Статья Совершенствование орфографических навыков при использовании активных форм обучения на уроках русского языка
Совершенствование орфографических навыков
при использовании активных форм обучения
на уроках русского языка
О.Ю.Митякина,
учитель русского языка и литературы гимназии № 10 г. Воронежа
Проблема повышения эффективности обучения требует от учителя широкого использования в своей повседневной образовательной практике активных методов и приемов работы, которые способствуют совершенствованию орфографических навыков.
Анализ контрольных диктантов и других проверочных работ учащихся
5 – 7 классов показывает, что наибольшее количество ошибок допускается в правописании безударных гласных в корне слова. Интересно, что при этом учащиеся с легкостью подбирают проверочные слова при работе над ошибками. Очевидно, что такого рода ошибки чаще всего возникают из-за недостаточной «орфографической зоркости» учащихся, особенно в тех случаях, когда написание слова не вызывает явных затруднений и в силу своей кажущейся легкости не останавливает на себе внимание.
Специально с целью закрепления автоматического навыка проверки безударных гласных в корне на уроках часто проводится работа, которую мы называем «орфофутболом». Учителем называются слова с безударным гласным в корне, а ученик должен очень быстро найти проверочные слова. Если слово не найдено или названо неверно, ученику засчитыватся «гол». Дети
5 – 7 классов играют в «орфофутбол» с удовольствием.
Сначала они путаются, пытаясь проверить не ту часть слова или называя похожие слова, но вскоре начинают с легкостью на слух определять корень слова и безударную гласную в нем. Задания для «орфофутбола» включают в себя не только простые слова, но и такие примеры, для которых проверочные слова необходимо поискать, например: перемещение, завладеть, удовольствие, раздражать, преодолеть и т.п.
Параллельно необходимо проводить работу с группами однокоренных слов. Это может быть и составление родословной, и распределение слов на группы с омонимичными корнями – омофонами, и эстафеты, и конкурсы «Кто соберет больше гостей – родственников на день рождения слова».
На втором месте по частоте допускаемых ошибок стоят слова с непроверяемыми гласными. Работа с ними заслуживает особого внимания. С 5-ого класса словарные слова прорабатываются с использованием так называемого орфочтения по следующей схеме:
чтение учителем с обязательным проговариванием букв;
запись слов в словарик;
проговаривание слов учениками;
восстановление слов по памяти в рабочей тетради;
проверка себя по словарю (проверка учителем в случае необходимости)
Для подобной работы учащимся предлагается специальная карточка, составленная из слов, предложенных автором учебника для запоминания. Слова объединены в словосочетания или группы, например: орбита планеты, карнавальный костюм, корреспондент газеты и т.д.
Кроме вышеизложенного механического способа запоминания, учащимся предлагаются и другие: запомнить написание слова по аналогии (реконструкция, реставрация, реанимация, регенерация), по противопоставлению (галерея – аллея, металл – алюминий, винегрет – вермишель). Учащиеся с удовольствием сами находят такие группы и пары слов и предлагают друг другу для запоминания.
Повышение грамотности учащихся, а также обогащение словарного запаса осуществляется посредством еще одного вида работы со словарными словами. В карточке объединяются слова из разных областей жизни (на одной карточке примерно 20 слов). При этом используются слова, которые учащиеся часто слышат по радио и телевидению, встречают в печати, но, как оказалось, не могут точно объяснить их значение и не знают, как правильно писать. Например: суверенитет, филигранный, дилетант, спонтанный и др. Работа проводится поэтапно. Сначала учащиеся пытаются объяснить значения слов, в знании которых они уверены. Обычно общими усилиями класса становятся понятными 15 – 17 слов. На нескольких занятиях проводится толковый диктант из 6 – 8 слов карточки. Учитель зачитывает лексическое значение слова, а ученики должны найти само слово среди остальных на карточке и без ошибок записать его в тетради. Затем учащиеся определяют слово по его значению без помощи карточки или сами проводят толковый диктант. Обычно с этим заданием они справляются через три занятия и в написании изученных слов уже не ошибаются.
Очень любима детьми работа с этимологией слова. Особенно важно, когда этимологический анализ помогает объяснить правописание слова (медведь – ведьма – невеста; обоняние – вонь – благовоние; обаяние – байка – басня; изощренный – острый – поощрять; коварный – оковы и т.д.). Эффект неожиданности родства этих слов помогает запомнить их правописание.
Наличие результата обнадеживает и заставляет работать дальше, используя перечисленные виды работ, и находить новые пути решения проблемы недостаточной грамотности учащихся.
15