Статья Каждый человек может достичь успеха, нужно только иметь цель и стремиться к ней


Каждый человек может достичь успеха, нужно только иметь цель и стремиться к ней.
Н.В. Брилева преподаватель, КГБПОУ «Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса»
Трудоустройство молодого специалиста и начало работы по специальности - важнейший этап его профессиональной жизни, а успешность трудоустройства - один из главных показателей качества образования.
В современных условиях государственное распределение выпускников после окончания учебных заведений отсутствует. С одной стороны, это дает более широкие возможности для самореализации, поскольку молодой специалист сам выбирает свой дальнейший профессиональный путь. С другой стороны, человек должен самостоятельно прилагать усилия по поиску места работы и трудоустройству в ситуации, когда количество вакансий ограничено, а желающих занять их значительно больше. Устройство на работу - непростой процесс. Далеко не каждый человек способен успешно пройти его, даже при наличии хорошего образования и опыта работы. Молодым специалистам, не имеющим опыта работы по специальности и трудовой деятельности это сделать вообще сложно.
Сегодня свои профессиональные возможности реализуют не более 70% выпускников образовательных учреждений. Остальные либо выбирают работу, не связанную с полученной специальностью, либо обращаются в службу занятости за содействием в трудоустройстве. Практика показывает, что молодые люди, работающие не по специальности, плохо адаптируются на предприятии, не используют полностью свой потенциал, что замедляет процесс обновления рабочей силы.          Поэтому каждый выпускник рассчитывает найти работу по профилю полученной специальности, получать достойную заработную плату и видеть перспективу карьерного роста.
В условиях формирующегося рынка, общественно-социальных преобразований, когда право на труд реализуется не через социальные гарантии, а через личностную инициативу, проблема занятости молодежи приобретает особую остроту. Преподаватели, мастера производственного обучения Ачинского колледжа отраслевых технологий и бизнеса понимают, что необходимы кардинальные изменения в системе трудоустройства. Сегодня колледж должен не только готовить нужных обществу специалистов, но и содействовать их трудоустройству. В Ачинском территориальном многофункциональном колледже отраслевых технологий и бизнеса работает Центр карьеры и трудоустройства. Для студентов в колледже организуется социально-профессиональное консультирование, проводится психологическая и профессиональная диагностика, тренинги. С 2004 года в образовательные программы по рабочим профессиям были введены факультативные занятия по навыкам эффективного поиска работы в объёме 12 часов. С введением ФГОС третьего поколения, учитывая социальную значимость трудоустройства выпускников, в основные профессиональные образовательные программы введена дисциплина «Навыки эффективного поиска работы» (40 часов). Цель дисциплины - формирование у обучающихся ключевых компетенций профессионального самоопределения на рынке труда, которые реализуются посредством решения следующих задач:
- ответственности за своё будущее, формированием активной жизненной позиции;
- принятия ответственных решений при трудоустройстве выработкой практических навыков;
- развитием потребности к различным видам социально-экономической деятельности.
Учебно-методический комплекс дисциплины включает в себя лекции, практикумы, тренинги. Новизна дисциплины состоит в том, что разработка и реализация методических материалов определялась с учетом:
- личностно-ориентированного подхода - постоянного самосовершенствования, саморазвития, развития творческих качеств личности, раскрытия ее способностей.
- системно-деятельностного подхода - профессионального развития в деятельности;
- дедуктивно-индуктивного мышления - обобщения, систематизации и структуризации информации и представления ее крупными блоками.
Программа состоит из таких блоков как: «Знакомство», «Техника активного слушания», «Поиск работы», «Самопрезентация», «Собеседование (интервью)», «Адаптация на рабочем месте и карьера», «Рефлексия и обратная связь».
Обучение проводится с применением технологий активного обучения: модульного обучения, проектного метода, информационной, интерактивной мастерской, творческой и исследовательской деятельности. Используемые педагогические технологии дают возможность обучающимся включиться в реальные условия процесса поиска работы в Интернете, с помощью электронной почты на тему «Ценности профессиональной деятельности» провести опрос потенциальных работодателей, определить свою роль на рынке труда. Для того чтобы занятия были эффективными, теоретическое изложение информации сочетается с практической выработкой навыков владения этой информацией, с помощью различных упражнений. Например, проведение ролевой игры «Собеседование с работодателем». В роли работодателей выступают преподаватели колледжа. Одна половина обучающихся играет роль соискателей, а остальные выступают как наблюдатели. Работодатели проводят собеседование с каждым претендентом персонально по несколько минут. Каждый участник ролевой игры к собеседованию готовит резюме, продумывает свой внешний вид. При этом каждому участнику нужно помнить о нескольких воображаемых конкурентах, равных ему по степени профессиональной подготовки и квалификации. Затем наблюдатели и претенденты меняются местами. Таким образом, все обучающиеся проходят процедуру собеседования. В ходе проигрывания ситуаций присутствующие наблюдают за процессом игры, отмечая положительные и отрицательные моменты в поведении каждого из участников. По завершении игровой ситуации группа переходит к ее обсуждению. Наблюдатели высказывают мнение по поводу каждой ситуации, отмечая возможные позитивные и негативные стороны в поведении каждого из кандидатов. На занятия могут быть приглашены и реальные работодатели. Так, на заключительном занятии будущим автомеханикам была предоставлена возможность побеседовать с потенциальными работодателями. В собеседовании участвовали представители автотранспортного предприятия города: заместитель директора, главный инженер, механик, а также менеджеры по персоналу четырех автотранспортных организаций. Каждый обучающийся подготовился к собеседованию: составил резюме, самопрезентацию, вопросы, которые сможет задать работодателю, продумал презентабельный внешний вид. Преимущество данной формы проведения завершающего занятия: реальность ситуации, возможность попасть к нескольким работодателям в течение часа, узнать мнение профессионалов о себе.
Таким образом, дисциплина «Навыки эффективного поиска работы» являясь важнейшей составляющей ОПОП, направлена на формирование у обучающихся навыков самостоятельного поиска работы, привлечение выпускников к проблеме трудоустройства, внедрению форм и технологий профессионального и экономико-правового просвещения, помощи в планировании и развитии эффективной карьеры молодежи на рынке труда. Учитывая, что в группах обучающихся профессии «Художник росписи по дереву», наряду с обычными студентами обучаются ребята с особыми возможностями, эта дисциплина приобретает ещё большую значимость, т.к. таким обучающимся в значительной степени нужна поддержка при трудоустройстве.
Список литературы
Гольцов Г.Г. Деловое общение – М.,2004 -102 с.
Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – СПб.: Издательство «Речь», 2007. – 256 с.
Корягин А.Н. Технология поиска работы и трудоустройства» - Академия, 2012 г.