Статья на тему Коммуникативный подход в обучении английскому языку


Коммуникативный подход в обучении английскому языку.
Самая большая роскошь на Земле-Это роскошь человеческого общения.
А. Сент-Экзюпери
Большие изменения, происходящие в России в последние десятилетия, не могли не отразиться на обучении иностранному языку; повысился его престиж в обществе, появились школы разного типа- лицеи, гимназии и т.д. Это, естественно, потребовало изменений в программах, УМК и методических пособиях. В них ИЯ призван реализовать основную стратегию образования- формирование всесторонне развитой личности, осуществлять идею европеизации образования через диалог культур и цивилизаций современного мира. Главное внимание уделяется коммуникативной цели обучения ИЯ. Раскрытие этой цели обеспечивается спецификой учебного предмета «иностранный язык». Она заключается в том, что язык- будь то родной или иностранный- служит средством общения, средством приема и передачи информации в современных условиях социальной жизни. Как результат в конце 20 века возник коммуникативный подход к обучению ИЯ, который противопоставляется традиционному методу, ассоциируемому с разговорами о языке вместо общения на нем.
На своих уроках я использую приемы коммуникативного подхода, который имеет ряд особенностей:
Речевая направленность, т.е. обучение через общение на языке;
Функциональность, которая предполагает усвоение слов и грамматических форм сразу в деятельности;
Ситуативность, т.е. ролевая организация учебного процесса (отбор и организация материала на основе ситуаций и проблем общения, интересующих учащихся);
Новизна речевых ситуаций, используемого материала, организации урока и разнообразие приемов работы;
Личностная ориентация общения, т.е. учет всех личностных характеристик, ибо только таким путем могут быть созданы условия общения: вызвана коммуникативная мотивация, обеспечена целенаправленность говорения, сформированы взаимоотношения и т.д.
Коллективное взаимодействие, т.е. активное общение друг с другом, где условием успеха каждого является успех остальных;
Моделирование, т.е. отбор необходимого объема знаний для представления культуры страны и системы языка в концетрированном, модельном виде.
В процессе обучения практически всё зависит от упражнений. Все упражнения, используемые на урока, носят речевой характер(пересказ текста своими словами, описание картины, серии картин, предметов, комментирование и т.д.)
В системе форм проводимых занятий особое значение имеют нетрадиционно построенные, т.е. уроки с использованием коммуникативных игр. Данные игры обладают высокой степенью наглядности и позволяют активизировать изучаемый языковой материал в речевых ситуациях. Моделирующих и имитирующих реальный процесс обучения. Выделяют несколько приемов коммуникативной игры:
коммуникативные игры, в основе которых лежит прием ранжирования;
коммуникативные игры, построенные на основе преднамеренного создания различий в объеме информации у учеников;
игры, предполагающие группирование или подбор подходящих вариантов;
игры на поиск пары и координацию действий;
интервью;
ролевые игры.
Каждый из этих приемов имеет четкую структуру: подготовительный этап(введение в речевую ситуацию, знакомство с проблемой для обсуждения), собственно игра(где я-ведущий или играю одну из второстепенных ролей, чтобы направлять действия детей в нужное русло); заключительный этап(оценка действий учащихся и дискуссия по данной теме).
Значение игры невозможно иссерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. Являясь развлечением. Отдыхом. Она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель человеческих отношений.
При обучении письму и письменной речи мною используются такие приемы, как:
1)коллективное составление письма;
2) обмен письмами, так называемое «ролевое письмо». Когда учащиеся пишут письма на заданную тему от имени какого-либо персонажа. Обучаемые знакомят класс со своими текстами, герои которых должны быть угаданы;
3) составление текстов рекламных объявлений, полезных советов, рецептов и инструкций к применению различных бытовых приборов;
4)составление стихотворений по цепочке;
5) «издание» собственного журнала.
Данная методика требует иной, отличной от традиционной, организации учебного пространства. На моих уроках дети сидят не в затылок друг другу, а полукругом произвольно. В такой атмосфере удобнее общаться. Снимается чувство скованности, идет обучающее общение.