, 2014
Применение технических и программных средств информационных технологий в учебном процессе: доклад. Преподаватель А.Ю.Козловский. Долгопрудный: ГБОУ СПО МО «АТ», 2014. – 10 с.: ил.


Настоящий доклад подготовлен на основе личного 37-летнего опыта работы по специальности «Технология машиностроения» и применения технических и программных средств информационных технологий в учебном процессе.



































© Авиационный техникум, г.Долгопрудный
2014 г.
Содержание

№ п/п
Содержание пункта доклада
Страница

1
Введение
4

2
Процесс внедрения компьютерных технологий в учебный процесс
5

3
Выводы и рекомендации по применению информационных технологий в учебном процессе
6

4
Заключение
8

5
Библиографический список
10




































Введение

Совершенствование и распространение технологии обучения является приоритетной задачей Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).
Педагогическая технология – это, одной стороны, комплекс методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.
В 2003 г. Россия вошла в число участников Болонского процесса, последствием чего стала коренная перестройка значительной части сложившихся образовательных традиций, поставило задачу внедрения инновационных технологий, как в сам процесс образования, так и в процесс контроля над эффективностью и результативностью процесса обучения.
Необходимо также отметить, что в условиях рыночной экономики кардинально меняется сам подход к системе образования, особенно, в вопросе необходимости широкого применения информационных технологий.
Система требований к качеству образования изложена в Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования. При этом важным звеном системы качества любого образовательного учреждения является, прежде всего, наличие комплексного учебно-методического обеспечения как информационно-образовательного ресурса учебного процесса на базе современных информационных технологий, или, как их чаще называют, компьютерных технологий.
Национальная программа развития системы образования является одним из приоритетных направлений развития России в современных условиях информатизации практически всех сторон жизни.
Таким образом, современные условия образования предопределяют необходимость использование компьютерных технологий на всех стадиях учебного процесса, от подготовки к практическим и теоретическим занятиям и до выполнения выпускных квалификационных работ.
Процесс информатизации образования и связанное с этим использование возможностей компьютерных средств в процессе обучения приводит не только к изменению организационных форм и методов обучения, но и к возникновению новых методов обучения.
Телекоммуникационные технологии позволяют использовать локальные сети и глобальную сеть Интернет для обеспечения возможности проведения дистанционных уроков, показа видеоматериалов и анимационных материалов, находящихся на различных образовательных серверах, работы над учебными телекоммуникационными проектами, асинхронной телекоммуникационной связи, организации дистанционных олимпиад по учебным дисциплинам и т.п.
Применительно к инновационным процессам, с учетом их специфики, компьютерные технологии понимаются как система методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения и использования информации на основе применения современных компьютерных и других технических средств обучения.
Компьютерные технологии позволяют достаточно эффективно заменить современные дорогостоящие приборы при проведении практических и лабораторных занятий. В частности, пакеты программ позволяют проводить как самостоятельную подготовку студентов, так и используются в процессе изучения ряда специальных дисциплин.
Кроме того, правильно подобранное программное обеспечение позволяет: во-первых, снизить уровень затрат на материальную базу обучения, поскольку, с одной стороны, обеспечивают обработку информации, а, с другой стороны, являются предметом изучения в рамках лабораторных занятий специальных дисциплин и выпускных квалификационных работ; во-вторых, правильно оформлять учебную техническую документацию в соотве6тствии с действующими стандартами; в-третьих, защита выпускных работ с использованием современных средств визуализации позволяет дипломнику и его руководителю изменить принцип подготовки графического материала и самого доклада, т.к. во время защиты студент имеет возможность наиболее полно представить результаты своей работы над проектом.

Для реализации задач интенсификации учебного процесса, повышения наглядности изучаемого материала и проверки качества знаний студентов по специальности 151901 (ранее 151001, 1201, 05116) «Технология машиностроения» в «Авиационном техникуме» г. Долгопрудного проводится систематическая работа по применению технических и программных средств информационных технологий в учебном процессе.
Сотрудничество «Авиационного техникума» г. Долгопрудного с базовыми предприятиями выявило преимущество от внедрения информационных технологий в процесс обучения.

Процесс внедрения компьютерных технологий в учебный процесс

Внедрение технических и программных средств в процесс обучения шел непросто по ряду причин: мало преподавателей было готово к овладению и использованию новые технологий; технические и программные средства информационных технологий приобретались по мере появления денежных средств на соответствующем счете учебного заведения и поэтому компьютерные места оснащались несвоевременно; компьютеры и программное обеспечение совершенствуется и требуется обновление, поэтому требуются дополнительные денежные средства; для компьютеров требуется постоянное техническое обслуживание, что ведет к необходимости привлечения соответствующих специалистов или выполнять эти работы самостоятельно, при условии наличия соответствующих знаний и навыков.
По мере укрепления материально-технической и компьютерной базы процесс этот неуклонно продвигался вперед.
Как председатель цикловой комиссии по специальности «Технология машиностроения», я начал подбирать программное обеспечение таким образом, чтобы оно: 1) реализовало полный функционал при бесплатном статусе; 2) обеспечивало простоту установки и регистрации; 3) имело интерфейс и справку на русском языке; 4) соответствовало принятым в России стандартам документооборота; 5) было комфортным в освоении
Безусловно, не все сразу получалось, были трудности и чисто технического характера, но в итоге был подобран и отработан комплект программного обеспечения, включающий в себя: 1) систему автоматизированного проектирования (САПР) «Компас-3D Home» – как основное средство для разработки и оформления в полном соответствии с требованиями Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) рабочих чертежей деталей и сборок, их 3d-моделей и пояснительный записок;, как технических текстовых документов – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; 2) САПР СПРУТ-ТП – в качестве средства для разработки и оформления технологической документации в соответствии с требованиями Единой системы технологической документации (ЕСТД) – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; 3) офисный пакет OpenOffice – бесплатный аналог офисного пакета от компании Microsoft, включающий в себя текстовый и табличный процессоры, программу подготовки презентаций, пакет баз данных, векторный графический редактор и редактор формул – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; 4) графический пакет Photoscape – графический редактор для фотографий на русском языке с широкими возможностями по просмотру, сортировке, редактированию картинок и фотографий, коллажей, gif-анимации и конвертации файлов RAW – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
На данный момент по комиссии 151901 «Технология машиностроения» все курсовые и дипломные проекты выполняются и оформляются в САПР Компас-3D Home V.13 SP2 и САПР СПРУТ-ТП в полном соответствии с ЕСКД и ЕСТД. Естественно, это справедливо только для проектов, руководителями которых являются преподаватели нашей комиссии.

Выводы и рекомендации по применению информационных технологий в учебном процессе

Внедрение технических и программных средств информационных технологий в учебный процесс позволяет сделать целый ряд выводов и рекомендаций.
Во-первых, информационно–коммуникативные технологии способны решать многие педагогические задачи, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепление профессиональных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.
Во-вторых, с помощью компьютерных технологий можно решать следующие задачи: 1) формирование умения работать с информацией и развивать коммуникативные способности; 2) воспитание личности «информационного общества»; 3) предоставление каждому обучающемуся столько материала, сколько он сможет усвоить; 4) формирование исследовательских умений и умений принимать решения.
В-третьих, применение компьютерных технологий лучше всего реализовывать в зависимости от целей и потребностей учебных дисциплин: 1) «проникающая» технология – компьютерное обучение применяется по отдельным темам и разделам для отдельных дидактических задач; 2) «основная» технология – большая часть учебного материала осваивается с помощью компьютера; 3) «монотехнология» – всё обучение и управление учебным процессом, включая все виды диагностики и мониторинг, опираются на применение компьютера).
В-четвертых, применение современных технических и программных средств информационных технологий позволяет: 1) информатизировать практически любые учебные дисциплины; 2) повысить эффективность и качество процесса обучения, 3) активизировать познавательную деятельность обучающихся; 4) увеличить объем и оптимизацию поиска нужной информации; 5) дифференцировать учебный материал по объему и сложности; 6) реализовать возможность многократного возвращения к изученному материалу; 7) облегчить обмен и хранение результатов выполненных заданий; 8) организовать личное время, удобное обучающимся, для выполнения заданий; 9) обеспечить создание образовательной базы для развития специалистов широкого профиля; 10) создание условий для реализации самостоятельной работы за счет получения индивидуальных заданий; 11) интерактивно обрабатывать связи, установленной между обучаемым и средством обучения; 12) унифицировать и стандартизировать разрабатываемые документы.
В-пятых, работа с программным обеспечением способствует развитию у обучающихся: 1) познавательной активности при решении технических задач; 2) формированию позитивного отношения к теоретическому знанию, к учебной и профессиональной деятельности; 3) освоению практических навыков и умений; 4) формированию профессионально-личностных качеств; 5) мотивационной и организационной готовности к профессиональному самообразованию; 6) созданию основы для развития индивидуальной профессиональной деятельности; 7) обеспечению профессиональной мобильности будущего специалиста; 8) готовности к инновационной деятельности; 9) сотрудничеству преподавателя и обучающегося в учебном процессе.
В-шестых, опыт использования информационных программ Компас-3D Home и СПРУТ-ТП демонстрирует интеграцию теоретического и практического мышления студентов, развитие профессиональной грамотности обучающихся.
В-седьмых, использование САПР КОМПАС-3D и СПРУТ-ТП на учебных и практических занятиях, а также при курсовом и дипломном проектировании позволяет достичь следующих результатов: 1) активизация обучения за счет вовлечения в учебный процесс каждого студента; 2) комбинированное использование основных факторов интенсификации обучения (повышения интереса к деятельности, увеличения информационной емкости занятий, усиление темпа учебных действий, активизации учебной деятельности преподавателя); 3) повышение наглядности и иллюстративности предоставления учебной информации; 4) разработка рабочих чертежей, технической и текстовой документации осуществляется в 1,5-5 раз быстрее, чем традиционными (ручными) способами; 5) самое главное - оформление всей технической документации полностью соответствует требованиям ЕСКД и ЕСТП.
Вместе с тем, есть определенные направления, которые необходимо реализовать для успеха процесса информатизации учебного заведения: 1) выполнение программы «1 обучающийся – 1 компьютер»; 2) централизованное приобретение технических и лицензированных программных средств с последующим распределением по техникуму; 3) инсталяция и обслуживание компьютерных классов; 4) проработка, монтаж и наладка локальных сетей (ЛВС); 4) подбор, установка и первоначальное сопровождение программного обеспечения для ЛВС и для обеспечения специальных дисциплин учебного цикла, в том числе программ открытого распространения; 5) текущая поддержка работоспособности информационных средств в учебных компьютерных классах и управленческих подразделениях; 6) текущее администрирование ЛВС; 7) подбор и внедрение программных продуктов в административные подразделения техникума; 8) обеспечение бесперебойной работы компьютерной и оргтехники, программного обеспечения за счет организации системы бесперебойного питания; 9) предоставление услуг и обслуживание сайта учебного заведения и электронной почты; 10) организация системы защиты информации; 11) переподготовка педагогов, сотрудников техникума в области компьютерных дисциплин, телекоммуникаций и компьютерной графики; 12) оказание дополнительных образовательных услуг по овладению компьютерными технологиями обучающихся; 13) организация и обслуживание системы дистанционного обучения.

Заключение

Все вышесказанное позволяет ставить перед выпускниками техникума конкретных требований к необходимому минимуму знаний, умений, навыков и компетенций. Использование в образовательном процессе современных компьютерных технологий способствует осознанию обучающимися технических специальностей постоянно растущих требований, предъявляемых к подготовке будущих специалистов-техников.
САПР позволяют вести проектирование комплексно, начиная с постановки задачи и заканчивая получением готового продукта. Эти системы используются специалистами самых разнообразных профессий от инженеров до художников-дизайнеров. Сфера применения САПР обширна и с каждым годом расширяется.
Переход на машинное проектирование позволяет существенно сократить сроки разработки конструкторской и технологической документации и тем самым ускорить начало производства новых изделий. Одновременно повышается качество конструкторских разработок и выпускаемой документации.
Необходимо отметить, что все это стало возможным благодаря поддержке администрации техникума, которая стимулирует стремление педагогического коллектива активно внедрять в процесс обучения современные педагогические технологии и расширяет технические возможности реализации компьютерных технологий в учебном процессе.
Программные приложения к системе КОМПАС-3D и СПРУТ-ТП формируют у обучающихся представление о стандартах на конструктивные элементы изделий в производстве, позволяет смоделировать в условиях учебной лаборатории работу конструкторского, технологического или проектного бюро.
Кроме того, у обучающихся появляется возможность принимать участие в различных профессиональных конкурсах и олимпиадах, в том числе международного уровня, в то же время у преподавателей появляется возможность оценить уровень сформированности у обучающихся общих и профессиональных компетенций.
Несколько лет подряд обучающиеся старших курсов по специальности «Технология машиностроения» участвуют в различных олимпиадах по применению автоматизированных систем в курсовом и дипломном проектировании и конкурсах по специальности «Технология машиностроения».
Опыт работы показывает, что выпускники техникума обладают достаточными теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями в соответствии с квалификационной характеристикой специалиста соответствующего профиля подготовки.
Так, курсовой проект по дисциплине «Технологическая оснастка» студента 4-го курса А.И.Арташева на «Всероссийском конкурсе научных и инновационных проектов студентов, аспирантов и молодых ученых по основным направлениям инновационного развития крупнейших отечественных компаний в области машиностроения, телекоммуникаций и связи» завоевал «Диплом призера I степени» в номинации «Лучшая курсовая работа среди студентов учреждений среднего профессионального образования» в 2012 г.


Библиография

Азбука КОМПАС-3D V12. Москва.: АСКОН, 2010.
Азбука КОМПАС-График V12. Москва.: АСКОН, 2010.
Беспалько, В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П. Беспалько. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002.
Богуславский, А.А.Методические материалы по программированию с использованием API системы КОМПАС / Служба технической поддержки компании АСКОН – [Электронный ресурс]- Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. – Заголовок с экрана.
Богуславский, А. А., Щеглова, И. Ю. КОМПАС-3D LT: учимся моделировать и проектировать на компьютере / А.А.Богуславский, И.Ю. Щеглова. - [Электронный ресурс]- Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. – Заголовок с экрана.
Большаков, В. П. Построение 3-D моделей сборок в системе автоматизированного проектирования «КОМПАС» : учеб. пособие / В.П. Большаков. - СПб.: Изд-во СПбГЭТИ «ДЭТИ», 2005.
Грудинин В.С. Информационные и управляющие системы в технике. Учебное пособие. – Киров: ООО «Фирма Полекс», 2007.
Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании / И.Г.Захарова. – М.: Аcadema, 2005.
КОМПАС-3D V12. Руководство пользователя. Том I. Москва.: АСКОН, 2010.
КОМПАС-3D V12. Руководство пользователя. Том II. Москва.: АСКОН, 2010.
КОМПАС-3D V12. Руководство пользователя. Том III. Москва.: АСКОН, 2010.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], и др. Основы информационных технологий Издательство: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2012 г.
Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 гг). Федеральная целевая программа. М., 2001.
Скоробогатова, С. М. Подготовка выпускников к успешной адаптации на рынке труда // Среднее профессиональное образование. – 2010. – № 1. – С.101-105.
СПРУТ-ТП. Руководство пользователя. Набережные Челны. ЗАО "СПРУТ-Технология", 2014.
СПРУТ-ТП. Типовые технологические процессы. Набережные Челны. ЗАО "СПРУТ-Технология", 2014.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и др. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Издательство: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2013 г.


© Авиационный техникум, г.Долгопрудный
2014 г.
 В России используются также понятия «педагогическая технология», как содержательная техника учебно-воспитательного процесса, и более емкое понятие «образовательная технология», которая, в дополнение к педагогической технологии, включает еще и воспитательный аспект)









13PAGE 15


13PAGE 14215




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 415