Статья «Социально-бытовая ориентировка — одно из средств успешной социализации обучающихся с особыми образовательными нуждами»

Е.Я.Суховилова
г.Черногорск, ГБОУ РХ «Черногорская школа-интернат»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Социально-бытовая ориентировка - одно из средств успешной социализации обучающихся с особыми образовательными нуждами
В статье рассматривается вопрос о незаменимой роли данного предмета в процессе обучения и воспитания обучающихся специальных(коррекционных) школ VIII вида, отражены некоторые личные наблюдения.
Качество жизни детей с задержкой интеллектуального развития в первую очередь зависит от их поведенческих навыков, социальной включенности, коммуникативных способностей и меняется с возрастом. Необходимо, используя все возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, ориентироваться в окружающем. Работа с нашими детьми подчинена решению взаимосвязанных задач:
Развитие всех сторон познавательной деятельности в процессе обучения и коррекция их недостатков.
Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда.
Социально-бытовая ориентация, воспитание.
Главный принцип в работе с детьми с задержкой интеллектуального развития - практическая направленность всего обучения. Практическая направленность обучения заключается, прежде всего, в том, что все, что изучается в школе, необходимо детям в их практической жизни. Кроме того, все знания и навыки они получают практическим путем в процессе упражнений.
Формируя у обучающихся адекватное поведение, мы поняли, что не следует увлекаться длительными беседами, поучениями, т.к. дети с особыми образовательными нуждами некритичны и поучений не поймут. Детям свойственно подражание, поэтому нужно многократно показывать им, как поступать в определенных ситуациях, каким образом выполнять необходимые действия. И только путем неоднократных упражнений, систематически предъявляемых требований, у обучающихся вырабатываются положительные привычки, позволяющие им приспособиться к окружающей жизни.
С целью улучшения результатов в развитии школьников, в их социально-трудовой адаптации, обучении устной речи, производительному труду и бытовой ориентации на уроках СБО осуществляется с учетом уровня трудности. Решению этого условия на наших уроках способствуют групповые формы организации деятельности учащихся, т.к. уровень развития детей и объем имеющихся у них знаний, очень разный. Размещение учащихся за рабочим столом происходит не в случайном порядке, а в зависимости от характера их межличностного выбора и общения друг с другом. Организация совместной деятельности подростков сочетается с индивидуальным подходом, таким образом, на уроке изучаются возможности учащихся, их интересы, то есть психофизиологический и личностный профиль каждого.
Опыт показывает, что учащиеся нашей школы слабо владеют различными видами бытового труда, причем они затрудняются не, только последовательно и полно рассказать, как будут выполнять ту или иную работу, но и практически выполнить ее. Важно научить УО детей работать самостоятельно и в классе, и дома. Самостоятельная работа в условиях коррекционной школы повышает активность ребенка, развивает инициативу, веру в собственные силы, обогащает его личностный опыт. Надо отметить, что чистоту и порядок в кабинете поддерживают учащиеся. Изучая темы «Жилище», «Одежда», у учащихся вырабатывается умение убирать помещение, содержать в порядке и ремонтировать одежду, на этом этапе учителю необходимо предложить четкий алгоритм выполнения тех или иных процессов. Мы учим детей следить за качеством выполняемой работы, для этого создаем инструкционные карты, которые помогают учащимся осуществлять самоконтроль. Дети на уроке выполняют сезонные уборки (моют и заклеивают окна, чистят мебель, стирают одежду), моют посуду, расставляют посуду на полках, учатся пользоваться бытовыми электроприборами. На практических занятиях каждый имеет посильное задание, приветствуется взаимовыручка. Во время проведения практических занятий уделяем внимание развитию речи, коррекции недостатков их мышления, воспитанию целенаправленного движения, формированию положительных эмоционально-волевых качеств. Дети непроизвольно подражают своим родителям, переносят взаимоотношения родителей в свои семьи. Школа готовит учащихся к самостоятельному труду, к самообслуживанию и дает им определенный объем знаний и умений, но не происходит в семьях необходимого закрепления этих навыков. В семье, где правильно поставлено воспитание, дети имеют свои хозяйственно-бытовые обязанности, дети успешно овладевают практическими навыками социально-бытовой ориентировки. Накопление социально-бытовых знаний и умений идет систематически, последовательно. Одним из условий успешной работы является вариативность ее содержания и форм. На уроках для закрепления мы используем карточки, перфокарты и т.д. Проверить уровень знаний учащихся помогают тесты. К числу практических методов относится моделирование реальных ситуаций. Сюжетно-ролевые игры «В автобусе», «На почте», «В магазине», «В поликлинике», «Семья», с помощью которых учитель уточняет представления детей о разных видах труда, формирует положительное эмоциональное отношение к увиденному, обращает внимание детей на последовательность ролевых действий, отношений между людьми в процессе труда, привлекает учащихся для приготовления атрибутов к сюжетно-ролевой игре. И все же игра не всегда получается, в силу психофизического развития наших детей.
При обучении широко используются всевозможные средства: создаём, тематические стенды, информационные листы, изучая темы «Культура поведения», «Личная гигиена», готовим выставки работ учеников, которые доставляют учащимся радость и удовлетворение. В школе осуществляется системный подход к социально-бытовой ориентации учащихся, т.к. с первых шагов пребывания детей в классе учителя проводят занятия в тесной связи с курсом социально-бытовой ориентации. На уроке развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, сообщаются сведения о семье, охране здоровья, транспорте, одежде, обуви, некоторых вопросах питания. Тем самым у детей создается база для восприятия программного материала по СБО. Разумеется, нельзя требовать, чтобы на каждом уроке любого предмета решались проблемы СБО, но программы некоторых предметов могут включать разделы, органически связанные с этой проблематикой. Большую роль в этом плане играют уроки математики (включены задачи, построенные по принципу простого экономического или хозяйственного расчета), уроки русского языка (составление деловых бумаг, написание писем). Дублирование сходных тем («Транспорт», «Магазин», «Семья») на уроках общеобразовательных предметов, на внеклассных занятиях позволяет дать более прочные знания по предмету.
Изучение предмета СБО в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах-интернатах VIII вида является важным звеном в жизни детей с недостатками интеллектуального развития. Как говорил Даниель Дефо: «Самая высокая степень человеческой мудрости - это умение приспособиться к обстоятельствам и сохранять спокойствие вопреки внешним угрозам». Уроки социально-бытовой ориентировки помогают детям с особыми образовательными нуждами становиться более адаптированными к жизни, стрессоустойчивыми, открытыми к общению, способными к созданию полноценной семьи.

Литература
1. Воронкова В.В. Социально–бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя/В.В. Воронкова, С.А. Казакова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.-247 с.
2. Гладкая В.В. Социально–бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. - М.: НЦ ЭНАС, 2003.
3. Хилько А.А. и др. Преподавание социально–бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя. (Серия «Учителю коррекционной школы»). - СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2006.-223 с.



15