Формы и методы профилактической работы по воспитанию негативного отношения к вредным привычкам


Формы и методы профилактической работы по воспитанию негативного отношения к вредным привычкам
В последние годы мы наблюдаем, значительный рост среди школьников алкоголизма, наркомании и токсикомании, поэтому важность работы по их профилактике на сегодняшний день стала уже очевидной. О неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но сегодня проблема стоит особенно остро.
 Пристрастие подростков к вредным привычкам  является серьезной социальной проблемой в обществе, т.к. в настоящее время возрастной порог употребления вредных привычек резко упал, достигнув 10-12 летнего возраста, а иногда и раньше. Поэтому остро встала проблема профилактики употребления вредных привычек   в начальной школе.
Ученикам надо показать необходимость  здорового образа жизни для дальнейшего сохранения их здоровья, т.к. здоровье – ни с чем несравнимая ценность и зависят от самого человека на 50%.
Поэтому девизом  моей работы по формированию негативного отношения к вредным привычкам  стали слова Карлейля: «Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы», следовательно,  основную цель я вижу в формирование у учащихся ценностного отношения к своему здоровью, навыков культуры здорового образа жизни, приобщении к занятиям физической культурой и спортом.
В своей работе использую  принципы  по воспитанию негативного отношения к вредным привычкам
Принцип подачи корректного материала о здоровом образе жизни.
Принцип соответствия  содержания возрастным особенностям детей.
Наиболее распространенными формами вредных привычек являются алкоголизация и табакокурение. Происходит неуклонное «омоложение» подростков, употребляющих никотин и алкоголь. Как показывают исследования, представления детей 7-8 лет об алкоголе и никотине весьма противоречивы. С одной стороны, дети знают, что они опасны, вредны, их нельзя употреблять. С другой стороны, они постоянно наблюдают за тем, как эти вещества используют окружающие их люди — родители, знакомые взрослые, подростки. Для многих детей алкоголь и никотин становится символом взрослости, самостоятельности. Это, в свою очередь, пробуждает интерес и желание самому познакомиться с одурманивающим веществом, которое является не только «пропуском» в определенную компанию, но и используются школьниками как способ снятия напряжения, скованности при общении. Наконец, младшим школьникам, в значительной степени присуще подчинение внешнему давлению, подражание человеку, который им интересен, для них привлекателен, авторитетен. Ребенок 6-7 лет должен освоить эффективные схемы поведения, позволяющие ему устанавливать контакт с малознакомым человеком, снимать напряжение в ситуации возможного конфликта с окружающими, а также уметь отказаться от предложения знакомого, не обижая его. Таким образом, ведение профилактической работы среди младших школьников с целью формирования и развития у детей устойчивых внутриличностных механизмов поведения в рамках здорового и безопасного образа жизни не только необходима, но и сможет создать достаточно прочный барьер для возможного вовлечения в наркотизацию.
В сознании ребёнка возникает одновременное присутствие противоречивых сведений об алкоголе или курении. Именно эти противоречия являются основой для возникновения любопытства к одурманивающим веществам. Чем раньше знакомится ребёнок с одурманивающими веществами, тем выше риск того, что в более «зрелом» возрасте у него возникнет пристрастие к алкоголю, курению. В младшем школьном возрасте ребёнок проходит через так называемый кризис 7 лет. Ситуация в школе во многом может повлиять на формирование определённого отношения к алкоголю, курению. Ребёнок, не нашедший себя в школе, чувствующий себя изгоем, пытается найти способы компенсации позиции отстающего. Нужно позаботиться о том, чтобы у ребёнка не сформировался комплекс неполноценности. Нужно дать ему шанс почувствовать себя хоть в каком-нибудь деле успешным. Наиболее типичной схемой поведения младших школьников является подражание. Чаще всего образцом для младшего школьника являются его родители. Огромное значение имеет нравственная атмосфера в доме, эмоциональная близость и доверие домочадцев друг другу.
Основным направлением работы по предупреждению табакокурения, алкоголизма должно стать обоснование необходимости сохранения и поддержания здоровья в любом возрасте, условием чего является отказ от вредных привычек.
Такая постановка вопроса создает основу для формирования здорового образа жизни в целом. А вот запугивание последствиями курения не только перестает со временем восприниматься детьми, но и формирует у них неосознанный страх за здоровье курящих родителей.
Таким образом, основные задачи предупреждения развития вредных привычек у воспитанников младших классов – разъяснение пользы от физкультуры, закаливания организма, ведения правильного здорового образа жизни и несовместимости с этим употребления ПАВ, а также рассмотрение причин курения взрослых и вреда от пассивного курения.
Наиболее эффективные направления деятельности ранней профилактики вредных привычек у воспитанников младших классов являются:
- профилактика причин и последствий табакокурения и наркомании (используя все средства: беседы, лекции, видеофильмы, плакаты; проведение дискуссий, ролевых игр, экскурсий);
- организация свободного времени воспитанников (деятельность кружков, секций);
- интегрирование занятий, фантазирование, аудио сопровождение, просмотр видеофильмов;
- наблюдение (даёт возможность педагогу выяснить социальную подструктуру направленности личности учащегося);
- подключение к профилактической работе родителей, учащихся, сотрудников полиции, работников близлежащих предприятий, общественности;
- преодоление социально-педагогической запущенности воспитанника, проявляющейся в виде ограниченности словарного запаса, бедности знаний об окружающем мире (в процессе социального воспитания раскрыть безнравственность употребления табака);
- основные формы занятий: игра, заочное путешествие, сообщение доктора Айболита, комбинированные занятия, памятки, театрализованные представления;
- общешкольные тематические линейки.
Подводя итоги всему сказанному, хочу отметить, что главное в моей работе – ориентировать воспитанника на здоровый образ жизни и бережное отношение к своему здоровью.