Опыт работы по взаимодействию учителя-логопеда с родителями учащихся с интеллектуальными нарушениями
Махова Нина Михайловна
учитель-логопед
МКОУ КШ № 8
г. Арзамас, Нижегородская область
Опыт работы по взаимодействию учителя – логопеда с родителями учащихся с интеллектуальными нарушениями
Взаимодействие и сотрудничество учителя – логопеда с родителями учащихся сейчас особенно актуальны. Семья является важным участником коррекционно-логопедической работы, оказывающей существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество. Без сотрудничества с родителями, без их активной, действенной помощи не приходится надеяться на стойкие результаты в логопедической работе. Успех коррекционно-логопедической работы с учащимися с интеллектуальными нарушениями во многом зависит от того, как организованно взаимодействие учителя-логопеда с родителями. Родители – естественные учителя своего ребенка, от них зависит многое, в их руках очень сильное воспитательное средство – любовь к своему ребенку. Логопеду важно организовать такие условия, чтобы эта любовь и поддержка развили в ребенке все необходимые для жизни в обществе навыки и умения. Работа по взаимодействию реализуется по следующим направлениям:
- диагностико-аналитическое – направлено на выявление уровня развития учащихся с целью организации совместной деятельности родителей и учителя-логопеда по преодолению нарушений устной и письменной речи ребенка,
- коррекционно-логопедическое – направлено на взаимодействие учителя-логопеда с родителями в процессе коррекционно-логопедической работы с учащимися через проведение индивидуальных и групповых занятий, внеклассных мероприятий,- консультативно-просветительское – направлено на формирование компетенции родителей в вопросах речевого развития детей, обучения их основным приемам коррекционно-логопедической работы.В вопросах по взаимодействию с родителями решаются следующие задачи:
- изучение семей и особенностей семейного воспитания каждого ребенка для выбора оптимальной программы развития,
- установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка, создание атмосферы общности интересов и эмоциональной поддержки,
- повышение у родителей грамотности в области логопедии, пробуждение интереса и желания заниматься своими детьми,
- формирование навыков наблюдения за ребенком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений.
Остановимся подробнее на эффективных формах работы, используемых в ходе взаимодействия учителя – логопеда с родителями, которые отражаются в плане логопедической работы на учебный год и реализуется через основные направления работы. Основные и наиболее эффективные формы работы - это родительские собрания, консультации (индивидуальные и групповые), беседы, опрос, анкетирование, информационные стенды, домашние задания, информационные буклеты, мастер – классы, логопедические занятия, внеклассные занятия по логопедии, выставки пособий, логопедических игр, образцы выполненных заданий. В последнее время используются информационно-компьютерные технологии: показ презентаций, использование школьного сайта. Сегодня широкие возможности в повышении эффективности работы с родителями открывает Интернет. Разные электронные пособия, цифровые образовательные ресурсы можно использовать в работе с родителями, давая домашние задания, ссылки на тематические сайты.
В начале учебного года осуществляется знакомство с каждой семьёй, налаживается непосредственный контакт. В середине сентября, после логопедического обследования, родители приглашаются для индивидуальной беседы по результатам обследования учащихся. Именно беседа позволяет быстро установить контакт и доверительные отношения. Целью этих бесед является:
- первичное знакомство,
- выяснение анкетных данных,
-сообщение результатов диагностики устной и письменной речи ребенка.
В первой четверти проводится родительское собрание в 1 классе, на котором обозначаются цели и задачи совместной работы, рассказывается об организации логопедической работы, о возможности личной консультации, где родители могут получить ответы на все интересующие вопросы. Оговариваются правила выполнения домашних заданий. Родительские собрания помогают объединить родителей, активно включиться в процесс обучения и развития детей, нацелить их на помощь в коррекционно-логопедической работе.В течение учебного года взаимосвязь учителя-логопеда и родителей становится еще более тесной и содержательной. Логопед периодически информирует родителей о специфике и содержании логопедической работы с детьми и одновременно получает информацию от них о степени отработки полученных на логопедических занятиях навыков. В это время проводятся тематические консультации для родителей, обязательно с практической, обучающей частью. Цель ее: обучить родителей приемам работы с детьми, показать важность участия семьи в логопедической работе, привлечь внимание родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов обучения. Консультации должны проводиться чётко, просто и конкретно, чтобы родителям было легко понять смысл излагаемого материала. Одной из эффективных форм работы являются логопедические занятия с присутствием родителей. Они проводятся для того, чтобы родители увидели, каких успехов достигли их дети после совместной коррекционной работы. Родителям очень нравится посещать такие занятия. Они довольны полученными результатами. Ценность таких занятий в том, что родители видят своих детей в коллективе и это дает возможность адекватно оценить возможности и способности своего ребенка. В своей практике я использую наглядные формы работы. К ним относятся: игровой материал, оформление информационного стенда для родителей, выпуск буклетов, где размещаются игры и упражнения, в которые можно поиграть с ребенком дома.Важной формой взаимодействия с родителями является тетрадь домашних заданий. Она заполняется 1 раза в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично. Материал, который изучается за неделю на занятиях, дается домой для закрепления в виде различных упражнений. Задания включаются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков, на развитие внимания и памяти, навыков звукового анализа и синтеза, письма и чтения, упражнения для развития моторики. Полезными для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки, осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала являются праздники и внеклассные мероприятия. В подготовительной работе к ним, также большая роль отводится родителям. В конце учебного года, после логопедического обследования учащихся, родители приглашаются для индивидуальной беседы о результатах диагностики устной и письменной речи ребенка. Определяются перспективы дальнейшего взаимодействия учителя-логопеда и родителей по развитию устной и письменной речи учащихся.
Результатом описанного выше взаимодействия учителя-логопеда и родителей является повышение уровня развития как устной, так и письменной речи учащихся, повышение качества знаний учащихся по предметам учебного плана.Таким образом, взаимодействие учителя-логопеда с семьей является важной составляющей коррекционно-образовательного процесса в целом, так как тесный контакт учителя - логопеда и родителей - важнейшее условие эффективности коррекционно-логопедической работы. Поэтому в любой форме работы с родителями важно найти и выделить те пути взаимодействия, которые будут способствовать максимальной продуктивности общей коррекционной работы.