Развитие УУД проектной деятельностью
«Интегрированные проекты как средство развития УУД в условиях СПО
(на примере учебной дисциплины «Математика»)»
Хомякова Татьяна Юрьевна,
преподаватель математики и физики,
ГАПОУ НСО НКА и ДХ «Куйбышевский филиал»
Принято считать, что проектно-исследовательская работа носит для учащегося добровольный характер и призвана удовлетворять их разнообразные познавательные и творческие запросы. Однако на сегодняшний день в рабочих программах учебных заведений среднего профессионального образования в соответствии с ФГОС помимо аудиторной учебной нагрузки предполагается самостоятельная работа обучающегося, одним из видов которой является научно-исследовательская деятельность. Для реализации исследовательских работ применяется метод проектов.
Поисково-исследовательская учебная задача позволяет обучающемуся реализовать себя как субъект учения. Именно это обстоятельство с самого начала побуждает его активно включаться в процесс решения учебных задач. По мере того как учащийся начинает содержательно оценивать расширение своих возможностей действовать самостоятельно, у него возникает интерес не только к процессу решения, но и к его результатам. В дальнейшем этот интерес приобретает устойчивый и обобщённый характер, начиная выполнять функцию не только побудительного, но и смыслообразующего мотива учебной деятельности, способствующей формированию общих и профессиональных компетенций обучающихся, а так же развитию УУД (универсальных учебных действий).
УУД – это обобщённые способы действий, открывающиеся обучающимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися её целевой направленности, ценностно-смысловых характеристик.
Для формирования УУД используются различные педагогические технологии. Наиболее эффективной, по моему мнению, является технология проектного обучения, которая применима к изучению любой дисциплины и особенно эффективна на уроках, имеющих целью установление межпредметных связей, к которым по праву можно отнести курс «Математика». На мой взгляд, наиболее удачный раздел курса «Математика», позволяющий интегрировать изучаемый предмет с другими дисциплинами, в частности, с техническими – это «Элементы математической статистики».
Проект позволяет решить проблему значимости изучаемого материала для студента. Один из видов проектов – это интегрированные проекты. Именно интеграция позволяет дать полное, целостное представление об изучаемом предмете. Она способствует развитию критического мышления студентов, формирует творческий подход к процессу обучения, активизирует навыки самостоятельной работы студентов. Изучая тему в рамках одной учебной дисциплины, сложно заинтересовать всех студентов. Интеграция в данном случае оказывает преподавателю огромную услугу, так как в рамках одной темы равные возможности для самореализации получают студенты со склонностями к различным предметным областям.
В рамках выполнения заданий самостоятельной работы, студенты выбирают интересующую их тему, перекладывая количественную информацию в систему статистических данных. Тем самым обучающийся изучает методы обработки статистических данных, отрабатывая различные темы раздела «Элементы математической статистики», и одновременно изучает при этом новый материал другой дисциплины.
Умение выбрать тему проекта согласно своим интересам и способностям; выразить и оценить собственную точку зрения по итогам проектной деятельности; обозначить дальнейшие направления развития проекта – всё это способствует формированию личностных УУД.
Регулятивные УУД характеризуются следующими умениями: обнаруживать и формулировать проблему, обосновывать актуальность выбранной темы проекта, составлять план выполнения проекта.
Для формирования познавательных УУД при работе над проектом студентам необходимо находить, отбирать и систематизировать информацию из различных источников; записывать выводы по теме проекта; представлять информацию в виде таблиц, схем, диаграмм и т.д.
При защите проекта студенту необходимо отстаивать свою точку зрения, аргументировать её фактами. Кроме того, ему необходимо понимать и принимать точку зрения другого, добывать информацию, взаимодействуя с различными людьми. Всё это способствует формированию коммуникативных УУД.
Результаты своих исследований студенты представляют на научно-практических конференциях. Тематика представленных работ разнообразна.
Конференция – это коллективное обсуждение определённой научно-практической проблемы. Она требует большой подготовительной работы: определения темы, формирования проблем, круга участников, разработки плана проведения. Подготовки материалов и т.д.
Выступление на конференции является итоговым этапом в работе над проектом. Конференция даёт возможность студенты продемонстрировать результаты своей исследовательской деятельности, а преподавателю оценить выполнение самостоятельной работы. Поэтому, по окончании изучения раздела математики «Элементы математической статистики», я провожу мини-конференцию на уровне образовательного учреждения по теме «Исследования методами математической статистики». В программу учебно-практической конференции входит:
1.Торжественное открытие конференции, где в юмористической форме инсценируется история обучения в различные периоды эволюции человека
Представление направления работы конференции, где преподаватель математики выступает с темой – «Математическая статистика как наука, её предмет, методы и применение в прикладной статистике. Цели и задачи конференции»
Доклады студентов, …………….
Например, «У моделей длиннее ноги, чем в нашей местности дороги», - объектом исследования является протяжённость построенных и отремонтированных дорог Новосибирской области, «Не заплатишь – не зальёшь, не зальёшь не поедешь», - объектом исследования является динамика цен на бензин, «Миграционное движение в России», - объектом исследования является перераспределение населения между округами в межпереписной период и др.
Подведение итогов конференции.
По итогам проведения учебно-исследовательской конференции выбираются лучшие работы, которые впоследствии будут представлены на областной научно-практической конференции «Инновации в технике и образовании». В программе данной конференции отсутствует секция математики, но проекты представленные на защиту в учебно-исследовательской конференции на уровне учебного заведения носят интегрированный характер, что позволяет студенту продемонстрировать результаты своей деятельности в других секциях («Архитектура и строительство», «Современные проблемы экологии», «Гуманитарные науки», «Социальные технологии» и др.). Так например, Харитонов Николай – студент 1 курса, обучающийся по специальности «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов» выступив с темой «Экономический анализ динамики цен на бензин» в секции «Экономика, бизнес и управление» занял в областной научно-практической конференции «Инновации в технике и образовании» 1 место.
Научно-исследовательская работа студентов филиала колледжа даёт свои позитивные результаты: усиливается мотивация к обучению и овладению профессией, развивается творческий подход к освоению изучаемых в процессе исследования дисциплин, что значительно повышает качество образовательного процесса и уровень усвоения компетенций.
Из вышесказанного можно сделать следующие выводы. Развитие у студентов УУД ведёт к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания. Умения, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умения учиться. Обеспечивает переход от осуществляемой совместно и под руководством педагога учебной деятельности к деятельности самообразования и самовоспитания. Технология проектной деятельности является эффективным средством развития УУД при изучении курса «Математика».