Мастер-класс по теме«Рельеф Северной Америки».
Ф.И.О. Тарарыкова В.Ф.
Предмет: география
Класс: 7
Тип урока: урок применения знаний
Технологическая карта мастер-класса:
Тема
Рельеф Северной Америки.
Цели
Формировать умение различать основные формы рельефа Северной Америки, объяснять особенности формирования рельефа в результате длительного развития земной коры, зависимость размещения полезных ископаемых от строения земной коры; способствовать развитию географической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно – действенного мышления. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой работе.
Формировать УУД:
- ЛичностныеУУД: способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности.
- Регулятивные УУД: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.
- Коммуникативные УУД: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения при работе в группах; следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания.
Планируемый результат
Предметные:
знать основные формы рельефа Северной Америки; уметь объяснить зависимость современных форм рельефа от истории формирования земной коры.
Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.Метапредметные:
регулятивные УУД: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.
коммуникативные УУД: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения при работе в группах; следовать им.
познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания.
Основные понятия
Рельеф и его формы, каньон, плато.
Межпредметные связи
информатики
Ресурсы:
Компьютер, медиапроектор, ноутбуки.
Организация пространства
Фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа
Технология проведения
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Деятельность
учеников
Планируемые результаты
Предметные
УУД
I. Мотивация к учебной деятельности. Формулирование темы урока, постановка цели (5 мин)
Цели:
- актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности;
-создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включение в учебную деятельность;
- установить тематические рамки;
- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности
Организует актуализацию требований к ученику с позиций учебной деятельности
-создает условия для формирования внутренней потребности учеников во включение в учебную деятельность;
- устанавливает тематические рамки
-Ребята, любите ли вы путешествовать?
-В каких местах нашей страны вы побывали?
- Что вас особенно заинтересовало?
- Где бы вы хотели побывать кроме России?
- А зачем?
- Я предлагаю вам совершить воображаемое путешествие в Северную Америку, чтобы познакомится с ее природой.
-Что такое «природа»?
-Назовите основные части (компоненты) природы?
-На одном уроке узнать о них все трудно, поэтому сегодня мы отправимся путешествовать с целью узнать побольше об одном компоненте природы Северной Америки. А о каком,вы догадаетесь, посмотрев небольшой видеофильм.
-Какой же компонент природы будет сегодня объектом нашего внимания?
-Что такое «рельеф»?
- Какие основные формы рельефа мы знаем?
- Что в связи с этим мы хотели бы узнать о Северной Америке?
-Мы совершим путешествие в Северную Америку каждый со своей определенной целью и создадим свои маленькие проект – отчеты о путешествии.
Интересно ли будет вам работать над этими проектами?
А как вы думаете, пригодятся ли нам знания, полученные на уроках географии, при работе над проектами?
- Готовы ли вы заняться этими проектами?
- Для дальнейшей работы нам нужно распределиться на 4 группы: геологи, топографы и 2 группы исследователей природы гор и равнин Северной Америки, которые должны подчеркнуть их индивидуальность.
- Выберите в группе старшего. Он будет руководить работой, оценит участие каждого члена группы и представит результаты вашей работы.
Настраиваются на работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание
в разных уголках земного шара
- познакомится с природой других материков
-Природа -
все, что окружает человека.
- рельеф, климат, воды, растения, животные
рельеф
- все неровности земной поверхности
-равнины и горы
- есть ли там горы и равнины и какие; как они образовались,что удивительного в рельефе материка
-знания работы с картами, дополнительной литературой,Интернетом
Дети отвечают на вопросы.
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения при работе; следовать им.
II.Применение полученных знаний при решении задач в нестандартной ситуации
(10 мин)
Цель:
- создать условия для выполнения учащимися самостоятельной работы на применение полученных знаний
Организует работу учащихся в группах, обеспечивает осмысливание знаний в практической ситуации
1.Задание для группы №1(геологов).
Вы изучаете рельеф Северной Америки и историю его формирования.
Выберите источники получения информации.
Установите причины, влияющие на формирование рельефа материка.
На интерактивной доске создайте ЛОС «Основные формы рельефа Северной Америки» и объясните причины их расположения.
2.Задание для группы№2(исследователей).
Вам предстоит дать характеристику основной горной системе Северной Америки - Кордильерам.
Подчеркните особенности гор, связанные с историей их развития.
Создайте презентацию в Microsoft PowerPoint «Особенности рельефа Кордильер».
Постарайтесь, чтобы ваш отчет о путешествии смог нас заинтересовать и удивить.
3.Задание для группы№3(исследователей)
Покажите нам особенности природы равнин Северной Америки.
Выясните, какими причинами вызвано формирование разных типов равнин.
Оформите отчет в виде коллажа из фото природы каждого исследуемого района.
Вы используете интернет-ресурсы и карты атласа.
Постарайтесь, чтобы ваш отчет о путешествии смог нас заинтересовать и удивить.
4.Задание для группы№4(топографов)
Вы изучаете особенности рельефа Северной Америки , его разнообразие и высоты.
По строению поверхности на какие 3 части подразделяют материк? Почему?
Результатом вашей работы станет рельефная карта Северной Америки, выполненная с помощью пластилина.
Работают в группах. Составляют и проговаривают план действий, находят ответы на поставленные вопросы.
Уметь работать с разными источниками знаний
(картами атласа, дополнительной литературой, Интернетом) для характеристики разных форм рельефа и определения причинно-следственных связей его разнообразия
Регулятивные УУД: уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Познавательные УУД: уметь извлекать из текстов необходимую информацию; уметь строить логические цепочки рассуждений.
Коммуникативные УУД: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; оформлять свои мысли в устной и другой форме.
III. Рефлексия учебной деятельности на уроке (5 мин)
Цели:
- зафиксировать содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности
.Организует фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности
-Давайте подведем итог работы на уроке.
- Какую цель мы ставили? Достигли цели?
- Какие основные формы рельефа Северной Америки мы теперь знаем?
- Как вы думаете, что бы еще можно было узнать по этой теме?
- Если вас заинтересовала эта работа, вы можете продолжить работу над этим проектом на внеурочных занятиях.
Отвечают на вопросы учителя; анализируют свою работу; осуществляют самооценку.
Регулятивные УУД: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Личностные УУД: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
15